Типичные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются криминологические характеристики кражи и мер по ее предупреждению так как на сегодняшней день в России данный вид преступлений совершается в городах чаще, чем другие.
Объектом исследования выступает уровень краж в городах Кировской области – Кирове, Кирово-Чепецке и Слободском.
Цель данной работы состоит в изучении криминологической характеристики кражи и мероприятий по снижению данных преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Понятие традиционной преступности в городах
Состояние, структура и динамика традиционной преступности в городах
Кража как основной вид преступлений
Понятие и виды краж в юридической практике России
Факторы, влияющие на причины и условия преступности

РАЗДЕЛ 2. ПРЕДУПРЕЖЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ГОРОДАХ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Сравнительная характеристика преступности в городах Кировской области
2.2. Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению имущественных преступлений и пути их пресечения
2.3. Формы и методы, необходимые для предупреждения преступности в городах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 104.07 Кб (Скачать)

     Таким образом, отмечается прямая зависимость  количества преступлений и краж от уровня культурного развития города. Отсутствие развлекательных, культурных центров приводит к снижению активности населения и, как следствие повышению  алкоголизации. Поэтому, безусловно, для  снижения уровня преступности необходимо создавать рабочие места, увеличивая занятость населения. Стимулировать  развитие культурных центров и проводить  профилактические мероприятия.  Рассмотрим деятельность Отделов Внутренних Дел  по предупреждению совершения краж.

     2.2. Деятельность ОВД по предупреждению и пресечению имущественных преступлений и пути их пресечения

     Одним из немногих положений, практически  не вызывающих дискуссий среди криминологов, является понимание предупреждения преступности как разновидности  социального управления. На этом основании Н. В. Щедрин, предлагает характеризовать предупреждение преступности как специфическую разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия, стимулирует включение объекта в систему общественно-полезных отношений и ограничивает его негативные связи6. Им предложены важнейшие принципы социального управления. К ним относятся:

     - принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта и объекта, а меры предупреждения преступлений – в качестве отношений управления;

     - принцип объективности применительно к предупреждению преступности означает, что данная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума, что призвано исключить бессистемность и эпизодичность в противодействии преступности;

     - принцип целеполагания позволяет соотносить субъекты, объекты и меры воздействия с превентивной деятельностью, поскольку цель находится в центре внимания субъекта и ее достижение служит мерилом качества и эффективности предупредительной работы;

     - принцип основного звена позволяет определить основное направление и цель деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько основных проблем и сфокусировать на их решении имеющиеся ресурсы;

     - принцип оптимальности и эффективности предполагает достижение наилучшего результата за возможно короткий срок при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности.

     Меры, затрудняющие совершение преступления, обеспечиваются укреплением объекта преступного посягательства, перемещением объекта преступного посягательства, изъятием средств совершения преступления. Снижение заинтересованности в совершении преступления может идти двумя путями. В отношении преступлений против собственности первый путь состоит в уменьшении ценности похищенного имущества путем его маркировки. Второй путь предполагает увеличение осознаваемой угрозы разоблачения и может быть обеспечен расширением форм наблюдения со стороны правоохранительных структур, охранных служб и населения7.

     В отечественной криминологии общесоциальное предупреждение понимается как комплекс перспективных социально-экономических  и культурно-воспитательных мероприятий, направленных на решение общегосударственных  задач, усовершенствование общественных отношений и устранение либо нейтрализацию  вместе с тем детерминант преступности.

     И. Н. Даньшин отмечает, что криминолого - предупредительные меры на данном уровне носят в основном сигнализирующий характер и выражаются в форме социального заказа, адресованного государственным органам и общественным объединениям8. Криминологическая профилактика с точки зрения В. В. Голиной рассматривается совокупность мер «по своевременному выявлению и устранению негативных явлений, которые возникли или могут возникнуть и детерминировать преступность.

     В. Н. Бурлаков и Н. М. Кропачев к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным – профессиональным, административно-управленческим, технологическим. Третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

     Наиболее  полное определение объекта предупреждения преступности дано, на наш взгляд дано В.В. Голиной, которое предлагает понимать под данным термином «отдельные или совокупность различных негативных явлений и процессов, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений».

     Выделяются характерные качества объекта предупредительной деятельности. Учитывая многообразие явлений и процессов, целесообразно разделять их, по мнению В. В. Голиной, на группы криминогенных объектов социального, правового и психогенного характера, что, повышает эффективность разработки соответствующих мер воздействия на них. Необходимость проведения обозначенных мероприятий обусловлена сохранение правопорядка в обществе9. Обратимся к рассмотрению мероприятий по специальному предупреждению преступности.

2.3. Формы и методы, необходимые для предупреждения преступности в городах

     Специальные мероприятия по предупреждению преступности состоят осуществлении действий объективно способствующих нейтрализации  или устранению причин и условий преступности. К ним относятся меры идеологического, организационного, юридического и воспитательного характера. Как правило, специальные меры предупреждения преступности разрабатываются и реализуются правоохранительными органами и на основании профессиональных знаний. Следовательно, специально-криминологическое предупреждение называется таковым потому, что специально направлено на достижение определенных целей и требует специальных, профессиональных знаний.

     Под специальными мерами предупреждения краж, по нашему мнению, следует понимать меры, специально направленные на устранение обстоятельств, способствующих или  облегчающих совершение краж, в том  числе и меры, связанные с воздействием на лиц, совершивших или замышляющих  совершение краж, принимаемые преимущественно  органами внутренних дел на основании  профессиональных знаний, в том числе  с использованием специальных сил  и средств.

