Основные проблемы требующие участия консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение изучение проблем, требующих участие консультанта;
Задачи работы:
- Рассмотреть характерные черты и принципы консультирования.
- Проанализировать роль и место консультанта в консультационной деятельности.
- Исследовать задачи решаемые консультантами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…….5
2. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………...10
3. ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ КОНСУЛЬТАНТАМИ…………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26

Работа содержит 1 файл

Основные проблемы требующие участия консультанта.docx

— 48.85 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Сегодняшняя активно развивающаяся экономика  диктует фирмам и организациям такие  условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они  вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения  настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, предприниматели  должны начать перестройку. Принимая этот вызов, не всегда возможно сразу ответить на ряд возникающих в процессе изменений вопросов.

     Именно  такие извечные вопросы и призваны решать специалисты в области консультирования. Одной из основных причин тому является отсутствие сложившихся и устоявшихся традиций ведения бизнеса - то, чем так гордятся развитые страны. На заре переходной экономики - в начале и середине девяностых, сложилась ситуация, когда получение прибылей (и даже весьма солидных) не всегда требовало каких-либо специфических знаний и навыков. Сейчас ситуация стремительно меняется. Руководство предприятий, чей капитал был в свое время основан на получении таких «легких денег», зачастую не учитывает, что время быстрых заработков уходит безвозвратно, а конкуренция значительно возрастает. Назревает необходимость изменения самих принципов ведения бизнеса в таких компаниях, что встречает непонимание и сопротивление не только персонала, но и руководства.

     Можно долго перечислять проблемы, с  которыми сталкиваются российские компании, и список этот будет огромен. Но общим  для всех этих проблем будет то, что часто фирма не в силах  сама справиться с ними и для успешного  выхода из сложившейся ситуации требуется  привлечение квалифицированных  специалистов в области консультирования.

     Цель  работы – изучение изучение проблем, требующих участие консультанта;

     Задачи  работы:

     - Рассмотреть характерные черты и принципы консультирования.

     - Проанализировать роль и место консультанта в консультационной деятельности.

     - Исследовать задачи решаемые консультантами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИНЦИПЫ  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 

     В самом широком смысле слова консультирование как форма дачи независимых советов  в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. Однако как вид профессиональной деятельности оно зародилось сравнительно недавно. Другие виды профессиональных услуг в бизнесе возникли раньше, чем консультирование. В конце XIX века, по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг - консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова.

     Имеется множество определений управленческого  консультирования. Можно выделить два  основных подхода к консультированию.

     В первом случае используется широкий  функциональный взгляд на консультирование, его сторонником является Фриц Стееле, который определяет его как процесс консультирования любой формы оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это.

     Второй  подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Сторонниками второго подхода являются Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер, согласно их утверждению управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений. Оба эти подхода вполне дополняют друг друга.

     Европейская Федерация ассоциаций консультантов  по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых  советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Такого же определения придерживается и Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

     Под общепринятым определением консалтингом считается вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом.

     Как и любая другая профессиональная деятельность, консалтинг имеет свои особые принципы, согласно которым  и должна происходить любая деятельность в этой области. Это:

    - компетентность;

    - репутация;

    - соблюдение этических норм;

    - соблюдение интересов клиента;

    - ориентация на широкие общественные интересы;

    - изменение системы;

    - вовлечение персонала;

    - научность;

    - гибкость;

    - креативность;

    - конкретность и объективность;

    - эффективность;

    - поддержка взаимоотношений на должном уровне.

     Консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

     Консультанты в основном дают советы. Это означает, что они - только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

     Консультирование - это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Конечной целью консультирования является помощь клиенту в осуществлении прогрессивных изменений в его организации. Консультант помогает выявлять и решать специфические технические проблемы, касаясь, в то же время, человеческих проблем и аспектов организационных изменений.Основной задачей консалтинга является идентификация и нахождение путей решения имеющихся проблем. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. Существует много разделений консалтингового процесса на этапы. Любой консалтинговый проект включает в себя этапы диагностики, разработки решения и внедрения решения.

