Принципы правосудия, установленные Конституцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Содержание

Введение

1. Понятие правосудия и его принципы

1.1 Сущность правосудия

1.2 Классификация принципов правосудия

2. Цели, задачи и структура органов правосудия Республики Казахстан

3. Конституционные принципы деятельности органов правосудия РК

3.1 Принцип законности

3.2 Принцип осуществление правосудия только судом

3.3 Образование судов Республики на началах выборности и назначаемости судей

3.4 Принцип независимости судьи

3.5 Неприкосновенность судей

3.6 Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом

3.7 Право на судебную защиту

3.8 Принцип презумпции невиновности

3.9 Принцип состязательности

3.10 Гласность судебного разбирательства

3.11 Принцип языка судопроизводства

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Принципы правосудия установленные Конституцией.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

 

В порядке надзора рассматриваются  лишь вступившие в законную силу судебные акты.

Судебные постановления проверяются  на основании протестов (представлений) уполномоченных на то законом правовых лиц.

 

В порядке надзора протесты могут  рассматривать суды, указанные в  законе.

Под надзорной инстанцией понимается суд, рассматривающий дела по протестам  должностных лиц на судебные постановления, вступившие в законную силу.

Отличие апелляционной и надзорной  инстанции:

По объекту: суды надзорной инстанции  проверяют судебные постановления, вступившие в законную силу. Суды 2-ой инстанции - не вступившие в законную силу. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных постановлений (предмет пересмотра дела в порядке надзора - решения суда 1-ой, 2-ой инстанции). При рассмотрении дела по второй инстанции проверяются судебные акты суда 1-ой инстанции.

По субъектам опротестования: протест  в порядке надзора могут приносить только должностные лица. Апелляционные жалобы могут приносить лица, участвующие в деле, а также прокурор.

При рассмотрении дела в порядке  надзора соблюдаются определённые правила:

Не допускается пересмотр  дела одним и тем же органом дважды по протестам (представлениям) различных лиц.

Дело, рассмотренное в  порядке надзора в Верховном  суде РК, не может быть рассмотрено  в областном суде и равном ему  органе.

Протест (представление) в  порядке надзора на решение, приговор, определение районного суда и на апелляционное постановление областного и равного ему суда не приносится в вышестоящие надзорные инстанции (Верховный суд РК), минуя надзорную коллегию областного и приравненного ему суда.

Решение надзорной инстанции  принимается в форме постановления:

Постановления выносит  надзорная коллегия областного суда и равного ему, коллегии по гражданским  и уголовным делам Верховного суда РК и надзорная коллегия Верховного суда РК.

Надзорная коллегия может  рассматривать дело при наличии  не менее трех судей. Решения принимаются открытым голосованием большинством судей, при равенстве голосов протест считается отклонённым, как не собравший большинство голосов. Член надзорной коллегии может быть не согласен, тогда он имеет право высказать своё особое мнение.

Рассмотрение дела по вновь  открывшимся обстоятельствам - исключительная стадия рассмотрения дела, в которой  суд проводит проверку законности и  обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в связи с  обнаружением обстоятельств, которые были неизвестны при рассмотрении дела.

Вновь открывшиеся обстоятельства - это обстоятельства: которые существовали в момент разрешения дела; обстоятельства должны быть существенными; эти обстоятельства не могли быть известны суду при  рассмотрении дела.

Областные и приравненные к ним им суды являются нижестоящими судами по отношению к Верховному суду РК и вышестоящими судами для районных судов. Полномочия областного и приравненные к н им судов:

Областной суд по 1-ой инстанции  рассматривает уголовные дела о преступлениях по тем категориям, которые прямо указаны в законе. Дела о особо опасных преступлениях против государства, кроме шпионажа. Государственные преступления бывают двух видов: особо опасные и иные. Областной суд рассматривает 1-ую группу, также рассматривает дела о особо тяжких преступлениях (убийство, изнасилование с отягчающими обстоятельствами, угон воздушного судна…). Областной суд рассматривает дела о преступлениях, по которым законом предусматривается смертная казнь. Областной суд вправе принять к своему рассмотрению любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при ходатайстве обвиняемого. Уголовные дела в областном суде могут быть рассмотрены в традиционном составе: судей единолично или в составе трех постоянных судей, один из которых является председательствующим.

