Правовой статус арбитражного управляющего

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правового статуса арбитражного управляющего. Достижение данной цели связано с реализацией рада задач:

- выявление отличительных особенностей статуса арбитражного управляющего от статуса индивидуального предпринимателя;

- определение требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего;

- определение общих прав и обязанностей арбитражного управляющего;

- установление специальных прав и обязанностей арбитражного управляющего, возникающих на разных стадиях банкротства.

Содержание

Введение

1.История развития понятия «арбитражный управляющий»
2.Сущность правового статуса арбитражного управляющего
3.Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего
4.Общие права и обязанности арбитражного управляющего
5.Правовой статус арбитражного управляющего на разных стадиях
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач 1 Статус Арбитражного управляющего.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     Таким образом, перечень общих прав и обязанностей арбитражного управляющего является достаточно длинным, что дает нам основу говорить о сложности профессии арбитражного управления. Необходимо отметить, что обязанностей у арбитражного управляющего гораздо больше чем прав. Именно поэтому на кандидатуру управляющего возлагается большая ответственность по соблюдению своих обязанностей, направленных на реализацию конкурсного процесса. 

 

      5. Правовой статус арбитражного управляющего на разных стадиях процедуры банкротства 

     5.1 Правовое положение временного управляющего 

     Основной  задачей первой стадии банкротства  предприятия является обеспечение  сохранности имущества должника с целью максимально полного  удовлетворения требований конкурсного  кредитора. Основную роль в процедуре наблюдения занимает специально назначаемое арбитражным судом лицо - временный управляющий. При осуществлении процедуры наблюдения временный управляющий обладает целым комплексом прав и обязанностей (ст. 66, 67 Закона), позволяющих ему достаточно эффективно достигать вышеуказанных целей данной процедуры банкротства. Выделяют следующие, характерные именно для этой стадии банкротства предприятия права арбитражного управляющего:

  • предъявлять от своего имени требования о признании недействительными оспоримых сделок и решений;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
  • принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника, касающихся требований кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 Закона, - речь может идти об ограничениях по размеру (сумме) либо по категории сделок;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя от должности.

     Среди обязанностей, возникаемых у временного управляющего, можно выделить следующие:

  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника - это могут быть меры как юридические, так и фактические;
  • проводить анализ финансового состояния должника;
  • выявлять кредиторов должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • уведомить кредиторов о введении наблюдения;
  • созвать и провести первое собрание;
  • представить отчет о результатах наблюдения.

     При этом статья 67 Закона не упоминает о возможности установления иных обязанностей временного управляющего; тем не менее представляется очевидным, что Закон может содержать указания и на другие обязанности, в частности в рамках процедур, применяемых к отдельным категориям должников. 

     5.2 Правовое положение административного управляющего 

     Следующей последовательной стадией банкротства  после процедуры наблюдения является финансовое оздоровление. Эта процедура  возникает только при наличии  у предприятия возможностей для  восстановления своей платежеспособности, если этого условия нет, то данная процедура не применяется. Функция восстановления платежеспособности должника путем проведения ряда антикризисных мероприятий возложена на административного управляющего.

     Его обязанности определены в п.3 статьи 83 Закона. Назову наиболее интересные из них. Важной является обязанность по осуществлению контроля за своевременным исполнением должником требований кредиторов. Для осуществления этой функции разрабатывается график погашения задолженности и план финансового оздоровления должника. Одна из обязанностей административного управляющего - предъявление лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств, требований, вытекающих из предоставленного обеспечения, если должник не исполняет график погашения задолженности.

     Права административного управляющего перечислены  в п.4 статьи 83. Очень важны его права по обращению в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также по отмене таких мер. Закон не дает даже примерного их перечня, следовательно, управляющий при наличии соответствующей аргументации может настаивать практически на любых ограничениях для руководителя должника. В частности, речь может идти о расширении числа сделок, на которые требуется согласие управляющего, собрания либо комитета кредиторов. Кроме того, обращает на себя внимание право управляющего в соответствии с ч.7 п.4 предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных должником с нарушением требований Закона. 

     5.3 Правовое положение внешнего управляющего 

     Одним из возможных итогов процедуры финансового оздоровления, в соответствии с ныне действующим законодательством о банкротстве юридических лиц, является введение арбитражным судом процедуры внешнего управления. Введение внешнего управления является весьма значимым событием для организации-должника, так как закон связывает с этим фактом существенные юридические последствия (статья 94 Закона). Среди всех этих последствий наиболее интересными является радикальное изменение порядка управления должником - руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

     В отличие от временного и административного управляющих внешний управляющий наделен значительно более широким кругом полномочий по управлению неплатежеспособным должником. Фактически после отстранения руководителя должника от должности внешний управляющий до окончания периода внешнего управления приобретает полномочия, которые даже несколько шире, чем те, которыми обладало прежнее руководство должника. Так, например, собственник имущества должника или органы управления должником не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом организации-должника. Это, однако, не означает, что действия внешнего управляющего ничем не ограничены: п.1 статьи 101 Закона обусловливают возможность заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, получением предварительного согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

     Конкретное  содержание правомочий внешнего управляющего определяется в статье 99 Закона, содержащей перечень основных прав и обязанностей внешнего управляющего:

     1. Права:

  • распоряжение имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
  • заключение от имени должника мирового соглашения;
  • отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона;
  • заявление в суд требований, связанных с недействительностью сделок и решений должника.

