Суицид, психологическая помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:01, реферат

Описание работы

Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субьекта преступления как личности, его сознания, психики.

Работа содержит 1 файл

реферат криминологияь.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

Важную роль в мотивации  поведения играют ценностные ориентации, - социально обусловленная система  отношений личности к явлениям и  событиям окружающей ее социальной среды.

Ценностные ориентации - составной элемент общей социальной направленности личности, которая представляет собой формирующийся в процессе жизнедеятельности социально детерминированный, относительно устойчивый тип отношения  личности к социальным ценностям  общества. Разновидностью ценностных ориентаций являются социальные установки личности, которые формируют определенное восприятие и оценку окружающих событий и явлений, а также готовность действовать соответствующим образом.

Именно в свете присущей ей общей системы ценностей (социальной направленности) и конкретных социальных установок личность воспринимает реальную действительность - людей, явления, факты. Общая социальная направленность неизбежно  связывается с пристрастностью (позицией) личности и с субъективным видением ею конкретных ситуаций.

Ценностные ориентации личности (в виде социальной направленности и отдельных установок) влияют не только на ее восприятие и даваемые ею социальные оценки. Они самым  непосредственным образом определяют характер мотивации лицом своих  действий. Именно ценностные ориентации личности лежат в основе содержания совершаемых ею поступков, как социально  позитивных, социально нейтральных, так и социально вредных.

Нередко ценностные ориентации характеризуются своей противоречивостью (общепринятые положительные ценности чередуются с антисоциальными, противоправными). Подобная противоречивость является одним  из свойств мотивационной сферы  подростков-правонарушителей. Противоправное поведение вызывается по существу не отдельными мотивами, а социально-психологическими качествами личности.

Ценностные ориентации тесно  связаны с мировоззрением личности, т.е. с системой ее взглядов и убеждений. Мировоззрение определяет основную направленность личности и может  подчинять все иные виды побуждений.

Мировоззрение как мотив  включает в себя взгляды и воззрения  отдельного человека, побуждающие его  к действию. Искаженное индивидуальное миропонимание, "личная философия", которая существенно расходится с мировоззрением  и моралью  общества и по своему содержанию является антиобщественной, нередко встречаются  у преступников. Взгляды и убеждения  типа "работа дураков любит", "главное - не попадаться", "бери от жизни  все что можно" и т.п. могут  стать мотивами совершения преступлений.

Дальнейшим развитием  мировоззренческих элементов поседения  является идеал, под которым понимается высшее воплощение человеческих желаний  и конечная цель устремления личности.

В качестве мотива-идеала может  выступать возвышенная идея, которой  личность руководствуется в своей  деятельности и к достижению которой  стремится. Это может быть образ  или конкретный человек, который  служит примером. Идеал является мотивом  многих социально полезных поступков. Однако, будучи направлен на антиобщественные цели, идеал становится мотивом, порождающим  опасные формы преступного поведения, расходящиеся с идеалом общества. Так, например, у заключенных преобладают  идеалы "вора в законе", "пахана" и т.п.

Привычки как мотив  поведения не имеют самостоятельного психологического содержания. В их основе лежат те же потребности, интересы, чувства, взгляды и убеждения. Однако по мере формирования привычка превращается в субъективный фактор - в мотив  определенного стереотипного поведения. При частом удовлетворении определенного  побуждения при одних и тех  же обстоятельствах стадия мотивации  преступления постепенно угасает. Между  побуждением и действием устанавливается  прямая связь, при которой привычка выполняет роль мотива, непосредственно  порождая действие.

Как мотивы привычки лица характеризуются  тем, что они действуют в известной  мере автоматически, при отсутствии или при сокращенной фазе мотивации  поведения. Это ведет к уменьшению контроля со стороны сознания. При  этом у лица отпадает необходимость  в постоянных апелляциях к "моральным"  доводам. Привычки как мотивы поведения  уподобляются, таким образом, определенной, выработанной годами реакции человека при таких-то обстоятельствах действовать  только так. В качестве мотивов совершения преступлений наиболее часто выступает  привычка к употреблению спиртных напитков и другие антиобщественные привычки.

Такова психологическая  классификация побуждений, являющихся мотивами преступного поведения. В  реальной действительности перечисленные  виды мотивов выступают как в  чистом виде, так и в различных, иногда довольно сложных, комбинациях, включая не одно, а два-три более  побуждений. Их анализ как субъективных элементов механизма преступного  поведения приводит к выводу о  том, что побудительными силами в  преступном поведении выступают  многообразные формы сознания личности: интересы, чувства, потребности, взгляды, идеалы, привычки. Рассмотрим теперь, как  это реализуется в преступных действиях субъекта.   

