Культура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми... Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и дpyгие значения.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…с. 3
Понятие и функции общения………………………………..….….с. 4
Сущность процесса общения……………………………………....с. 5
Формы общения……………….……………………………………с. 8
Классификация коммуникативных актов…………………………с. 10
Понятие установки………………………………………………….с. 12
Язык, как вид общения……………………………………………..с. 16
Соотношение общения с этикетом………………………...………с. 18
Заключение…………………………………………………….……с. 21
Список литературы……………………………………….….…..…с. 22

Работа содержит 1 файл

Реферат «Культура общения»2 - копия.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

       Установки всякого рода играют  чрезвычайно важную роль в  теоретической и практической  деятельности человека и ярко  выступают в процессах общения.  Чтобы не попасть впросак самому  и не поставить в неловкое  положение собеседника, надо знать,  что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно): "Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., Вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно" то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

       В условиях повседневного общения  нередко кто-нибудь вдруг (именно "вдруг", т.е. неожиданно) начинает  рассказывать случай из своей  жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например: "Вы думаете это правильно?!" - раздраженно спросил однажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась: "Простите, но я Вас не понимаю... Мы, кажется, не знакомы с вами...". Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадила на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время...

       Бывает, что человеку весело, у  него хорошее настроение, ему  хочется поделиться им с окружающими.  Разве это плохо? И уже рассказывается  веселый анекдот или поясняется  причина радостного состояния.  Но при этом человек может  и не заметить, что другие-то настроены "на другую волну". Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо-ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с "ориентировки" в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

       Очень часто нам приходится  сталкиваться с ситуацией, когда  наша собственная шутка не  вызывает ожидаемой реакции, будь  то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим  ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кем-то, и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно начинают общение, а у кого это столь важное чувство отсутствует - затрудняются начать разговор, познакомиться. "Не понимает человек шутки - пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!" - это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь уместна поговорка: “Смех без причины - признак дурачины”. Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с продуктами. Но есть люди, которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет грохота. Человек, способный рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой "шутник" еще не дорос до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано экспериментально) и музыкальный слух. Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверно, юмористические очерки, романы, например, не забыв про "Похождения бравого солдата Швейка". 
 
 
 
 
 
 

     Язык  как вид общения.

       Самым частым видом общения  является разговор. Во время разговора  мы используем язык, будь он  наш родной или иностранный,  в любом случае он необходим.

       Язык - бесценный дар, которым наделен человек. "Языком не расскажешь, пальцами не растычешь" - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть", - писал А.П. Герцен. Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, "ведь порою и молчание нам понятней многих слов". Но ведь это порою. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы "корчимся, безъязыкие", пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. "Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды..." Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека": слово может убить, слово может спасти".

       Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: "Вавилонское столпотворение!" Истоки этих крылатых слов - в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба ("столпа творение"), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей, и они перестали понимать друг друга. "Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего", - с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык - это орудие культуры.

       В более чем 3,5 тысячах языков  мира многогранно отражаются  все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.

       Знаем ли мы родной язык? "Конечно, - ответят многие. Ведь с детства  им пользуемся. Да и в школе  всякие там склонения, спряжения  изучали. Вот чужой, незнакомый  язык, другое дело. "Но оказывается,  что "склонения-спряжения", да и вся грамматика - только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык - важнейшее средство общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Соотношение общения с этикетом.

       Слово “этикет” французского  происхождения и означает “ярлык”, “этикетка”. В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

       Этикет – это “установленный  порядок поведения, формы обхождения  в каком-либо общении”. Первоначально  этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

       Этикет в современном обществе  имеет ряд разновидностей: дипломатический,  военный, деловой, повседневного  неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.

       Содержание этикета охватывает  правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия  при встречах и прощаниях, поведение  за столом, в общественных местах  и т.д.

       Этикет позволяет нам не только  совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

       Этикет определяет и правила  поведения в особых обстоятельствах  жизни. Так, на похоронах недопустимо  веселье, но необходимо выразить  родным и близким сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным и не портить другим настроение скорбным видом.

     Существует  много книг, рассказывающих нам о  правилах хорошего тона, о поведении  в общественных местах, о том, как  надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец, и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: "волшебными словами": пожалуйста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если при всей правильности и вежливости поведения, молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

       Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая  одежду), надо иметь в виду, что  одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную  знаковую систему; так или иначе  одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

      "По одежде встречают, по  уму провожают", гласит русская  народная мудрость. Иными словами,  в общении важны и внешний  вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

       Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

       Пренебрежительное отношение к  этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей. 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Мы  живём в обществе и связаны  с ним тысячами нитей. Любые отношения  в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские  – это, в конечном счёте, отношения  конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.

Информация о работе Культура общения