     Подобные  меры могут быть разработаны и  осуществлены только на основании глубоких знаний всех причин и условий, способствующих совершению краж, при наличии четких критериев определения эффективности  принимаемых специальных мер. При  этом необходимо определить, какие  из специальных мер являются наиболее важными, какие из них могут дать наиболее быстрый и значительный эффект, какие меры требуют больших  материальных и интеллектуальных затрат.

     Органами  внутренних дел накоплен определенный опыт по предупреждению краж, который  требует теоретического осмысления и дальнейшего развития. Анализ результатов  проведенного нами исследования, а  также изучение специальной литературы, посвященной изложению опыта  органов внутренних дел в предупреждении краж, позволяют сделать вывод о том, что успех достигается в результате соответствующих профилактических мероприятий, основанных на глубоком знании криминологической характеристики указанных преступлений, причин и условий, способствующих их совершению, а также личности вора.

     Содержание  этих мероприятий разнообразно:

     - организация профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать совершения краж;

     - организация профилактической работы с населением;

     - устранение обстоятельств, обусловливающих совершение краж.

Среди лиц, от которых можно ожидать  совершения краж, можно выделить следующие  группы: воры, остающиеся на период следствия на свободе без оперативного контроля со стороны органов внутренних дел, и лица, прибывающие к месту постоянного жительства после отбытия наказания из мест лишения свободы или условно-досрочно освобожденные, условно осужденные, а также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и лица, ранее не судимые, но в отношении которых имеется информация, что они совершают кражи либо подготавливают их совершение.

     В случае невозможности или неэффективности  исправления правонарушителя необходимо способствовать тому, чтобы в отношении  него мерой пресечения было вынесено заключение под стражу.

     Индивидуально-профилактическая работа с лицами, прибывающими к  месту постоянного жительства после  отбытия наказания или условно-досрочного освобождения, не может успешно проводиться  без четко отлаженного информационного  обеспечения. Однако банки данных большинства  информационных центров системы  МВД редко используются в решении  практических задач, поэтому многие вопросы, связанные с процессом  предупреждения краж, требуют своего решения.

     Значительный  объем такой информации рассредоточен  в различных службах и подразделениях МВД, УВД, ГУВД. Это затрудняет возможность  ее комплексного анализа и дальнейшего использования. Для устранения такого положения необходимо создать между заинтересованными службами устойчивые информационные связи, когда информация о лицах, со стороны которых можно ожидать совершения краж, собиралась бы в едином центре. Аккумуляция информации из различных источников позволяла бы использовать ее более эффективно для выработки рекомендаций по борьбе с кражами. Таким образом, если ранее имевшаяся в уголовном деле информация о лицах, со стороны которых по отбытии наказания можно будет ожидать совершения краж, об их социально-психологической характеристике и преступном опыте, местах сбыта похищенного фактически утрачивалась после рассмотрения дела в суде, то после заполнения и направления формализованного бланка в единый центр эта информация не только сохраняется для обобщения опыта, но при необходимости может быть использована в ходе индивидуально-профилактической работы.

     Важное  место, особенно в борьбе со специальным  рецидивом, отводится административному  надзору как эффективному методу профилактического воздействия. С  учетом противоправного поведения  постановка на такой учет является актом, влекущим за собой необходимость  проведения систематической, целеустремленной воспитательной работы, исходя из индивидуальных особенностей профилактируемого и  специфики окружающей его среды. Это также требует комплексного использования сил, средств и  методов органов внутренних дел, возможностей общественности и трудовых коллективов для исправления  и перевоспитания ранее судимых  воров. Однако, как показало исследование, существующие надзорные ограничения  не ориентированы на ресоциализацию, исправление и перевоспитание поднадзорных. Нередко они устанавливаются  без учета реальной возможности  их соблюдения. Например, вору-рецидивисту  устанавливается ограничение на выход из дома после 19 или 20 час. В  то же время большинство, например, квартирных краж совершается с 8 до 18 час. Подобный подход обусловлен искаженными  представлениями о назначении административного надзора, когда вместо кропотливой индивидуальной профилактической работы работники органов внутренних дел прибегают к формальной фиксации малейших нарушений его правил с последующим осуждением поднадзорного за злостное нарушение. Такая практика складывалась годами, что не могло не сказаться отрицательно на уровне рецидива и состоянии преступности в целом.

     В этой связи возникает необходимость  законодательных изменений основания  и порядка установления надзора. Во-первых, установить надзорные ограничения  к осужденным за некоторые виды рецидивоопасных  умышленных преступлений (кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.) при  условно-досрочном их освобождении, условном осуждении, отсрочке исполнения наказания на период испытательного срока. Для этого представляется целесообразным внести изменения в  раздел II "Участковый уполномоченный" в п. 9.15  Инструкции по организации работы участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России № 900 от 16 сентября 2002 года, дополнив его предложением следующего содержания: «Контролировать поведение иных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, где они отбывали наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.158, 161, 162 УК России».

     Также предлагается внести изменения в  п. 18.1 названного раздела, закрепляющего  категории граждан, в отношении  которых должен осуществляться контроль и профилактическая работа, дополнив его подпунктом 18.1.11 следующего содержания: «Освобожденными из мест лишения свободы, где они отбывали наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.158, 161, 162 УК России».

Информация о работе Типичные преступления