 

Условия преступности - это  совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими  ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:

1) сопутствующие условия, - те, которые образуют общий фон  событий и явлений, обстоятельства  места и времени; 

2) необходимые условия, - без которых событие не могло  бы наступить;

3) достаточные условия  - комплекс всех необходимых условий.

Объективные условия преступности - недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Это причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.) Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.) Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Причины и условия тесно  связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в  качестве причин, без соответствующих  условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.

Именно взаимодействие причин и условий порождает следствие. Так, совершение преступления, квалифицированного по ст. 264 УК (Нарушение правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств), выразившегося в совершении автомобильной аварии, когда водитель в дождливую погоду при плохой видимости превысил скорость и не заметил размытого участка дороги. Причина происшествия - превышение скорости и невнимательность водителя; не будь этого, авария бы не случилась. Дождливая погода и плохая видимость - условия происшедшей аварии; сами по себе они не могут ее вызвать, но и без этих условий авария вряд ли произошла бы.

Таким образом, суть условия  и его отличие от причины состоит  в том, что это явление или  процесс, которые сами по себе не могут  породить непосредственно данное следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и во времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения  следствия. Иными словами, причина  порождает следствие, в то время  как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия причины.

Совокупность всех причин и условий, необходимых для наступления  исследуемого явления, иногда называют полной причиной в широком смысле слова в отличие от специфической  причины (собственно причины) , охватывающей лишь те явления и процессы, которые  при наличии определенных условий  непосредственно порождают следствие. Специфической (непосредственной) причиной преступного поведения являются антисоциальные взгляды и побуждения.

 

Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности.

Разграничить причины  и условия преступности не всегда легко и просто. Такое разграничение  больше применимо в отношении  индивидуального преступного поведения, где можно с достаточной определенностью  разделить, что породило соответствующий  поступок индивида, а что лишь обусловило ее совершение. На более высоких  уровнях анализа такое разграничение  существенно затруднено, ибо в  иерархической взаимосвязи те или  иные явления и процессы выступают  в одном случае в качестве причины, а в другом - как условие.

Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности.

 

Всякое явление, в том  числе и преступность, имеет не только ряд (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению  данного явления. Одни условия имеют  сопутствующий характер - не оказывают  непосредственного воздействия  на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более  существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству  и правонарушениям в сфере  межличностных отношений в коллективе воинской части). Особое значение имеют  необходимые условия, без которых  причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно  осуществлять необходимые мероприятия  по их устранению и нейтрализации, нужны  надлежащие их дифференциация и классификация.

1) По механизму действия  они подразделяются на причины  преступления, их условия и криминогенные  факторы (т.е. факторы, порождающие  преступления). Одни из них детерминируют  неблагоприятное нравственное формирование  личности (недостатки семейного,  школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения  и пр.) Другие связаны с внешними  по отношению к индивиду условиями  и ситуациями, способствующими, облегчающими  или даже провоцирующими проявление  антисоциальных взглядов и побуждений  в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники,  злоупотребление алкоголем и  пр.) Первая группа детерминант  больше связана с причинами  преступности, вторая - является преимуществу  условиями совершения преступлений.

2) По уровню (иерархии, субординации) функционирования криминогенные  детерминанты классифицируются: на  общие причины и условия преступности; причины и условия групп преступлений (рецидивных, преступлений несовершеннолетних, корыстных); причины и условия  отдельных конкретных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление  причин и условий преступности (в  целом и отдельных структурных  ее подразделений) на уровне всего общества (макроуровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

3) По содержанию: социально-психологические  (большинство причин преступлений  кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие ( бесхозяйственность, плохая профилактическая работа  по месту жительства).

4) По природе возникновения:  объективно-субъективные (большинство  причин имеют эту природу); объективные;  субъективные. Абсолютно объективных  или абсолютно субъективных явлений  в обществе не существует. Большинство  криминогенных детерминант носит  объективно-субъективный характер  с преобладанием объективного  либо субъективного.

5) По близости к событию  преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные  причины и условия.

6) По источникам: внутренние  и внешние (имеющие международный  характер).

В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают  явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная  общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам  международного, конституционного и  уголовного права.

Информация о работе Суицид, психологическая помощь