Античное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:57, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить античное искусство.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1. определить понятия «античность», «античное искусство»;
2. рассмотреть искусство Древней Греции;
3. рассмотреть искусство Древнего Рима.

Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ 3
ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 4
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
§ 2.1. РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ) (XII – VIII ВВ. ДО Н.Э.) 6
§ 2.2. ИСКУССТВО АРХАИКИ (VII – V ВВ. ДО Н.Э.) 7
§ 2.3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV В. ДО Н.Э.) 9
§ 2.4. ЭЛЛИНИЗМ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV – II В. ДО Н.Э.) 10
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА 14
§ 3.1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО 14
§ 3.2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 15
§ 3.3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 16
§ 3.4. ВИДЫ ИСКУССТВ АНТИЧНОГО РИМА 17
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА 23
ЛИТЕРАТУРА 2

Работа содержит 1 файл

История мир.культуры.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    До 350 г. до н.э. портрет был мало распространен в греческом искусстве. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека. Статуи безымянных атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченнный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу.

    В эпоху эллинизма в империи  строились новые города, соперничающие  друг с другом в роскоши и богатстве. В Пергаме, по примеру Афин, был  построен Акрополь. Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II. Сюжет фриза алтаря Зевса «Битва богов с гигантами» тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. Однако художественное решение иное. Необычайно крупные для античности масштабы фигур, выполненных в горельефе, рассчитаны на восприятие издали, с земли – в отличие от рельефов Парфенона, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам.

    Пергамские  сцены, напротив, изображали деяния отца Эвмена Аттала I, и воспевали божественную природу царя. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения. В изображении «Ники (крылатой Победы) Самофракийской» поза и драпировка поданы так, будто богиня только что вступила на борт корабля. Смертельный ужас на лице Лаокоона и неестественно напряженные позы всей группы подчеркивают тот страшный конец, который их ожидает.

    С расцветом торговли возникают личные имения. Богатые дома начинают подражать  роскоши императорских дворцов. Искусство становится не только привилегией богов и государства. Жилища знати украшаются фресками и мозаикой на самые разнообразные сюжеты. Так же как в свое время Афины, эллинистическая империя уступила превосходящей военной силе: римляне, проводившие экспансионистскую политику на Средиземноморье, сначала завоевывают Грецию (146 до н.э.), а затем и Египет (31 до н.э.). Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил ей долголетие.

    Культура  и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность эллинских памятников.

    «Надобно переселиться в век Гомера, сделаться его современником, жить с героями и царями-пастырями, чтобы хорошо их понимать. Тогда Ахиллес, который на лире воспевает героев и сам жарит баранов, который свирепствует над мертвым Гектором, и отцу его, Приаму, так великодушно предлагает и вечерю и ночлег у себя в куще, не покажется нам лицом фантастическим, воображением преувеличенным, но действительным сыном, совершенным представителем великих веков героических, когда воля и сила человечества развивалась со всей свободой... Тогда мир, за три тысячи лет существовавший, не будет для нас мертвым и чуждым во всех отношениях2».

 

Глава 3. Искусство Древнего Рима

 

    На  холмистом берегу Тибра, в 25 км от его  впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.

    Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила свое название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя – Ромула.

    Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палантином и Квириналом. Определенное влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н.э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

    Современному  миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колесные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орел (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамена с надписью «С ним побеждай» и монограммой Иисуса Христа на древке) с хризмой (изображением первой буквы в названии Христа).

    Историю древнего Рима принято делить на три  основных периода:

  • царский (VIII – начало VI вв. до н.э.),
  • республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.),
  • период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 г. н.э.).

§ 3.1. Искусство Древнего Рима 
как продолжение древнегреческого

    Развитие  античной культуры и цивилизации  происходило в рамках тысячелетней истории  «вечного Рима» – государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.

    Правомерно  утверждать, что, хотя древнеримские  мастера продолжали  традиции эллинских, все же искусство древнего Рима – явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

    Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в  ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

§ 3.2. Отличительные черты древнеримского искусства

    В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы – не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с  исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализу, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую  дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

    В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм – фреска, мозаика, станковая живопись, слабо  распространенные у  греков. 

    Архитектура достигла небывалых успехов как  в ее строительно-инженерном, так  и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

         Тот же принцип проявлялся  и в скульптуре. Пластичные формы  греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

         Система римских архитектурно-пластических  образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство -качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

§ 3.3. Периодичность в развитии древнеримского искусства

    Конец римского искусства формально и  условно может быть определен  падением Империи. Вопрос же о времени  возникновения римского искусства  – весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII по VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до  н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

    Периодизация  римского искусства – одна из самых  сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления  архаикой, время расцвета – классикой и кризисные века – эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

    Однако  далеко не всегда смена династий или  императора влекла за собой изменение  художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

    Если  наметить основные этапы истории  древнеримского искусства, то в общих  чертах их можно представить так. Древнейшая (VII – V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э. – I в. до н.э.) – период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII – V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этрусков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

    Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период – время Августа, первый период – годы правления Юлиев – Клавдиев и Флавиев, второй – время Траяна, поздний период – время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

§ 3.4. Виды искусств античного Рима

    Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Информация о работе Античное искусство