Правовые и этические проблемы эвтаназии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:19, реферат

Описание работы

Эвтаназия буквально означает «хорошую, легкую смерть» (от греческого eu - хороший и thanatos - смерть). В литературе можно встретить и другие термины: «эйтаназия», «эутаназия», «евтанизия» и другие. Однако в настоящей работе мы будем использовать термин «эвтаназия» как наиболее часто употребляемый в медицинской, философской и юридической литературе.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие об эвтаназии 4
2. Эвтаназия пассивная и активная 5
3. Эвтаназия или нет? 6
4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8
Заключение 15
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Владимирский  государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Факультет дошкольного и начального образования 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Биоэтика»

на тему: «Правовые и этические проблемы эвтаназии» 
 
 
 
 

     Подготовила:

     студентка 5 курса 

     группы  НКг-107

     Анненкова И.М.

     Проверил:

     доц. Белоусов П.А. 

Владимир 2011

Содержание 

Введение 3

1. Понятие об эвтаназии 4

2. Эвтаназия пассивная и активная 5

3. Эвтаназия или нет? 6

4. Правовые и этические проблемы эвтаназии 8

Заключение 15

Список использованной литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Эвтаназия буквально означает «хорошую, легкую смерть» (от греческого eu - хороший и thanatos - смерть). В литературе можно встретить и другие термины: «эйтаназия», «эутаназия», «евтанизия» и другие. Однако в настоящей работе мы будем использовать термин «эвтаназия» как наиболее часто употребляемый в медицинской, философской и юридической литературе.

     В последние годы как в России, так  и за ее пределами оживились споры  по поводу допустимости, оправданности, этичности эвтаназии и даже ее законодательного закрепления («легализации»). Толчком к дискуссиями послужило  принятие законодателями некоторых  стран специальных нормативных  актов, не только разрешающих эвтаназию, но и регламентирующих условия ее осуществления медицинскими работниками.

     К сожалению, в российской юридической  литературе проблемы эвтаназии до последнего времени не получали должного освещения. Как справедливо заметил М.И. Ковалев, «сама тема смерти считалась в  рамках того общества, которые мы строили». В течении долгого времени  не публиковалась статистика не только самоубийств, но и убийств. Проблемы эвтаназии, имеющей множество аспектов – медико-биологических, правовых, нравственно-этических, религиозных  и других, - особенно обострились  в последние десятилетия, когда  медицина достигла не виданных ранее  высот, человек в его противостоянии смерти добился больших успехов  в области реаниматологии и трансплантологии, были освоены новые методики жизнеобеспечения и реабилитации коматозных больных, уточнены критерии наступления смерти человека. Одновременно с этим началось переосмысление многих правовых положений  и научных концепций.

     Проблема  эвтаназии порождает многочисленные дискуссии, в которых одни отвергают  эвтаназию как акт убийства, другие рассматривают ее как панацею  от всех бед.

     1. Понятие об эвтаназии

 

     Анализ  обозначенных проблем предполагает определение понятия эвтаназии. В медицинской, философской и  правовой литературе она определяется по-разному: «безболезненный, щадящий  и избавляющий от страданий необратимый  исход в небытие» (М.И. Ковалев); «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе  с целью прекращения страданий» (А. И. Коробеев); «сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и  безболезненным путем с целью  прекращения страданий» (И.В. Силуянова). Ни одно из приведенных определений  нельзя признать исчерпывающими, включающим все признаки и охватывающим все  возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет ограничить эвтаназию от самоубийства. Совершаемого без участия другого лица.  Второе не учитывает случаи, когда  больной не в состоянии высказать  свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к  смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия  врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и  наступлению смерти пациента. Ни в  одном из определений не говориться о субъекте, осуществляющем эвтаназию. Представляется, что таким субъектом  может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же соответствующие действия (бездействие) осуществляют иные лица, например, родственники больного, то эти случаи следует  рассматривать не с позиций эвтаназии, а с позиций более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение вреда.

     Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя, с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие «информированный больной», употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает такого пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья и диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения, либо отказа от него.

     2. Эвтаназия пассивная и активная

 

     Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не назначается. Пассивная эвтаназия означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль, - в этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутревенные вливания, искусственное питание. Нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент хочет выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему это разрешается.

     Активной эвтаназией называется эвтаназия, когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют "метод наполненного шприца") понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

     И в том, и в другом случае ключевым моментом является ''просьба больного''. То есть эвтаназия – дело сугубо добровольное, так как недобровольная эвтаназия с юридической точки  зрения есть самое настоящее умышленное убийство.

     Однако  грань между активной эвтаназией и убийством тоже очень тонка. Именно поэтому право человека на ''хорошую смерть'' при непосредственном участии врача является предметом  самых ожесточенных дискуссий.

     Тем не менее, активная эвтаназия разрешена  в Голландии и Бельгии. Парламенты многих других европейских государств также готовы рассмотреть подобные законопроекты.

     Активная  эвтаназия – это преднамеренное действие с целью прервать жизнь  пациента.

     Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

     1) "Убийство из милосердия" –  происходит в тех случаях, когда  врач, видя мучительные страдания  безнадежно больного человека  и будучи не в силах их  устранить, например, вводит ему  сверхдозу обезболивающего препарата,  в результате чего наступает  желанный смертельный исход. 

     2) "Самоубийство, ассистируемое врачом" – происходит, когда врач только  помогает неизлечимо больному  человеку покончить с жизнью.

     3) Собственно активная эвтаназия  – может происходить и без  помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

     3. Эвтаназия или нет?

 

     Об  эвтаназии речь идет лишь тогда, когда  мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь  у безнадежно, смертельно больного лица – для того, чтобы избавить его от лишних страданий, – либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо "оставив  его умирать", перестав кормить  больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок  с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или  обрекают на верную смерть, прекращая  подачу питания и основного лечения  лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:

  • об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть;
  • об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае не ставят перед собой цели "помочь умереть" пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

       Эвтаназию можно поставить в  ряд различных медицинских методов:

  • эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);
  • эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);
  • эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);
  • эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);
  • эвтаназии нет, если "дают спокойно умереть" больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок - в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

     4. Правовые и этические проблемы эвтаназии

 

     Под эвтаназией понимается не просто легкая, бесполезная смерть, а смерть которая соответствует желанию самого умирающего (либо желанию его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии (активном или пассивном) медика. Именно этим эвтаназия определяется как контекст медицинской практики, в котором можно обсуждать проблемы эвтаназии, как таковой, и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем вопросы эвтаназии затрагивают глубинные слои человеческого сознания и фундаментальные ценности общества, чем объясняется острота и сложность дискуссий. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этическую точки зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления.

Информация о работе Правовые и этические проблемы эвтаназии