Запрос о правовой помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, доклад

Описание работы

В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России или прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Содержание

1. Содержание, форма и порядок исполнения поручения о правовой помощи. Основания отказа в оказании правовой помощи……………………………………………………………………….3-8
2. Направление и исполнение запросов о правовой помощи……………..8-21
3. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам……..22-32
Список литературы…………………………………………………………..33-34

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 
 
 
 

Кафедра методологии криминалистики.

Учебная дисциплина: «Применение наукоемких технологий при выявлении, раскрытии, раскрытии, расследовании и профилактике преступлений». 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ЗАПРОС О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ». 

Выполнила: Аншакова А.А.

студентка 510 группы

Института прокуратуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011г. 

Содержание: 

1. Содержание, форма и порядок исполнения поручения о правовой помощи. Основания отказа в оказании правовой помощи……………………………………………………………………….3-8

2. Направление и исполнение запросов о правовой помощи……………..8-21

3. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам……..22-32

Список  литературы…………………………………………………………..33-34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание, форма и порядок  исполнения поручения  о правовой помощи. Основания отказа в оказании правовой помощи.

      В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости  производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных  УПК, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России или прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. 
 Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК). В соответствии со ст. 17 Конвенции СНГ поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке. Согласно ст. 16 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Ратифицируя Конвенцию, Российская Федерация заявила, что направляемые в Россию запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык. 
 Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать1
 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 
 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется  запрос; 
 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 
 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая  данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте  жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их  наименование и место нахождения; 
 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень  запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 
 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного  преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК  РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда,  причиненного данным преступлением (ст. 454 УПК; ст. 14  Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным  делам; ст. 7 Конвенции СНГ). 
В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа (ч. 7 ст. 7 Конвенции СНГ). В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно находится, необходимые меры для установления адреса (ч. 4 ст. 8 Конвенции СНГ). 
 В Российской Федерации суды, прокуроры, следователи не только направляют запросы об оказании правовой помощи, но и, в свою очередь, исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать России правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом РФ, МИД России, Минюстом России, МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтролем России или прокуратурой РФ (ч. 1 ст.457УПК). 
 Ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Россия оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний (см. ст. 51 Конституции РФ, ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 56УПК и др.). 
 В соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутой Европейской конвенции Россия оставила за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении следующих условий: преступление, с которым связано судебное поручение, должно быть наказуемо по законам как запрашивающей страны, так и по российскому законодательству, и признаваться по законам Российской Федерации преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; кроме того, исполнение судебного поручения не должно противоречить законодательству России. 
 При исполнении такого запроса применяются нормы УПК, однако по просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам России (ч. 2 ст. 457 УПК; п. 1 и п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи; п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам Россия заявила, что по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, Верховный Суд РФ и прокуратура РФ решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству России. 
 По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения, если на то имеется согласие запрашиваемого государства или если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности (ч. 3 ст. 457 УПК; ст. 4 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам; ч. 3 ст. 8 Конвенции СНГ). 
 Если запрашиваемое учреждение не имеет полномочий исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение (п. 2 ст. 8 Конвенции СНГ; ст. 18 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению, а в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения (п. 5 ст. 8 Конвенции СНГ; ст. 19 Европейской конвенции). 
 Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству России либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457 УПК; ст. 19 Конвенции СНГ). 
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам помимо названного основания для отклонения просьбы о правовой помощи указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не пользуются правом, предусмотренным в ст. 2(а) Конвенции, отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает финансовым преступлением (ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Как было указано выше, ратифицируя Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российская Федерация указала на ряд преступлений, предусмотренных в ряде международных конвенций, которые она не будет рассматривать в качестве "политических преступлений" или "преступлений, связанных с политическими преступлениями". Кроме того, Российская Федерация может отказать в оказании правовой помощи, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи (см. п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК), а также, если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с российским законодательством (см. ст. ст. 78, 83 УК). 
 В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам России (судам и органам прокуратуры). При этом копия поручения должна одновременно передаваться в соответствующий центральный компетентный орган (Верховный Суд РФ, Минюст России, прокуратура РФ). 
Запросы о передаче выдержек из судебных материалов и информации о них (п. 1 ст. 13 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам) могут быть направлены заинтересованными юридическими органами непосредственно соответствующим органам запрашиваемого государства, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами (п. 3 ст. 15 Европейской конвенции). Однако Россия, ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, сделала оговорку о том, что названные запросы направляются в Минюст России или прокуратуру РФ. 
Передача иных просьб о взаимной помощи и, в частности, просьб о проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими органами (в России это - суды и органы прокуратуры). В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании положений Европейской конвенции, она может осуществляться через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол) (п. 4 и п. 5 ст. 15 Европейской конвенции). 
Схожий порядок сношений по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам установлен и в Конвенции СНГ (ст. 5 и ст. 80).
 
