Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблем преступности несовершеннолетних, особенностей ее причинного комплекса, а также приобретение знаний по предупреждению преступлений среди конкретной группы несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и основные особенности преступности несовершеннолетних 5
1.2 Основные показатели преступности несовершеннолетних 8
2. Личность несовершеннолетнего преступника. 11
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних 25
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних 28
Заключение 33
Список использованных источников: 34

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 91.29 Кб (Скачать)

Проявляются взаимосвязанные  тенденции интеграции и дифференциации преступности несовершеннолетних. С  одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними  с участием взрослых, ранее судимых, происходит активное внедрение «авторитетов»  преступного мира в подростковую среду. С другой стороны, заметна  тенденция к автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых. В результате интересы групп несовершеннолетних преступников сталкиваются с интересами взрослых преступников в сфере рэкета, наркобизнеса, проституции и т.п.

Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними  с психическими отклонениями. Речь идет о так называемых пограничных  состояниях, не исключающих вменяемости  и, следовательно, ответственности. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм, сексуальные расстройства.

Указанные расстройства - это  не тяжелые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они  приобретены не в результате отягощенной  наследственности, а вследствие неблагоприятных  условий жизни и воспитания. Подобной точки зрения придерживаются многие криминологи. Так, Г.А. Аванесов подчеркивает важность изучения лиц, совершающих  преступления, последствий наследственных заболеваний с учетом психики, последствий  наследственных заболеваний и т.п.

1.2 Основные показатели  преступности несовершеннолетних

 

В период с 1995 по 1998 г. отмечался  неуклонный рост преступности несовершеннолетних. С 1998 по 2005 г. наблюдается неравномерная динамика. В 2004 и 2005 гг. зарегистрирован интенсивный рост, однако с 2006 по 2011 г. на территории нашей республики наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня преступности несовершеннолетних (рис. 1). В 2011 г. зарегистрирован самый низкий показатель рассматриваемого вида преступности за последние 10 лет 3886 преступления (снижение по сравнению с 2010 г. 8,1 %).

 

Рис. 1. Динамика преступности несовершеннолетних В Республике Беларусь за 2000 – 2011 гг.

 

Наибольшее количество преступлений в 2011 г., как и в 2010., совершено несовершеннолетними  в Гомельской и Минской областях. В общем, за два года наблюдается  снижение преступлений по всем областям (рис. 2).

Рис. 2 Распространённость преступности несовершеннолетних по областям Беларуси в 2011 г.

 

в структуре преступности лиц, не достигших 18 лет, преобладают  преступления против собственности, в  частности, кражи ( в 2010 г. 2368, в 2011 г. 2054), хулиганство (в 2010 г. 518, в 2011 г. 450), грабёж (в 2010 г. 265, в 2011 г. 233), угон транспортных средств ( в 2010 г. 195, в 2011 г. 156). 

Особенностью структуры  преступности несовершеннолетних является довольно высокая доля преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, примерно 25% (у взрослых около 35%). В 2010 г. в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетними лицами было совершено 807 преступлений, в 2011 г. 763. Доля рецидива в преступности несовершеннолетних ненамного ниже чем у взрослых, и превышает 40 %. Доля преступлений, совершённых в группе, около 50 %. О низком уровне предупредительной деятельности среди несовершеннолетних, имеющих судимость, свидетельствует тот факт в 2010 г. данной группой лиц было совершено 517 преступлений, в 2011 г. 401 [15; с. 231]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личность  несовершеннолетнего преступника.

 

Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования и фундаментальные научные труды.

Личность преступника  всегда выступает в качестве одного из центральных звеньев криминологической  характеристики любого вида преступности. В литературе отмечается, что сама криминология как наука, по сути, начиналась с изучения личности преступника. Однако методологической особенностью такого рода исследований является то, что  они в силу природы объекта  изучения менее универсальны, чем  исследования социально-экономических, культурных и иных детерминант. Это  обусловлено индивидуальностью  каждого человека, присущими только ему качествами.

Однако выработка эффективных  мер контроля над преступностью, предупреждения преступности в целом  и отдельных ее видов становятся невозможными без изучения особенностей личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все  социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, именно она является основным и важнейшим  звеном всего механизма преступного  поведения.

