Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Содержание

1. Введение …………………………………………...……………………….. 3
2. Периодизация античной культуры …………………………...…………… 4
3. Согласны ли вы что… ……………………………………………………... 7
4. Раскройте смысл понятий ………………………………………………… 9
5. Кроссворд ………………………………………………………………… 11
6. Эссе «Человек – мера всех вещей» …………………………………….... 12
7. Отражение античности в европейской культуре …………………….… 13
8. Раскройте смысл выражений ……………………………………………. 15
9. Античный миф …………………………………………………….…….... 18
10. Жизнь и творчество античного деятеля ………………………………... 21
11. Главные черты античной культуры …………………………….………. 24
12. Список использованной литературы …………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

КР Античная культура.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

      - Римская античность заимствовала  многие идеи и традиции греческой  античности.

      Действительно Римская античность впитала в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной Римской державы. В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далёкой от возвышенной поэтики мифотворчества греков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Раскройте смысл понятий 

     Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

     «Греческое  чудо».

     Известный французский историк XIX века Эрнест Ренан назвал появление и дальнейшее развитие древней цивилизации Эллады "греческим чудом". Да и не чудо ли это? Когда она появилась, великие  цивилизации Египта и Вавилона измеряли историю своего существования уже  тысячелетиями. Не чудо ли это, что такое, сравнительно молодое культурное образование, как Древняя Греция, открыла человека как прекрасное и совершенное  творение природы, как меру всех вещей. Достаточно вспомнить великолепные образцы греческого гения в сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки первыми сломали существующие стереотипы и создали науку, которую  некоторые современные исследователи  называют "мышлением по способу  греков".

     Полис (др.-греч. πόλις) — городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, духовная и светская власти совпадали, жречество входило в систему полисных магистратур.

     Агональность выражает «трудовую» причину целостности, которая сохраняет и воспроизводит себя посредством своеобразных хозяйственно-подобных творческих взаимодействий. Агональность представляет естественные, несотворенные человеком целостности и единства, которые невозможно разложить на части и затем снова воссоздать из них. В агональном и посредством него действуют объективные миротворные силы, создающие такие типы целостностей. Агональность выражает единство (всеединство), целостность бытия, социума, человека, духа; но не всякое единство и не всякая целостность есть наличное бытие агональности. Наиболее полным социальным выражением агональности был древний родовой строй, органически сочетающий в себе все виды игровой свободной соревновательной и состязательной деятельности с интересами целостности общин. Эти соревнования, например, поединки, могли быть суровыми, жестокими, но все они в итоге работали на сохранение и совершенствование целостности общины и человека, воспитывая в нем крепость тела и духа, сочетающуюся с беспредельной преданностью своему роду. Исход из родового строя исторически шел по нескольким сценариям.

     Калокагати́я (калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить. Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Идеал калокагатии повлиял на идеал гармонически развитой личности, существующий в культуре Нового времени. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кроссворд 

     
1 З Е В С  
2 К Р О К О С  
3 Г Е К А Т О Н Х Е Й Р Ы
4 М Е Т И Д А  
5 А Ф И Н А  
6 А П О Л Л О Н  
7 Г Е Р М Е С  
8 А И Д  
9 А Ф Р О Д И Т А  
10 Г Е Р А К Л  
11 Н Е П Т У Н  
12 Ф О Р Т У Н А  
 

     1. Верховный бог в греческой  мифологии, низвергнув Тартар  своего отца титана.

     2. Титан, сын Урана и Геи, оскопив  отца по наущению матери, стал  верховным богом. Боясь, что  сын низвергнет его, глотал  всех детей, которых рожала  ему жена и сестра Рея.

     3. Сторукие и пятидесятиголовые великаны, с помощью которых олимпийские боги одержали победу над титанами.

     4. В греческой мифологии мудрая  океанида, первая жена Зевса.

     5. Богиня войны и победы, а также  мудрости, знаний, искусств и ремёсел.

     6. Бог-целитель и прорицатель, покровитель  искусств.

     7. Вестник олимпийских богов, покровитель  пастухов и путников, бог торговли  и прибыли. Родился в Аркадии  в пещере горы Киллены.

     8. В греческой мифологии бог  подземного мира и царства  мертвых.

     9. Богиня любви и красоты, возникшая  из морской пены.

     10. Герой, наделенный необычной силой,  совершивший много подвигов, освободил  Прометея, победил Антея, сражался  с кентаврами.

     11. Один из главных богов Олимпа, властелин морей и океанов,  сын Сатурна и Реи, брат Юпитера,  Плутона, Юноны, Цереры, муж Амфитриры.

     12. Богиня удачи, счастья и судьбы.

     Эссе  «Человек – мера всех вещей» 

     Для удовлетворения своих потребностей человек изготовляет себе вещи. Чтобы  служить человеку, они должны быть ему соразмерны. В древние времена  части человеческого тела служили  естественной основой всех единиц измерения. Даже сегодня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или иного предмета, мы говорим, что он во столько-то раз больше человеческого роста, что его длина равна стольким-то локтям, что он на столько-то футов шире или на столько-то голов выше.

     Интересной  областью проявления телесного культа являлись древнегреческая архитектура  и скульптура, где математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с размерами и пропорциями  человеческого тела (например, основными  единицами измерения в Древней  Греции были палец, ладонь, локоть и  т.п.). Дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины-атлета: физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного  своим физическим совершенством; стройная ионическая колонна сравнивается с  фигурой женщины - утонченной и нарядной; коринфская колонна создана, как  полагают, в подражание девической грации.

     Введение  метрической системы мер положило конец этим методам измерения. Поэтому  мы должны попытаться составить себе насколько возможно подробное и  точное представление также и  об этом новом масштабе. Именно так  поступают архитекторы, обмеряя  помещение собственного жилища, чтобы  яснее представить себе размеры  проектируемых ими зданий. Каждый изучающий архитектуру должен прежде всего научиться правильно оценивать  размеры помещений и их обстановки с тем, чтобы при изображении  и назначении размеров любого предмета, помещения или здания зрительно  представлять их истинную величину. Правильное понятие об истинных размерах предмета, будь то в натуре или на рисунке, мы получаем только тогда, когда рядом  с ним видим человека. Для нашего времени характерно, что на иллюстрациях в специальных журналах здания и  помещения чаще всего изображаются без людей, и это обычно дает неправильное представление о действительных размерах зданий, которые в натуре значительно меньше, чем выглядят на бумаге. В этом я вижу основную причину нередкого в наше время  отсутствия соразмерности между  зданиями, поскольку авторы проектируют  их, пользуясь различными случайными масштабами, забывая о том, что  единственно правильная мера всех масштабов— человек.  
 

     Отражение античности в европейской культуре 

      Античная  культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов. Античное искусство (V-IV вв. до н.э.) справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слита с красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. Среди скульпторов, прославивших античное искусство, следует назвать: Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде обнаженной прекрасной женщины (Афродита Книдская); Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный портрет Александра Македонского (тоже сохранился в римской копии); Леохара, автора легендарного Аполлона Бельведерского. Практицизм Римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Информация о работе Античная культура