 

Направление и исполнение запросов о правовой помощи.

      Международными  договорами установлено, что необходимость  в запросах о правовой помощи (далее  – запросы) возникает, как правило, когда по уголовному делу надо выполнить  отдельные процессуальные и иные действия. Например, в них могут  содержаться просьбы о проведении обыска, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, о пересылке и вручении документов и др. Кроме этого из других государств могут поступать запросы по поводу осуществления уголовного преследования. 
При направлении запроса правовой основой для стран СНГ будет Минская конвенция и двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные с этими государствами. Что касается стран Балтии, то отношения с ними регулируются двусторонними договорами о правовой помощи, так как они не являются участниками Минской конвенции. В соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам строятся взаимоотношения со странами Совета Европы. 
Однако оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения. Но в таких случаях вступают в действие общие правила достижения по дипломатическим каналам межгосударственных договоренностей. Основными из них являются правила международной вежливости и взаимности. Последнее регламентировано ч. 2 ст. 453 УПК. 
Так, принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. 
В качестве примеров могут послужить следующие случаи. Следственным органам при расследовании преступления в сфере банковской деятельности на основании собранных доказательств, с учетом информации о возможных способах учреждения и регистрации компании «Tralink Associates Limited», требовалось предпринять меры по сбору доказательств на территории острова Мэн, находящегося под юрисдикцией Великобритании. Договор об оказании правовой помощи между Великобританией и Россией не подписан. 
Запрос о проведении ряда следственных действий был направлен в Центральное управление Министерства внутренних дел Великобритании, так как оно координирует деятельность по рассмотрению запросов о взаимопомощи, если они не попадают в сферу действия двусторонних договоров о правовой помощи, конвенций. Запрос был исполнен. 
По уголовному делу, следствие по которому велось в СК при МВД России, Генеральной прокуратурой РФ в Центральное управление МВД Великобритании был направлен запрос о проведении ряда следственных действий. Для того, чтобы это поручение было исполнено в Лондоне, в посольство РФ поступила просьба предоставлять по каждому такому запросу следующие гарантии: а) материалы, полученные российской стороной в результате исполнения запроса, не будут без согласия на то англичан использоваться для иных целей, помимо указанных в запросе; б) любые заявления или показания лиц, полученные по запросу в силу следственных полномочий британских компетентных органов, не будут без согласия британской стороны использоваться в качестве доказательств против этих лиц. 
 Для быстрого и качественного выполнения запрос должен быть оформлен надлежащим образом. В ст. 454 УПК закреплены содержание и форма запроса. 
Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать2: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. 
 При этом целесообразно во вводной части запроса просто указать полное наименование следственного подразделения и сообщить, что расследуется уголовное дело, указав номер, в отношении кого или по какому факту оно возбуждено и какой статьей УК предусмотрено данное преступление. Необходимо также приложить выписку из УК с полным текстом соответствующей статьи либо указать, что такая выписка прилагается к поручению. 
 Далее надо изложить краткую фабулу уголовного дела, включая место, время, способ совершения преступления. Это изложение должно быть кратким, не перегруженным излишними датами, фактами, названиями. Здесь же следует изложить и подозрения следствия, которые подлежат проверке при выполнении данного поручения. 
 Если уголовное дело велико по объему, а совершенные преступления сложны для описания, то в таком случае в тексте поручения можно ограничиться лишь юридической квалификацией, приложив к нему отдельно подробную справку по наиболее важным обстоятельствам. 
 При описании фабулы или отдельным разделом необходимо по возможности указать точные сведения о лицах, фигурирующих в поручении, или интересующих инициатора фирмах, банках, организациях. Эти данные предварительно необходимо уточнить, направив запрос через НЦБ Интерпола в порядке, установленном приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221. 
 После обстоятельств совершения преступления необходимо изложить причину обращения с запросом и цели, которые преследуются при этом. 
В тексте запроса в обязательном порядке должна присутствовать ссылка на международный договор, который регламентирует сотрудничество в области оказания правовой помощи. При этом, если сотрудничество осуществляется в рамках Совета Европы и запрос направляется по уголовному делу, связанному с нарушением налоговых или таможенных правил или правил валютных операций, следует также предусмотреть ссылку и на Дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. к Европейской конвенции. 