Областной суд рассматривает  по 1-ой инстанции гражданские дела, которые прямо указаны в законе ст. 28 ГПК РК.

Областной суд рассматривает  дела об оспаривании решений и  действий областной избирательной  комиссии по подготовке и проведении выборов и референдума.

Областной суд рассматривает  дела в качестве суда 2-ой инстанции, то есть по апелляционным жалобам  и протестам на не вступившие в  законную силу решения, приговоры районных судов.

Областной суд рассматривает  дела по протестам (представлениям) на вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления районных судов, а также на апелляционные постановления областного и приравненного к нему суда.

Районный суд является основным звеном судебной системы РК, поскольку его доля составляет 95-97% всех дел по 1-ой инстанции. Полномочия:

Районные суды рассматривают  дела по 1-ой инстанции, за небольшим  исключением, практически все гражданские  дела в составе судьи единолично. Виды гражданских дел:

Дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных правоотношений. Исковое судопроизводство направленно  на разрешение конфликта между сторонами. Истец представляет в суд исковое  заявление. Дела искового судопроизводства характеризуются исковым равенством субъекта.

Дела особого производства. Здесь  нет спора о праве, рассматриваются  дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие  или отсутствие юридических фактов, или обстоятельств, от которых зависит  возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Пример, об установлении юридического факта: о родстве; факт смерти лица; факт регистрации рождения; брака, дела о признании гражданина умершим, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, удочерение или усыновление.

Дела, возникшие из административно-правовых отношений. Спор между гражданином  и административным органом или  должностным лицом. При рассмотрении дел этой категории суд контролирует законность деятельности должностных  лиц, государственных органов, общественных объединений. Пример, дела об исправлении в списках избирателей, жалобы о наложении административных взысканий, дела об обжаловании решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц, нарушении прав и интересов граждан.

Рассматриваются все уголовные  дела по 1-ой инстанции, за исключением  дел, подсудным вышестоящим судам  и военным судам, в составе  судьи единолично.

Районные суды рассматривают и  разрешают дела об административных правонарушениях.

Районные суды рассматривают жалобы, которые подают в ходе расследования уголовного дела (незаконный арест, задержание, прекращение уголовного дела).

Районные суды рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора  по уголовному делу. Например, амнистия, перевод несовершеннолетнего из колонии в тюрьму, о снятии судимости, об изменении режима содержания заключённого.

Районные суды рассматривают вопросы, связанные с исполнением судебного  решения. Например, о немедленном  исполнении судебного решения, об отсрочке исполнения решения.

Районный суд рассматривает  гражданские дела по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Районный суд занимается обобщением судебной практики и анализом судебной статистики.

В нашей стране создана судебная система, способная обеспечить эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Одним из результатов проводимой в республике правовой реформы стало утверждение судебной власти в системе государственного механизма и реальная независимость судов от исполнительных органов.

Вместе с тем, в обществе нет  объективного и полного представления  о проводимой судебной реформе, ее конкретных результатах, имеющихся проблемах  в деятельности судов, работе по искоренению  нарушений норм судейской этики, борьбы с коррупцией. Остаются нереализованными конституционные положения об участии в уголовном судопроизводстве присяжных заседателей, об усилении судебного контроля по обеспечению защиты прав граждан на личную свободу, судебного санкционирования ареста и других процессуальных действий. Имеются проблемы по реальному исполнению судебных решений. Широко распространены факты публичной критики законно принятых судебных решений, вступивших в силу. Не в полной мере обеспечивается действительное равенство сторон и состязательность в судебном процессе. В этой связи становится очевидным, что без улучшения качества и содержания работы самих судов повышение имиджа судебной системы невозможно.

Население нуждается в квалифицированной  юридической помощи, особенно в отдаленных сельских районах. Не решены вопросы кадрового обеспечения деятельности судов. Остается низким уровень профессиональной подготовки юристов, участвующих в конкурсе на занятие должности судьи. Стажировка кандидатов в судьи проводится формально.