     2. Обязанности:

  • принятие имущества и осуществление инвентаризации;
  • осуществление управления имуществом должника;
  • разработка и представление собранию кредиторов плана внешнего управления;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и контроля;
  • принятие мер по взысканию задолженности перед должником (дебиторской задолженности) - указанные меры могут быть любыми и направлены на взыскание как денежных средств, так и иного имущества;
  • исполнение плана внешнего управления - осуществление мероприятий, в нем названных, с соблюдением требований Закона о банкротстве;
  • информирование комитета и собрания кредиторов о ходе проведения внешнего управления;
  • представление отчета об итогах реализации плана внешнего управления, т.е. об итогах проведения наблюдения.
 

     5.4 Правовое положение конкурсного управляющего 

     Существенными отличиями от правового положения  временного управляющего и внешнего управляющего обладает статус конкурсного  управляющего, участвующего при осуществлении  завершающей стадии процесса банкротства - конкурсного производства. При  этом само конкурсное производство можно представить в качестве системы мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника - юридического лица; во-вторых, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. В связи с этим статья 129 Закона регламентирует следующие полномочия конкурсного управляющего:

     1. Права:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке, установленном;
  • увольнять работников должника;
  • заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 Закона;
  • передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
  • предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником.

     2. Обязанности:

  • принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;
  • уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
  • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

     Исходя  из статьи 129 Закона, можно сделать  вывод, что деятельность конкурсного управляющего в значительно большей степени, чем у иных управляющих формализована и подчинена предельно конкретной цели - наиболее справедливому распределению имущества должника между его кредиторами. Напротив, правовое положение внешнего, административного и временного управляющих имеет в основе относительно самостоятельные действия управляющих, которые в значительно меньшей степени связаны в своих полномочиях решениями иных органов (в том числе и арбитражного суда). Можно даже сказать, что именно от действий временного, административного и внешнего управляющих во многом зависит дальнейший ход процесса банкротства или даже его прекращение, в то время как процедура конкурсного производства более жестко регламентирована и имеет конкретную цель без возможности выбора каких-либо альтернатив.

 

      Заключение 

     Категория «арбитражный управляющий» является не новой в современном законодательстве. Аналогичная категория под названием  «попечитель» существовала еще в  дореволюционном законодательстве о банкротстве, в котором были определены статус и соответствующие ему функции «попечителя». В законодательстве послесоветской России понятие «попечитель» было заменено на понятие «арбитражный управляющий», однако основополагающие принципы данной правовой категории были сохранены. По мере становления и развития рыночной экономики в России понятие категории арбитражного управляющего претерпевало изменения, целью которых было обеспечение справедливого правосудия, учитывающего все спорные вопросы в делах о несостоятельности. Арбитражный управляющий как значимая фигура в деле о банкротстве была впервые введена федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в 1998г. Далее произошли некоторые изменения законодательства о банкротстве, воплотившиеся в новом законе 2002г. Именно этот закон сегодня является основополагающим при определении статуса арбитражного управляющего. Под статусом арбитражного управляющего понимается сумма прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права. При этом выделяют как общие права и обязанности арбитражного управляющего, так и конкретные полномочия данного субъекта, возникающие на конкретных стадиях банкротства предприятия. Перечень общих прав и обязанностей арбитражного управляющего указаны в статье 20 и ее частях федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Статус арбитражного управляющего, возникающий на каждой стадии процедуры банкротства предприятия описывается в статьях 66, 67, 83, 99, 129 соответствующих разделов Закона. Кроме прав и обязанностей арбитражного управляющего при определении его статуса выделяют также требования, предъявляемые к его кандидатуре, что является основной неизменной частью статуса любого управляющего. Одним из основополагающих требований, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего является его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Очевидно, что законодатель, утверждая такую норму закона, стремился подобрать наилучшую кандидатуру на должность арбитражного управляющего с точки зрения наличия практических навыков решения сложных вопросов и антикризисного управления предприятием. Однако подобные меры не привели к сближению статуса арбитражного управляющего и предпринимателя, напротив, законодатель создал субъект, не имеющий аналогов по правовому статусу в современном законодательстве.

Информация о работе Правовой статус арбитражного управляющего