Если наряду с Европейской конвенцией Российской Федерацией заключены и действуют двусторонние договоры об оказании правовой помощи (с Болгарией, Венгрией, Латвией, Литвой, Македонией, Польшей, Румынией, Словакией, Финляндией, Словенией, Хорватией, Чехией, Эстонией), которые позволяют направлять поручения без перевода, содержат более подробные положения о видах правовой помощи и не предусматривают отказ по «фискальным поручениям», их упоминают наряду с указанной Конвенцией. При перечислении договор должен идти впереди. 
Согласно ст. 456 УПК свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории РФ. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц производятся в порядке, установленном УПК. 
При этом указанные лица не могут быть на территории РФ привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами государственной границы РФ. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию. 
Другими словами, если запрос содержит ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемой страны, то в нем должны содержаться гарантии, что это лицо не будет привлечено к уголовной ответственности, взято под стражу и подвергнуто наказанию за деяние, совершенное до пересечения границы, а также в связи с его свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашивающей стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки. 
 Каждая Договаривающаяся Сторона может в качестве условия потребовать, чтобы направляемые ей запросы переводились на ее родной язык или иной, указанный ею. Так, например, Россия заявила, что принимает поручения с переводом на русский язык. Перевод должен быть заверен переводчиком. При организации перевода необходимо выполнить требования УПК: постановлением следователя назначить переводчиком лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода материалов запроса; разьяснить ему содержание ст. 59 и 169 УПК; предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 и 310 УК. В СК при МВД России направляются три экземпляра поручения на русском языке и два экземпляра перевода на иностранный язык. Приложение к поручению должно быть также в двух экземплярах – русского текста и перевода.3 
 В страны Содружества запрос составляется на русском языке, однако, если есть возможность их перевода на национальный язык государства, в которое направляется поручение, готовится и перевод. При направлении запроса в страны дальнего зарубежья поручение и все прилагаемые к нему документы переводятся на государственный язык запрашиваемой страны. Перевод заверяется подписью и печатью. 
Запрос составляется от имени следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и им же подписывается. Подпись следователя должна быть заверена гербовой печатью территориального подразделения милиции или следственного подразделения. Все приложения к поручению также заверяются гербовой печатью. 
К запросу в обязательном порядке должна прилагается заверенная выписка из УК с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. Также, если необходимо провести выемку, обыск, наложение ареста на имущество, на почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствование, экспертизу прилагаются копии постановлений о производстве следственных действий. При этом должны быть заверения о том, что в связи с изьятием указанных в поручении документов не будут нарушены права третьих лиц. 
От полноты, четкости, конкретности и ясности направляемых запросов зависит результативность их исполнения. 
 Не во всех международных договорах, предусматривающих оказание правовой помощи по уголовным делам, равным образом урегулирован вопрос о порядке направления поручений. 
Большинство двусторонних документов в качестве субьекта сношений с российской стороны определяют Генеральную прокуратуру РФ, которая направляет запросы об оказании правовой помощи по консульским каналам либо напрямую в соответствующее центральное учреждение юстиции другого государства. 
Однако Минская конвенция требует направление запросов через Генеральную прокуратуру только в том случае, если вопросы оказания правовой помощи касаются выдачи, осуществления уголовного преследования (передачи материалов уголовных дел по территориальности) или затрагивают права граждан и требуют санкции прокурора (ст. 80). Во всех других случаях, когда необходимо предоставить различную информацию, произвести следственные действия и т. п., запросы направляются напрямую по каналам МВД, минуя генеральные прокуратуры (прокуратуры) стран – участниц СНГ. 
Приказ МВД России № 221 2000 г. устанавливает, что по вопросам отдельных следственных действий (допросы, опознания, выемки, обыски, экстрадиции и т. д.), относящимся к компетенции Генеральной прокуратуры РФ, подразделения дознания и следствия обращаются через соответствующих надзирающих прокуроров в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о подготовке необходимого запроса в установленной форме. 
В отдельных не терпящих отлагательства случаях запрос может быть направлен по каналам факсимильной или электронной связи, через Интерпол или с помощью представителей других иностранных полицейских организаций в России. При этом оригинал поручения, согласованный с Генеральной прокуратурой РФ (или с СК при МВД России – в зависимости от категории запроса), должен пройти установленную регистрацию и направляться по обычным официальным каналам. 
Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через: 1) Верховный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 2) Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ; 3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу налоговой полиции РФ – в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; 4) Генеральную прокуратуру РФ – в остальных случаях. 
Органам предварительного расследования при направлении запросов необходимо руководствоваться правилами международных договоров и ч. 3 ст.453УПК. 
 В случае отсутствия договора о правовой помощи соответствующий запрос, поддержанный Генеральным прокурором РФ или его заместителями, передается в МИД России. Затем по установленным дипломатическим каналам направляется за рубеж для вручения представителям компетентных органов. 
 В выполнении запроса может быть отказано. Согласно ст. 19 Минской конвенции «просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству Договаривающейся Стороны». 
 В ст. 2 Европейской конвенции основания отказа в правовой помощи сформулированы шире. Отказ может иметь место: 1) если запрос касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим, или фискальным преступлением; 2) если запрашиваемая Сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим существенным интересам этой страны. 
Кроме этого в основание невыполнения запроса может быть положена неполнота представленных материалов. 
 Так, по поручениям органов предварительного следствия в системе МВД России, в соответствии с Договором между СССР и Польской Народной Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 декабря 1957 г., Польская Сторона проводит проверку и направляет ее материалы в Россию. Но в последнее время указанные проверки проводятся неполно, отсутствует ряд необходимых сведений и документов, что в последующем влечет невозможность принятия определенного решения. Так, в ряде случаев по материалам о дорожно-транспортных происшествиях нельзя провести судебно-медицинские и автотехнические экспертизы. Имеющиеся медицинские заключения носят информативный характер, с перечислением документации и телесных повреждений, без соответствующего описания и результатов рентгенографии. 
 Согласно ст. 455 УПК доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ в полном соответствии с требованиями УПК. 
Это подтверждает правоприменительная практика. Так, в ходе следствия по уголовному делу в отношении Я. компетентные органы Израиля, Швейцарии и Канады проводили следственные действия в порядке добровольного оказания правовой помощи на основании официальных поручений Генеральной прокуратуры РФ, направленных по дипломатическим каналам. Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда при постановлении приговора согласилась с мнением органов предварительного следствия, государственного обвинителя и признала допустимыми доказательства, полученные в результате отсутствия договора о правовой помощи. Верность этого решения подтвердила Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ. 
 При направлении следователями запросов имеются определенные недостатки. Получает сравнительно широкое распространение несоблюдение положений ст. 5 и 80 Минской конвенции, согласно которым сношения по вопросам оказания правовой помощи осуществляются через центральные органы, а по вопросам выдачи, уголовного преследования и исполнения следственных поручений, затрагивающих права и свободы граждан и требующих санкции прокурора, – через Генеральную прокуратуру РФ. Другими словами, направление запросов должно осуществляться через СК при МВД России и Генеральную прокуратуру РФ. Однако, к примеру, запрос с просьбой допросить свидетелей по уголовному делу, возбужденному по факту незаконного расходования денежных средств детского фонда, направленный из Кабардино-Балкарской Республики в МВД Украины, возвращенный без исполнения, так как был направлен, минуя СК при МВД России и Украины. Нередко работники следственных аппаратов при ОВД, направляя запросы, не знают правовой основы международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам. Например, при оформлении запросов ссылка делается только на УПК без учета других правовых оснований. 
В запросе, направленном из г. Москвы в Эстонию, была сделана ссылка на Минскую конвенцию. Однако правовой основой в этом случае будет Договор о правовой помощи, заключенный между Россией и Эстонией от 26 января 1993 г., так как Эстония не является участницей Минской конвенции. 
Ряд запросов возвращается без исполнения вследствие нарушений требований ст. 7 Минской конвенции, согласно которой поручение об оказании правовой помощи должно быть оформлено надлежащим образом. В нем должны быть указаны необходимые реквизиты, и оно должно скрепляться гербовой печатью запрашивающего учреждения. 
 К запросам прилагаются в необходимом количестве документы (например, постановления о производстве конкретных следственных действий и т.д.). 
 Согласно положениям Минской конвенции явка свидетелей и экспертов из другого государства в следственные органы Российской Федерации является их правом, а не обязанностью. Следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу. 