Продолжает иметь место неисполнение конституционных требований по обеспечению судей жильем, недостаточна материально-техническая оснащенность судов залами судебных заседаний, техническими средствами, транспортом.

 

3. Конституционные принципы деятельности  органов правосудия РК

 

3.1 Принцип законности

 

Законность -- общегосударственный, общеправовой, действующий во всех областях государственной  и общественной жизни ведущий  принцип всех отраслей права. Сагиндыкова  А.Н. Конституционное право Республики Казахстан 1999

Статья 34 Конституции обязывает каждого гражданина соблюдать законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Принцип законности означает строгое  соблюдение государственными органами, должностными лицами и отдельными гражданами законов, правил общественного порядка, а также охрану прав граждан, недопущение каких бы то ни было проявлений произвола.

Этот принцип обязывает правильно  применять законы. Применительно  к деятельности суда следует отметить, что этот принцип заключается  в обязанности суда, прокуратуры и органов дознания и следствия быстро и полно раскрывать преступления, изобличать виновных и обеспечивать их справедливое наказание, не допуская в то же время привлечения к ответственности невиновных. В соответствии с этим принципом борьба с преступностью реализуется путем точного и неуклонного исполнения закона, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, а также исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Отступления от требований правовых норм в интересах "целесообразности", по другим мотивам не должны допускаться.

 

3.2 Принцип осуществление правосудия  только судом

 

Осуществление правосудия только судом -- этот принцип закреплен в статье 75 Конституции Республики Казахстан и статье 1 Указа Президента Республики Казахстан "О судах и статусе судей Республики Казахстан". В указанной статье Конституции и статье 2 Указа определены суды судебной системы Республики, которые правомочны осуществлять правосудие. Следовательно, только Верховный Суд, областные и приравненные к ним суды, районные (городские) суды могут рассматривать гражданские дела и хозяйственные споры, относящиеся к компетенции судов, а также уголовные дела. Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Именно суду принадлежит исключительное право признать лицо виновным в совершении преступления и назначить наказание.

В содержание рассматриваемого принципа входит осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. как разрешение дел по существу в суде первой инстанции, так и разбирательство их в апелляционном (кассационном), надзорном Порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только эти формы судебной деятельности составляют содержание правосудия, являются функциями судов и никаких других органов или общественных организаций.

Данный принцип имеет большое  значение не только в юридическом  аспекте, но и в политическом. Он исключает возможность внесудебного применения государственного принуждения, гарантирует законные права, свободы и интересы привлеченных к ответственности. Этот принцип выражает демократизм правосудия, так как деятельность суда построена на демократических началах. Он служит обеспечению законности в судопроизводстве, которое подробно регулируется законом, создающим необходимые гарантии законного и обоснованного разрешения дела.

 

3.3 Образование судов Республики  на началах выборности и назначаемости  судей

 

Данный принцип является одним  из основных в организации суда. С реформированием судебной системы в содержание этого принципа внесены принципиально новые положения, отличающиеся от предыдущего принципа выборности судей и народных заседателей. Этот принцип получил свою правовую регламентацию впервые в Конституции Республики Казахстан 1995 г. и в Указе Президента от 20 декабря 1995 г. В статье 82 Конституции Республики Казахстан закреплен принцип избираемости председателя Верховного Суда, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда. Они избираются Сенатом Парламента по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики Казахстан. Согласно Конституции этот принцип применителен только в отношении членов Верховного Суда как высшего органа судебной власти Республики.

Далее в этой же статье Конституции (пп. 2 и 3) говорится, что председатели областных и приравненных к ним  судов, председатели коллегий и судьи  областных и приравненных к ним  судов назначаются на должность  Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции. Это положение свое детальное регулирование получило в статьях 10, 15, 24, 25 и 27 Указа Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1995 г.

С принципом избираемости и назначаемости  судей тесно связан принцип осуществления  правосудия независимым и беспристрастным  судом, что соответствует положениям статьи 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о том, что каждый человек для обоснованности предъявленного ему обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Информация о работе Принципы правосудия, установленные Конституцией