Основные криминогенные факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность, и меры предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:52, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ криминогенных факторов, влияющих на должностную и коррупционную преступность и меры ее предотвращения.

Задачи:
1. Дать общую характеристику должностной и коррупционной преступности
2. Проанализировать факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность;
3. Изучить меры предупреждения должностной и коррупционной преступности.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика должностной и коррупционной преступности 5
2. Факторы, обуславливающие должностную и коррупционную
преступность 10
3. Меры предупреждения должностной и коррупционной преступности 16
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20

Работа содержит 1 файл

Основные криминогенные факторы обуславливающие должностную и коррупционную преступность и меры предупреждения.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Среди специфических факторов, определяющих состояние коррупции, следует выделить те из них, которые связаны с особенностями  служебной среды, условиями службы; с характеристикой самих служащих; с состоянием социального контроля за их служебной деятельностью.

     Выделяя служебную среду в качестве продуцирующего фактора должностной и коррупционной  преступности, особое внимание необходимо обратить на:

     а) условия службы;

     б) существующий тип управления;

     в) социально-психологическую обстановку в коллективе.

     На  должностную и коррупционную  преступность серьезно влияет и существующая в учреждениях социально-психологическая  обстановка, признание коррупции  в среде служащих нормальным явлением.

     Большое значение в системе детерминант  должностной и коррупционной  преступности имеют негативные личностные характеристики самих государственных  и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн чиновников).

     Не  в полной мере соразмерна установленная  законом ответственность лиц, виновных в совершении должностных и коррупционных  преступлений, с тяжестью содеянного. Так, за получение и дачу взятки, коммерческий подкуп возможно назначение виновному уголовного наказания в виде штрафа. Иначе определяется ответственность должностных лиц государственного аппарата и даже коммерческих структур большинства западных стран.

     Рассмотрим  экономические факторы коррупционной преступности. К числу основных экономических факторов рассматриваемого явления в России следует отнести7:

       а) экономическую нестабильность, проявляющуюся прежде всего в  бессистемных изменениях инфляции  и, следовательно, в сверхвысоких темпах обесценивания денежного содержания государственных и муниципальных служащих, что провоцирует поиск последними любых источников доходов (в результате финансового кризиса августа 1998 г. средний размер месячного содержания сотрудников правоохранительных органов уменьшился в течение двух месяцев с двухсот долларов США до пятидесяти);

       б) появление достаточно представительного  слоя людей, имеющих сверхвысокие  доходы и, следовательно, свободные  деньги, которые могут широко  использоваться для подкупа;

       в) завышенные темпы приватизации  государственной собственности;

       г) отсутствие эффективной рыночной  конкуренции, позволяющее получать  необоснованные сверхдоходы;

       д) традиция уравнительного подхода  к оплате труда государственных  и муниципальных служащих, провоцирующая создание незаконных, но более эффективных механизмов компенсации дополнительных затрат.

     Политические  факторы коррупционной преступности8:

       а) отчуждение большей части  населения от власти, в частности  от управления имуществом, от  правотворчества и правоприменения, которое уже само по себе постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;

       б) реальная возможность представителей  власти (прежде всего на уровне  высших ее органов) определять  в своих интересах формы наказуемого коррумпированного поведения для государственных служащих или препятствовать установлению ответственности за коррупционное поведение;

       в) отсутствие эффективного парламентского  контроля за состоянием коррумпированности  высших должностных лиц государства;

       г) нестабильность существующих  форм политического устройства  общества на всех уровнях, провоцирующая  недобросовестное отношение государственных  и муниципальных служащих к  своим обязанностям;

       д) расширяющееся проникновение  в государственные органы власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ;

       е) непомерно высокая численность  государственного аппарата, естественно,  ухудшающая условия оплаты труда  государственных служащих и качество  контроля за их работой;

       ж) ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;

       з) отсутствие эффективного политического  механизма, обеспечивающего быстрое  лишение полномочий государственных  и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения действиями, которые традиционно воспринимаются как коррупция (присвоение дорогих подарков, систематическое присутствие на бизнесбанкетах и т.п.).