Так, следователем из г. Костромы было возбуждено уголовное дело по факту разбойного нападения на гражданина Украины. В связи с расследованием этого дела был направлен запрос в органы расследования Украины с просьбой «обязать явкой» к следователю ряд лиц для проведения очной ставки. Поручение оставлено без исполнения, так как просьба «обязать явкой» была без заверения в том, что эти лица не будут привлечены к ответственности или взяты под стражу и им будут возмещены расходы согласно ст. 9 Минской конвенции. 
Конкретные действия, производимые органами предварительного расследования в порядке оказания правовой помощи, можно представить следующим образом. 
 1. Составление, вручение и пересылка предметов и документов. При вручении повестки или иных процессуальных документов целесообразно: 1) указание желательной формы вручения и удостоверение в получении документов; 2) соблюдение установленного договором минимального срока представления повестки; 3) указание сведений о возмещении расходов по проезду и проживанию свидетеля; 4) указание гарантий личной безопасности и пределов иммунитета от уголовного преследования. 
При передаче документов и предметов; 1) описание документа или предмета и указание его принадлежности и местонахождения; 2) подтверждение материалами дела того, что данный предмет имеет непосредственное отношение к совершенному преступлению; 3) указание, для чего требуется передача предмета или документа (в качестве вещественного доказательства или для возврата владельцу); 4) указание сроков, на которые запрашивается предоставление предмета или документа; 5) предоставление гарантий по принятию мер в целях обеспечения защиты законных интересов третьих лиц в отношении изьятых предметов. 
В случае возврата законному владельцу – приложение материалов дела, подтверждающих принадлежность данного предмета и (при наличии такового) решения суда по данному вопросу (либо приговора в части возврата имущества) 
 2. Производство обыска и выемки. При производстве обыска и выемки целесообразно: 1) предоставление материалов, подтверждающих законность и обоснованность обыска, в том числе: а) постановления о производстве обыска или выемки; б) материалов дела (в копиях), подтверждающих необходимость изьятия соответствующих документов или предметов для доказательства конкретных обстоятельств уголовного дела; в) материалов дела (в копиях), подтверждающих нахождение необходимых документов или предметов у конкретного лица либо в конкретном помещении; 2) подтверждение обязательств по исполнению требований запрашиваемой Стороны в отношении мер обеспечения законных интересов третьих лиц в отношении изъятых предметов; 3) указание в ходатайстве причин, по которым требуется именно принудительное изъятие предметов или документов, и невозможно получение их от заинтересованных лиц другим путем. 
 3. Проведение экспертизы. В большинстве случаев данное процессуальное действие проводится, когда обвиняемый находится на территории запрашивающего государства. При исполнении запроса следователь применяет законодательство своего государства. По нормам УПК (ст. 195, 198) при назначении и производстве экспертизы обвиняемый имеет ряд прав: заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, знакомиться с заключением эксперта. В этой связи для исполнения поручений такого рода к ним должен быть приложен соответствующий документ, в котором должно быть указано, что обвиняемый был ознакомлен с вопросами. 
 4. Допрос. При составлении запроса перед запрашиваемой Стороной надо ставить только конкретные задачи. Необходимо в самом поручении или в специальном приложении к нему перечислить конкретный список вопросов, которые требуется задать. 
При допросе свидетелей и подозреваемых целесообразно отразить: 1) сведения о свидетельских иммунитетах по российскому законодательству; 2) описание обстоятельств, которые следует выяснить при допросе; 3) вопросы, которые следует задать; 4) описание предусмотренной российским законодательством формы удостоверения подлинности данных показаний. 
 5. Розыск доходов и имущества, полученного преступным путем, и наложение на них ареста. При его осуществлении целесообразно: 1) обоснование запроса в части наличия связи между принадлежавшим конкретному лицу имуществом и преступной природой его происхождения; 2) наличие постановления о наложении ареста на имущество; 3) указание сведений о возможном местонахождении имущества, его стоимости и списка разыскиваемого имущества; 4) при наличии, направление копии приговора суда в части соответствующего имущества и возмещения ущерба. 
 6. Контроль телекоммуникационных сообщений. В запросе необходимо отразить: 1) описание телекоммуникаций, которые подлежат прослушиванию или с которых необходимо снять информацию (№ телефона, телефакса, телепринтера и адрес, где они расположены); 2) причину, по которой необходимо прослушивание (снятие) информации (непосредственная связь владельца или пользователя номера с преступлением, по которому запрашивается помощь, а также описание ожидаемых результатов прослушивания и их значения для дела); 3) необходимый срок контроля телекоммуникационных сообщений; 4) разьяснение, почему цель ходатайства не может быть адекватно достигнута с помощью других средств расследования; 5) документы, подтверждающие санкционирование компетентным российским судом контроля телекоммуникационных сообщений, поступающих на данные телефон, телефакс, телепринтер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иные  вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам.