Существенное место занимает данная проблема и в исследовании преступности несовершеннолетних. Значительная часть криминологических исследований и научных публикаций посвящается  данной проблеме. Особое значение рассматриваемой  проблемы для преступности несовершеннолетних обусловлено в том числе и  тем, что в основе выделения данного  вида преступности лежат в первую очередь социально-демографические  и нравственно-психологические особенности  личности преступника.

Личность несовершеннолетнего  в силу возрастных особенностей характеризуется  специфическим набором психологических  свойств и качеств, небезразличных в криминологическом плане. Последние, подвергаясь воздействию криминогенных  факторов, лежащих в первую очередь  в сфере условий жизни и  воспитания, нередко обостряются, повышая  тем самым вероятность делинквентного, в том числе преступного поведения. Сознание и психика несовершеннолетнего  находятся, в отличие от взрослого  индивида, в стадии интенсивного формирования, обусловливая повышенную восприимчивость  как к позитивным, так и негативным воздействиям.

Личность несовершеннолетнего  преступника - имеет характерные  особенности по сравнению с взрослыми  лицами, изучение которых дает возможность  выбрать наиболее целесообразные с  точки зрения эффективности меры частной превенции.

Социально-демографическая  характеристика личности несовершеннолетнего преступника характеризуется рядом специфических признаков (пол, возраст, образование, социальное положение, профессия, род занятий и т.д.).

Изучение статистических данных о половой принадлежности несовершеннолетних преступников показывает, что абсолютное большинство из них (91%) - лица мужского пола. Доля несовершеннолетних женского пола незначительна (9%).

Преобладание в структуре  несовершеннолетних преступников мужского пола, по мнению ученых, предопределяется не высокой нравственностью лиц  женского пола, не большей их социальной сознательностью, а теми социальными  условиями, которые определяют роль женщины в обществе и, как следствие, влияют на потребностно-ценностную и  мотивационную сферы.

Социальные детерминанты, а также физиологические особенности  несовершеннолетних женского пола предопределяют некоторые особенности видов  совершаемых ими преступлений. Так, по данным А.Н. Ильяшенко, в структуре  преступности несовершеннолетних женского пола встречаются лишь единичные  случаи вымогательства, угонов, преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, незначительны проявления преступлений, связанных с криминальным насилием. При этом основную массу преступлений, совершаемых указанной категорией лиц, составляют кражи.

По сведениям других исследователей, в структуре преступности несовершеннолетних женского пола в 2 раза меньше убийств, в 2,5 раза - преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, в 11 раз - неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения, чем  в структуре преступности несовершеннолетних мужского пола.

Однако результаты исследований показывают, что в случаях совершения несовершеннолетними женского пола насильственных преступлений они чаще сопровождаются жестокостью, дерзостью  и цинизмом, чем преступления юношей.

По утверждению И.И. Карпеца, «...истоки повышенной жестокости преступности несовершеннолетних женского пола следует  искать в общей ситуации озлобления, в которой пребывает наше общество, в разрушении и падении нравственных ценностей, разочаровании жизнью и социальным строем». Однако надо искать и внутренние причины формирования женской психологии в современных условиях».

Изучение возрастных особенностей личности несовершеннолетних преступников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют лица старшего возраста (16-17 лет) - 70%. При этом наибольшее число несовершеннолетних преступников (43,1%) достигли 16-летнего возраста. Доля несовершеннолетних преступников в возрасте 14-15 лет составляет 30%. Указанные показатели сохраняют относительную стабильность более 10 лет (66,772,3%-лица в возрасте 16-17 лет; 33,3 -27,7%- 14-15-летние).

При этом криминальная активность несовершеннолетних увеличивается  прямо пропорционально возрасту. Однако изложенное не означает необходимость сосредоточения профилактических усилий исключительно на данной категории лиц, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних в более раннем возрасте.