     Существование специфических правовых причин и  условий коррупционной преступности (как обособленной части соответствующего политического комплекса) в значительной степени обусловлено самой природой юридической нормы как общего для всех правила поведения, которая изначально предполагает необходимость предоставления правоприменителю (обычно это государственный или муниципальный служащий) некоторой свободы усмотрения. Чем больше этой свободы, тем шире объективные основания для коррупционных правонарушений. В этой связи, в частности, можно утверждать что особенности действующего законодательства России, объективно способствуют распространению коррупции в системе уголовной юстиции. За право виновного на всесторонний учет свойств его личности при определении меры ответственности за преступление общество платит предоставлением правоприменителю (следователю, прокурору, судье) большей свободы в применении закона9.

     К числу таких причин и условий  коррупционной преступности следует  отнести10:

      - отсутствие законодательного определения  коррупционного преступления;

      - сохраняющееся господство ведомственного нормативного саморегулирования по отношению к законодательному, препятствующее эффективному контролю за предпосылками коррупции на уровне ведомств;

      - почти полное отсутствие административно-правовых  запретов на различные виды  коррумпированного поведения;

      - существование многочисленных  пробелов в законодательстве, регламентирующем  налогообложение государственных  служащих;

      - объективное бессилие законов  вообще в условиях общего кризиса.

     Психологические причины и условия коррупционной преступности включают11:

      - многовековые традиции мздоимства  и лихоимства на государственной службе в России12;

      - традиционно низкий уровень  солидарности населения с нормами  об ответственности за подкуп;

      - относительно низкий уровень  правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от государственных служащих;

      - психологическая готовность значительной  части населения к подкупу  государственных служащих для  реализации как законных, так  и незаконных интересов;

      - крайне низкий, субъективно воспринимаемый риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния;

      - феномен обоюдной вины подкупаемого  и подкупающего.

     Причины и условия коррупции организационного характера13:

      - структурная неадекватность правоохранительной системы целям борьбы с коррупцией;

      - незначительная практика применения  правовых норм, предназначенных  для борьбы с коррупцией;

      - отсутствие сколько-нибудь эффективной  административной и уголовной  статистики коррупционных преступлений;

      - отсутствие федерального и регионального  регистров (учреждений, осуществляющих  регистрацию и учет) лиц, которым  запрещено занимать должности  на государственной и муниципальной  службе;

      - отсутствие специализированного  внебюджетного фонда по финансированию специальных мер по борьбе с коррупционной преступностью;

      - низкая учебно-методическая обеспеченность  подготовки специалистов в сфере  борьбы с коррупционной преступностью;

      - малоэффективный механизм взаимодействия  правоохранительных органов по  вопросам борьбы с коррупционной преступностью (прежде всего на местном и региональном уровне). 

 

3. Меры предупреждения должностной  и коррупционной преступности 

     В борьбе с должностной и коррупционной  преступностью важное значение имеет  предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц.

     Мерами  такого предупреждения являются14:

     совершенствование правовой базы борьбы с должностной  и коррупционной преступностью;

     совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов;

     четкая  правовая регламентация служебной  деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;

     совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;

     разработка  и реализация на федеральном и  региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной  и коррупционной преступностью;

     осуществление повышенного контроля за доходами и  расходами государственных, муниципальных  и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных  и коррупционных преступлений;

     обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;

     повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных  преступлений;

     совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений;

     установление  и осуществление административного  надзора за лицами, имеющими судимости  за совершение тяжких должностных и  коррупционных преступлений;

     использование средств массовой информации и системы  образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности  коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости к ее проявлениям.

     Наряду  с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных  преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц15.

     Превалирование  в деятельности государственных  служащих решения задач защиты интересов личности, населения над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению должностной и коррупционной преступности. 
 

 

Заключение 

     Итак, должностная и коррупционная преступность во многом предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и нестабильность развития экономики, существование ее "теневой" составляющей, "дикого" рынка, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.).

Информация о работе Основные криминогенные факторы, обуславливающие должностную и коррупционную преступность, и меры предупреждения