      Вызов свидетелей, потерпевших, гражданских  истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов. Показания  свидетелей, потерпевших, заключения экспертов - важные доказательства, без исследования которых невозможно правильно разрешить уголовное дело, вынести законный и обоснованный приговор. Потерпевшим и гражданским истцам независимо от их гражданства и места жительства национальное законодательство гарантирует право на участие в предварительном и судебном следствии для защиты своих прав и законных интересов, нарушенных преступлением. Поэтому в практической деятельности часто возникает потребность вызова указанных лиц в правоохранительные органы (суды, прокуратура, органы следствия и дознания) иностранного государства, на территории которого производится расследование или судебное разбирательство. 
 Поскольку лицо, явившееся по вызову, находится вне юрисдикции государства своего гражданства или последнего места жительства, в национальном законодательстве запрашивающего государства и в международных договорах предусматриваются меры защиты такого лица от возможных неправомерных действий органов запрашивавшего государства. 
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории России. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц производятся в порядке, установленном УПК. Явившиеся по вызову лица не могут быть на территории России привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы России. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию России до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию. Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в таком же порядке при условии, что это лицо временно передается на территорию России компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории России, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности (ст. 456 УПК). 
В ратифицированных Россией конвенциях и договорах содержится дополнительная регламентация вопросов, возникающих при вызове из иностранного государства свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов. 
 Так, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемого государства, явится в учреждение юстиции запрашивающего государства, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на его территории к уголовной или административной ответственности, задержан, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы (ст. 9 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Очевидно, что данный запрет имеет своей целью предотвратить арест и уголовное преследование вызванного, например, под видом свидетеля лица, выдача которого для привлечения к уголовной ответственности согласно положениям действующих конвенций и двусторонних договоров невозможна. 
 Указанные лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства (ст. 9 Конвенции СНГ). 
Лицо, независимо от его гражданства, представшее по повестке перед юридическими органами запрашивавшего государства (для России это - суды и органы прокуратуры) для ответа за деяния, на основании которых против него было начато судебное разбирательство, не подвергается уголовному преследованию, задержанию или другим ограничениям его личной свободы за деяния или по обвинениям, которые предшествовали его отъезду с территории запрашивавшегося государства, и не указаны в повестке (п. 2 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). 
 Явившиеся по вызову лица утрачивают указанный иммунитет от уголовного и административного преследования, если не оставят территорию запрашивавшего государства, хотя имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивавший их орган ("учреждение юстиции" - Конвенция СНГ; "юридический орган" - Европейская конвенция о взаимной правовой помощи) сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ; п. 3 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи), либо вернутся на территорию запрашивавшего государства после отъезда (п. 3 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). В пятнадцатидневный срок не засчитывается время, в течение которого указанные лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивавшего государства (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ).4 
Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю, запрашивающим государством возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в этом государстве, равно как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица (п. 3 ст. 9 Конвенции СНГ; ст. 9, п. 2 и п. 3 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). Конкретные размеры денежных выплат указанным лицам, вызванным в иностранное государство для дачи показаний, определены в конвенциях, двусторонних договорах и национальном законодательстве (см. ст. 131 УПК). 
Вызов свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, в учреждение юстиции запрашивающего государства не должен содержать угрозы применения средств принуждения (например, обязательство о явке, привод, денежное взыскание, штраф - см. ст. ст. 112, 113, 117 - 118 УПК РФ) в случае неявки5 (п. 4 ст. 9 Конвенции СНГ). Согласно ст. 8 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, свидетель или эксперт, который не ответил на повестку, о вручении которой просило запрашивающее государство, не может, даже если повестка содержит предупреждение о санкциях, быть подвергнут какому-либо наказанию или применению меры пресечения. Однако если впоследствии это лицо добровольно окажется на территории запрашивавшего государства и вновь будет там должным образом вызвано в суд, то за неявку по данному вызову оно может быть привлечено к установленной законом ответственности на общих основаниях. 
 Лицо, находящееся под стражей, о личной явке которого в качестве свидетеля или для очной ставки просит запрашивающее государство, временно передается на территорию, где должно состояться слушание дела, при условии, что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемым государством, и при соблюдении иммунитетов, установленных ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в той мере, в какой они применимы. При этом в передаче может быть отказано, если лицо, находящееся под стражей, не дает на это согласие, если его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемого государства, если передача может продлить его содержание под стражей, наконец, если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающего государства (п. 1 ст. 11 Европейской конвенции). В запросе о временной передаче содержащегося под стражей лица для допроса в качестве свидетеля или для очной ставки компетентные органы запрашивающего государства должны указать следующие сведения: имя и фамилию лица и, если возможно, место его содержания под стражей; краткое описание преступления, время и место его совершения; обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной ставке; время, в течение которого необходимо присутствие данного лица в запрашивающем государстве. Схожие положения содержатся и в ст. 78 Конвенции СНГ. 