Необходимо констатировать невысокий образовательный уровень несовершеннолетних преступников - среди них преобладают лица, имеющие образование не выше основного общего. Только 2,5% несовершеннолетних преступников имеют начальное или среднее профессиональное образование. 34% несовершеннолетних преступников имеют образование менее 9 классов. Из них 19,8% оставили обучение в школе после окончания 8 класса, 9,6% проучились в школе 7 лет. Однако особую озабоченность вызывает тот факт, что не окончили 7 классов средней школы 4,6% несовершеннолетних, совершивших преступления. При этом отмечается, что существенная часть этих лиц не получила образование по причине плохой успеваемости, из-за конфликтов с учителями либо собственного поведения. •

Невысокий образовательный  уровень несовершеннолетних преступников обусловливает и специфику их социальных ролей. Незанятость всегда играла существенную роль среди факторов, формирующих социальную и криминогенную напряженность в обществе, а- в условиях нестабильности экономики и негативных явлений в социальной сфере ее детерминирующая роль возрастает. Необходимо отметить, что почти 33,5% несовершеннолетних рассматриваемой группы на момент совершения преступления нигде не учились и не работали; менее половины несовершеннолетних преступников (45,9%) обучались в образовательных учреждениях, 20,6% - работали на временной или постоянной работе.

Тот факт, что среди несовершеннолетних преступников гораздо меньше учащихся, чем среди законопослушных несовершеннолетних, свидетельствует о том, что общеобразовательная  школа при всех недостатках ее воспитательной деятельности была и  остается для большинства несовершеннолетних наиболее благоприятной (после семьи) средой, формирующей позитивные личностные установки.

Социально-демографические  признаки личности несовершеннолетнего  преступника дополняются нравственно-психологической характеристикой. Наука пытается выделять наиболее существенные, типичные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника, но все они обладают определенной долей условности. Основное, что, по мнению ученых, характеризует несовершеннолетнего преступника, это социальная деформация и дезадаптация его личности. Чаще всего она развивается постепенно, захватывая глубокие нравственные и иные важные социальные основы личности. Данный процесс ускоряется, если подросток попадает в так называемую криминальную молодежную субкультуру, или криминальный мир взрослых.

Наиболее типичными в  науке считаются следующие психологические  особенности личности несовершеннолетних, детерминирующие совершение ими  преступных деяний:

- ложно понимаемое стремление  к самовыражению, искаженное представление  об одобряемых ценностях (смелость, дружба, солидарность);

- стремление к быстрому (сиюминутному) эффекту при получении  приятных впечатлений и ощущений, тяга к примитивным развлечениям, к острым ощущениям, эмоционально  возбуждающим ситуациям, повышенная  эмоциональная возбудимость, импульсивность;

- равнодушие к общественным  проблемам, пренебрежение (порой  показное) нормами общественной  морали, плохое осознание общественных  норм, рамок и ограничений, заниженное  осознание должного и чувства  ответственности за свои поступки;

- обостренное чувство  независимости, негативизм в отношении  утверждений взрослых, быстрый переход  к отчужденности от близких  родственников и друзей;

- плохая социальная приспособляемость,  гиперчувствительность к межличностным  отношениям;

- стремление к подражанию;

- узость интересов, самоограничение  источников информации, эгоизм, низкий  уровень самокритичности, отсутствие  всесторонней оценки жизненных  обстоятельств, легкость отступления  от всего, что связано с трудностями  достижения цели (отложенный эффект);

- потребительская психология  как доминанта жизненной стратегии.

Указанные психологические  особенности сами по себе не являются причинами преступного поведения, но, подвергаясь воздействию неблагоприятных  жизненных условий, нередко «заостряются», деформируются, повышая вероятность  криминального поведения.

Изучение нравственно-психологических  особенностей личности несовершеннолетнего  преступника было бы неполным без  исследования ценностных ориентации. Система ценностных ориентации, принятых в обществе или социальной группе, является частью ситуации, оказывающей влияние на поведение ее членов. Поэтому изучение ценностных ориентации несовершеннолетних дает дополнительное понимание детерминант преступности и задает направление для ее профилактики.

Психологические и личностные переживания, поведенческие стереотипы в сфере морали, нравственности имеют  в своей основе способность человека оперировать представлениями о  добре и зле. Уровень развития нравственности личности определяется тем, какие базовые ценности доминируют в жизни субъекта.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних