Античное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:57, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить античное искусство.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1. определить понятия «античность», «античное искусство»;
2. рассмотреть искусство Древней Греции;
3. рассмотреть искусство Древнего Рима.

Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ 3
ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 4
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
§ 2.1. РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ) (XII – VIII ВВ. ДО Н.Э.) 6
§ 2.2. ИСКУССТВО АРХАИКИ (VII – V ВВ. ДО Н.Э.) 7
§ 2.3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV В. ДО Н.Э.) 9
§ 2.4. ЭЛЛИНИЗМ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV – II В. ДО Н.Э.) 10
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА 14
§ 3.1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО 14
§ 3.2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 15
§ 3.3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 16
§ 3.4. ВИДЫ ИСКУССТВ АНТИЧНОГО РИМА 17
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА 23
ЛИТЕРАТУРА 2

Работа содержит 1 файл

История мир.культуры.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Религия. Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер – бог неба, грома и молнии. Марс – бог войны, Минерва – богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера – богиня любви и плодородия. Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла, Церера – богиня растительности. Аполлон – бог солнца и света, Юнона – покровительница женщин и брака, Меркурий – вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун – бог моря, Диана – богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину – богиню растительности и преисподней и Либора – бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н.э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

    Для того чтобы боги заботились о людях  и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы  и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей – жрецы – наблюдали за культом отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал».

    Празднества. С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

    Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, – цереалии в честь Цереры, виналии – праздник виноградного сбора, консуалии – праздник жатвы, сатурналии – праздник посевов, терминалии – праздник межевых камней, луперкалии – праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

    Игры. В конце III – начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов – Мегаленские игры, а также флоралии – в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Игры длились от 14 – 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 – 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году. Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег.

    Театр. Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II – I вв. до н.э.

    Гладиаторские бои. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои, которые устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя – значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет.

    Римская литература. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.

    Параллельно драме и поэзии развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н.э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой главным образом краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя в них излагалась римская история.

    Римская архитектура IV-I вв. до н.э. Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

    Пожар Рима после взятия его галлами  уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение.

    Рост  населения Рима привел к застройке  пустырей, к уплотнению достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

    Благоустраивается центр города – римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла.

    Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы. В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы).

    Римские архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии.

    По  преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры.

    С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до и. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

    Массовое  производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род.

    При грабеже греческих городов римляне  захватывали большое количество скульптур, которые вызывали восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

 

Глава 4. Значение античного искусства 
для современного мира

 

    Невозможно  переоценить влияние античного  искусства на искусство современности.

    Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет  на себе следы сильного воздействия  античного искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Эллады и Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика античного искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми.

    Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к античному искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. В конце XVIII – начале XIX в. древнеримским и греческим искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались  археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

    Попытки философского осмысления сущности и  специфики античного искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.

    Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

 

Литература

 
  1. Боннар  А. Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, Феникс, 1994.
  2. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.
  3. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.
  4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима М., Высшая школа, 1990.
  5. Любимов Л. Искусство Древнего Мира М., Просвещение, 1971.

Информация о работе Античное искусство