Передача предметов и пересылка документов, являющихся доказательствами по делу. Вручение документов и производство следственных действий. В Конвенции СНГ предусмотрена обязанность государств-участников по просьбе передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица, в том числе орудия преступления; предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом. Иные предметы, которые могут иметь значение доказательств по уголовному делу, передаются и в том случае, если выдача лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам. Если указанные предметы необходимы запрашиваемому государству для использования в качестве доказательств по уголовному делу, находящемуся в производстве у его компетентных органов, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу (п. 1 и п. 2 ст. 78). Конвенция гарантирует сохранение прав третьих лиц на переданные предметы, которые после окончания производства по делу должны быть безвозмездно возвращены тому государству, которое их передало (п. 3 ст. 78). 
Помимо вещественных доказательств государства обязаны пересылать друг другу документы: свидетельства о регистрации актов гражданского состояния - непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния, документы (см. ст. 84 УПК РФ) об образовании, трудовом стаже и др., касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемого государства или иных лиц, проживающих на их территории (ст. 14 Конвенции СНГ). При этом документы, которые на территории одной из стран-участниц изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из стран-участниц рассматриваются как официальные документы, имеют на территориях других стран-участниц доказательственную силу официальных документов (ст. 13 Конвенции СНГ). 
 Учреждения юстиции стран-участниц оказывают друг другу помощь в установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан, а также в установлении места работы и доходов, проживающих на их территории лиц, к которым в учреждениях юстиции запрашивающей страны предъявлены имущественные требования по уголовным делам (гражданские ответчики - ст. 16 Конвенции СНГ). 
Учреждения юстиции запрашиваемого государства осуществляют по соответствующим поручениям вручение документов в соответствии с порядком, действующим в этом государстве (например, см. ст. 188 УПК РФ), если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае они передают документы получателям, если последние согласны их добровольно принять. Вручение документа удостоверяется подписью лица и печатью запрашиваемого учреждения (см. ст. ст. 10 - 12 Конвенции СНГ; ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). 
Если запрашивающее государство считает личную явку свидетеля или эксперта в юридические органы (для России это суды и органы прокуратуры) особенно необходимой, оно указывает это в своей просьбе о вручении повестки, и запрашиваемое государство предлагает свидетелю или эксперту явиться в указанные органы, информируя при этом запрашивающее государство об ответе свидетеля или эксперта (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). 
Компетентные органы запрашиваемого государства обязаны исполнять поручения органов следствия о производстве на их территории осмотров, обысков, выемок, допросов подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, а также иных следственных действий, предусмотренных процессуальным законодательством запрашиваемого государства (ст. 6, п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При этом сношения по вопросам исполнения процессуальных и иных действий, требующих санкции прокурора (суда), осуществляются органами прокуратуры в порядке, установленном генеральными прокурорами (прокурорами) стран-участниц (ст. 80 Конвенции СНГ), а по остальным вопросам - непосредственно заинтересованными учреждениями (ст. 5 Конвенции СНГ). 
 По нормам Конвенции СНГ государства-участники имеют право по поручению своих компетентных органов допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения, но, как и при вручении документов, запрещается применять средства принуждения или угрозу ими (ст. 12). 
 В силу ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, запрашиваемое государство выполняет в порядке, установленном его законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей юридическими органами запрашивающего государства (для России это - суды и органы прокуратуры) в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов и документов. Если запрашивающее государство желает, чтобы свидетели и эксперты дали показания под присягой, то оно специально об этом просит, а запрашиваемое государство выполняет эту просьбу, если только его законодательство не запрещает этого (п. 2 ст. 3). 
 Государства - участники Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам обязались передавать друг другу по соответствующему запросу необходимые для рассмотрения уголовного дела выдержки из судебных материалов и информацию о них в том же объеме, в каком они могли бы быть предоставлены их собственным юридическим органам (в России это - суды и органы прокуратуры) в аналогичном случае (п.1ст.13). 
 Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Россию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории России в полном соответствии с требованиями УПК РФ (ст. 455 УПК). Указанные доказательства на общих основаниях подлежат оценке с точки зрения относимости, допустимости и достоверности (ст. 88 УПК) . При возникновении сомнений в допустимости доказательства, полученного на территории иностранного государства, следует проверять соблюдение норм национального процессуального законодательства иностранного государства, а также норм, регламентирующих правоотношения государств по оказанию правовой помощи. 
 Нельзя согласиться с Л.В. Яковлевой, полагающей, что поскольку "заключая договоры, государства обязуются добросовестно исполнять поручения об оказании содействия в проведении следственных действий", то "у запрашивающей стороны отсутствуют основания для сомнения в достоверности свидетельских показаний и полноценности вещественных доказательств, получаемых в ответ на запрос"6. Статья 455 УПК создает лишь предпосылки для решения вопроса о допустимости доказательства, полученного на территории иностранного государства, после соответствующей проверки, необходимость проведения которой данная норма не исключает. Только после принятия решения о признании доказательства допустимым, оно наравне со всеми другими доказательствами оценивается с точки зрения достоверности содержащихся в нем сведений. 
Например, при рассмотрении в Савеловском районном суде г. Москвы дела "Аэрофлота" сторона защиты заявила ходатайство о признании недопустимыми доказательствами протоколов допросов свидетелей-иностранцев и приложений к этим протоколам, полученных Генеральной прокуратурой РФ из Швейцарии в порядке оказания правовой помощи. Защита обосновывала свое ходатайство целым рядом аргументов, но главный из них заключался в следующем: документы, поступившие из Швейцарии, добыты незаконным путем - при подаче запроса об оказании правовой помощи были скрыты от швейцарских коллег некоторые обстоятельства дела и даже допущены серьезные процессуальные нарушения. В частности, на момент оформления 5 мая 1999 г. международного следственного поручения существовало два уголовных дела в отношении одних и тех же фигурантов: в январе 1999 г. после финансовых проверок в "Аэрофлоте" было возбуждено одно дело по факту мошенничества, а спустя месяц - второе дело в отношении тех же лиц, но по обвинению в незаконном предпринимательстве и отмывании денег. Затем эти два дела были соединены в одном производстве, однако в запросе о правовой помощи фигурировало только дело по обвинению в мошенничестве. На то время УК Швейцарии не предусматривал ответственности за незаконное предпринимательство и отмывание денег. На этом основании, считали защитники, Швейцария отказала бы России в оказании правовой помощи, если бы она была полностью информирована. Кроме того, в сопроводительных письмах из швейцарской Генеральной прокуратуры нет описей приложений, что позволило защите высказать сомнение в "швейцарском происхождении" приложенных документов. Представители гособвинения заявили в суде, что швейцарская Генеральная прокуратура была полностью информирована об уголовном деле в полном объеме. Обсудив ходатайство защиты, суд признал недопустимыми доказательствами только приложения к протоколам допросов швейцарских свидетелей7
 Предоставление информации по правовым вопросам, уведомление о результатах уголовного преследования, предоставление сведений об обвинительных приговорах и о судимости. В силу различных организационных, технических причин правоохранительные органы России и других государств не всегда имеют в своем распоряжении нормативные акты иностранных государств, необходимые для правильного разрешения дел, поэтому центральные учреждения юстиции по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции (ст. 15 Конвенции СНГ). 
 О результатах производства по уголовному делу против выданного лица запрашивавшее государство должно сообщить государству, осуществившему выдачу, а при наличии просьбы последнего - выслать ему копию окончательного решения (ст. 69 Конвенции СНГ). Равным образом запрашивавшееся государство обязано уведомить запрашивавшее государство о результатах уголовного преследования во исполнение соответствующего поручения, направив ему копию окончательного решения (ст. ст. 73, 74 Конвенции СНГ; п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о выдаче). 
Кроме того, государства-участники Конвенции СНГ приняли на себя обязательство ежегодно сообщать друг другу сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных их судами в отношении граждан соответствующего государства. Предусмотрена обязанность государства при наличии соответствующей просьбы сообщать сведения о судимости лиц, осужденных ранее его судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории другого государства-участника (ст. 79 Конвенции СНГ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.         Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

2.         Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.

3.         Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.

4.         Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999

5.        Конституция Российской Федерации, 1993

6.         Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

7.         Федеральный закон от 12.08.1995г. N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008)"Об оперативно - розыскной деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2010)

8.        Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

9.       Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред.18.07.2009) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001

10.       Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996г. № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной

11.         Божьев В.П. Уголовный процесс. Учебник для вузов. М., 2008

12.         Булатов Б.Б. Учебник по уголовному процессу. М., 2009

13.         Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. Учебник. М., 2008

14.         Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник для вузов. М., 2008

15.         Кругликов А.П. Уголовный процесс. М., 2008

16.         Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. - 5-е изд., перераб. и доп. 2009

17.         Международное право: учебник / под ред. К.К. Гасанова. - М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008

18.         Россинский С.Б. Уголовный процесс. М., 2007

19.       Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник. М., 2008

20.       Смирнов А. Учебник по уголовному процессу. М., 2007

21.       Томин В.Т. Уголовный процесс. М., 2009

22.       Химичева Г.П. Уголовно-процессуальное право.: учебник / под ред. Химичевой О.В. - М.: Юнити, Закон и право, 2004

Информация о работе Запрос о правовой помощи