     Для достижения максимальной эффективности  при выполнении консалтинговых проектов создается команда проекта, в  состав которой входят эксперты в  различных предметных областях и  менеджеры, управляющие ходом проекта. При принятии решений, диагностике  проблем и выработке рекомендаций широко применяются методы организации коллективной работы команды проекта.

     Эффективность работы консультанта будет минимальной, если клиент вообще не участвует в  ней. Далее эта эффективность  растет по мере увеличения вовлеченности  клиента, и после достижения оптимальной  точки эффективность начинает падать, следовательно, клиент начинает выполнять  за консультанта его работу. Разумеется, это соотношение будет меняться в зависимости от вида решаемых проблем, от этапа или фазы консалтингового  проекта и, конечно же, от самого вида консалтинговых услуг.

     Работа  консультанта начинается с того, что  какое-то условие признается неудовлетворительным и имеется возможность его  исправить. Заканчивается такая  работа, когда в этом условии произошло  изменение, которое можно рассматривать  как улучшение. Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных  видов деловой активности, затрагивает  технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические, политические и другие аспекты деятельности организации. Все изменения, задуманные и осуществленные при помощи консультанта, должны способствовать улучшению качества руководства  и повышению эффективности работы организации. Это основные цели использования  консультантов.

     Существует  несколько типичных заданий на консультирование в зависимости от качества или  уровня ситуации, с которой столкнулась  организация-клиент:

  1. Задача на исправление ситуации, которая ухудшилась;
  2. Задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует;
  3. Задача на создание совершенно новой ситуации.

Следует также отметить две стороны возможных  изменений в организации-клиенте: техническая сторона, касающаяся характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент. Консультант находит пути ее анализа и решения, и человеческая сторона, т. е. взаимоотношения между консультантом и клиентом, реакция людей в организации заказчика на изменения. Консультант помогает в планировании этих взаимоотношений и их осуществлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Процесс консультирования включает двух партнеров  - консультанта и клиента. Клиентом в самом широком смысле этого термина является организация, которая пользуется услугами экспертного подразделения. Однако имеются также клиенты в более узком смысле слова - индивиды или группы лиц в организации, которые выступают инициаторами привлечения консультанта, обсуждают работу с ним, сотрудничают в ходе выполнения задания, получают отчеты и дают рекомендации высшему руководству принимать их или нет.

     Сопоставить определения проблемы консультанта и клиента - значит заложить основу для здоровых рабочих отношений на всем протяжении выполнения задания. Как консультант, так и клиент должны быть готовы исправить свои первоначальные определения и выработать совместное действие. Во-вторых, и консультант, и клиент должны прояснить, чего они хотят достичь, и как измерить полученные результаты. Это может потребовать обмена мнениями о том, как каждая сторона рассматривает консультирование, насколько далеко должен продвинуться консультант в работе по согласованному заданию, и какова его ответственность перед клиентом. В-третьих, важно определить роли, которые будут выполнять консультант и клиент, как они будут участвовать в выполнении задания. Во время выполнения задания различные непредусмотренные события и новые факты могут заставить пересмотреть первоначальные определения ожиданий и ролей. Стороны должны помнить об этой возможности и быть достаточно гибкими, чтобы корректировать свои соглашения и организацию работы.

     В зависимости от ситуации, и того, что ждет клиент, возможны разные определения  ролей консультанта и методы вмешательства. Тем не менее, основной целью всегда должно быть создание и поддержание  истинного отношения сотрудничества.

     Следует отметить, что в профессиональных консультантских организациях отношения «клиент – консультант» всегда персонализируются.

     Консультант должен, прежде всего, определить:

     1) кто обладает реальной властью  принятия решений, связанных с  выполнением задания (на всех  стадиях);

     2) кто наиболее заинтересован в  успехе (неудаче) задания;

     3) чьё непосредственное сотрудничество необходимо, то есть консультант должен определить, кто «владеет» проблемой и нуждается в помощи - это и есть основной клиент.

Информация о работе Основные проблемы требующие участия консультанта