Античный мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:03, реферат

Описание работы

Миф можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. В нём сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 78.16 Кб (Скачать)

1. Миф и религия

Греческие и  римские мифы

Миф можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. В нём сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное.

Древние греки создали развитую мифологию, прошедшую путь от примитивных  фито- и зооморфных ступеней к мифологии  Олимпийской. Причём зарождение мифов  происходит в доантичные времена, но своё завершение и обощение они находит в эллинскую эпоху - у Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аполлодора.

В недрах древнегреческого мифического  сознания сформировались весьма оригинальные идеи. Отметим наиболее важные:

1. В мифах даны первые обобщённые  представления о происхождении мира, его устройстве. Мир произошёл из Хаоса, некой зияющей бездны, прообраза пространства. Затем возникают три космические субстанции - Земля, Эрос, Тартар. Земля (Гея) порождает Небо (Уран) и Море (Понт). Земля напоминает диск и омывается Океаном. Мир ограничен твёрдой небесной полусферой. Имеется и подземный мир, состоящий из двух этажей - Аида и Тартара. В целом Вселенная представляет собой вертикальную структуру.

2. Излагается генеалогия богов. Здесь картина выглядит так. Гея и Уран порождают титанов, во главе которых стоял Кронос. От него и Реи появляются Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Гестия, Деметра, одолевающие хищного Кроноса, титанов, гигантов. Зевс становится властелином Земли и неба, Посейдон - моря, Аид получает во владение подземное царство. Зевс вместе с Герой, Посейдоном и своими детьми провозглашаются богами Олимпа. Имеется множество иных божественных и демонических сил, происхождение которых самое различное. Некоторые из них (Орф, Кербер, Химера, Ларнейская гидра, Сфинкс) произошли от Ехидны и Тифона.

3. В мифах осмыслен генезис и судьбы человеческого рода. Одну из распространённых версий излагает Гесиод. Согласно ей люди созданы богами. Их история насчитывает пять веков - золотой, серебряный, медный, век героев и железный век. Человеческий род постоянно ухудшается, регрессирует. Несколько раз его уничтожали боги (Зевс) и люди сами уничтожали себя. Человечество постигли тяжкие беды, его судьба обречена. Общество в мифическом представлении сложно, противоречиво, несовершенно, сильно зависит от внешних обстоятельств и сил.

4. В мифах имеют место и события подлинной истории. Просматривается становление матриархата и патриархата, переселение народов, основание городов, войны, путешествия, деяния вождей родов и племён. Вымысел часто переплетается с реальностью.

5. Актуальна для греческой мифологии  и повседневная житейская проблематика. Внимательно вчитываясь в смысл мифов, видишь стремление древних разобраться в том, какую роль в жизни играют мужчина и женщина, какова социальная иерархия, происхождение земледелия, ремёсел, образования, нравов.

6. Исключительно ценной является эстетическая сторона мифов. Мифы изобилуют красотой, эмоциями, выразительностью, духовной энергией, потрясающе яркими портретами. Титаны, гиганты, боги, герои, люди показаны во всём многообразии характеров. Многие мифологические образы стали архетипичными. К ним можно отнести Прометея, Зевса, Афины, Ареса, Афродиты, Геракла, Пандорры, Одиссея, Париса, Прокруста, Сизифа, Ариадны, Ясона, Ахилла, Дедала, Тантала, Икара, Нарцисса, Мидаса, Орфея.

Это далеко не полный перечень идей, которые  порождены эллинскими мифами. Особую значимость представляли мифы о Прометее, Девкалионе, Эллине, троянский цикл, мифы об аргонавтах, подвигах Геракла, Тессее, Персее, Кекропе и др. Этим мифам свойственны не только глубоко символический характер, но и изобилие поучительных примеров, непреходящей житейской мудрости, фиксации жизни во всей её полноте и противоречивости.

Греко-римские мифы и сейчас продолжают вызывать колоссальный интерес, как  у простой публики, так и у  исследователей. Ей посвятили научные  труды такие известные ученые как Г. Штоль, К. Юнг, Дж. Фрэзер, Р. Грейвс, К. Хюбнер, А.Ф. Лосев, Ф.Ф. Зелинский, А.А. Тахо-Годи, О.М. Фрейденберг, С.А. Токарев.  

 

 

Религия.

Античная религия является продолжением мифов. Найти чёткую грань, где кончается  миф и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф выполнял и функцию религии. И только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется  от него. В сущности, религия это  та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых обязаны участвовать все члены общины. По мнению самих греков их представления о богах формировались из врождённых источников (таким источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся Гомер), закреплялись законами, проистекали из художественных ценностей (храмов, статуй, картин). Религия зарождается в доантичные времена, а в эллинскую эпоху она оформляется в своём классическом виде.

Греческая религия относится, к  числу политеистических, т.е. религий многобожия. Количество богов бессчетно. Это хтонические (Хтон - Земля) божества - Гея, Уран, Кронос, Океан, Рея; олимпийские боги - Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита, Гефест, Деметра, Арес, Гестия (несколько позже - Дионис); божества, персонифицирующие различные природные стихии - воздух, влагу, ветер; боги рек, морей, гор, лесов, подземелья, полей; боги, олицетворяющие социальные стороны жизни - правосудие, справедливость, убеждение, мщение, ремёсла, искусства, военное дело, мир, любовь, рождение, смерть, детство, юность, старость. Но, главным образом, древние греки поклонялись богам Олимпа. Религия греков - это религия труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Они имеют родителей, обладают сложным характером, могут быть хорошими и плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и ненавидящими, помогающими и мстящими. Они сами подвержены судьбе (Ананке). В отличие от многих богов восточных религий, греческие боги имеют красивый внешний облик, обладают высшими достоинствами.

Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В  их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили  молитвы, посвящали празднества. Наиболее значимыми были Олимпийские игры, посвящённые Зевсу;Пифийские - Аполлону; Истмийские - Посейдону; Панафинеи - Афине; Дионисии - Дионису. Игры представляли собой комплекс мероприятий, в ходе которых осуществлялись жертвоприношения, проводились спортивные, поэтические, музыкальные, театральные состязания. Победители награждались призами, их имена увековечивались.

Важной чертой древнегреческой  религии являлось отсутствие Священного писания, жёстких догматов, а также  профессиональных служителей культа. Жрецы избирались из числа достойных  граждан и выполняли эту роль фиксированное время. Священную  миссию осуществляли оракулы, которые  якобы вещали устами богов. Самый  знаменитый оракул находился в Дельфах, где пифия пророчествовала от имени Аполлона и давала удивительные, но двусмысленные ответы на самые  разные вопросы.

Греческая религия характеризовалась  разнообразной системой обрядов, связанных  с рождением, свадьбой, похоронами, сбором урожая, политическими и военными событиями и т.д. Особо следует  отметить отсутствие религиозного фанатизма: религия не довлела над личностью  и общиной, а выполняла регулятивную, эстетическую функции и функцию общения. Имелось у греков и что-то вроде сектантства, которое дало о себе знать, прежде всего, в так называемых элевсинских и самофракийских мистериях. Имели место и ростки атеизма (Анаксагор, некоторые софисты). Великий философ Платон критиковал Гомера за его представления о богах и фактически являлся родоначальником европейского монотеизма.

Римская религия сродни греческой. В них много общего. Главные боги - это по существу латинизированные эллинские боги - Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх.  У римлян богов былодаже больше. Заступниками земледельцев являлся добрый десяток богов. Не меньше покровительствовали детскому возрасту (богини постельки, первого крика, первого слова, первого шага). Римляне обожествляли всё, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Обожествлялись даже императоры, как при жизни, так и после смерти (апофеоз). Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. У римлян имели место списки официально утверждённых молитвенных формул, так называемые индигаменты, в которых предписывалось, в каких случаях следует молиться тем или иным богам. Некоторое отличие от греков проявлялось в организации религиозных дел. Существовали избираемые жреческие коллегии. Коллегия понтификов вела надзор за календарём, праздниками, историческими документами, системой мер и весов. Коллегия фециалов выполняла функции вестников и глашатаев, хранителей договоров. Коллегия авгуров ведала вопросами гаданий, знамений. Коллегия фламинов занималась вопросами жертвоприношений. Существовали и другие коллегии жрецов. В отличие от греческой, древнеримская религия практически не была связана с мифами.

И греческая и римская религии  обходили стороной такие важные для  индивида вопросы как устройство мира, смысл жизни, моральные нормы, идеал духовного совершенства, причины  человеческих страданий, бессмертие и  загробная жизнь. Боги были лишены таинственности и ореола святости, они не были абсолютными  властелинами. В силу глубоких внутренних противоречий, неспособности дать ответы на коренные вопросы бытия, а также  под мощным напором христианства, античная религия к концу IV в. н.э. исчерпала себя. Это стало началом  коренной ломки культурных устоев, существовавших много веков. Уходящая в небытие религия потащила за собой едва ли не всю языческую  культуру.

Греко-римские мифы и  религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества. 

 

2. Литература и театр 

 

Литература

Литература является одним из самых  значительных достижений древнегреческой  культуры. Эллинам первым удалось  с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить  природу и человека, показать их в многообразии и развитии. К особо  важным достижениям древнегреческой  литературы относятся:

- создание большинства литературных  жанров;

- создание произведений, которые  стали классическими;

- создание художественных образов,  ставших архетипичными для всей последующей европейской литературы.

Высшим достоянием эллинского литературного  творчества являлась поэзия. Греки (за исключением Платона) были склонны рассматривать поэтов как посредников между богами и людьми. С особой любовью воспринималась героическая поэзия (Гомер, Гесиод, Вакхилид, Тиртей). Произведения Гомера “Илиада”, “Одиссея” знал наизусть каждый образованный человек. Большой популярностью пользовалась лирика, в которой главным героем являлся сам поэт. Лирика была исключительно жизненной; в ней имело место всё то, что волновало человеческую душу - любовь, страдания, радость, слава, социальные мотивы, красота природы. Высшие достижениями эллинской лирики - стихи Алкея, Архилоха, Сафо, Алкмана, Анакреонта, Тиртея, Каллина, Симонида, Феогнида, Коринны, Пиндара, Феокрита, Биона. Широко распространены элегия, эпиграмма, ямбическая и сатирическая поэзия.

Начиная с V века до н.э. огромную популярность приобретает драма (трагедия и комедия). Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид в общей сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим “Прометей прикованный”, “Семеро против Фив”, “Эвмениды” Эсхила; “Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”, “Антигона”, “Электра” Софокла; “Медея”, “Андромаха”, “Алкеста”, “Гекуба”, “Электра”, “Орест” Еврипида.

Афинские трагики создали галерею  образов, как монументальных, так  и глубоко индивидуальных: сильного духом Прометея; трагичной пророчицыКассандры; матери, пережившей смерть своих детей, - Гекубы; убийцы матери, мстящего за смерть отца, - Ореста; влюблённой, но не разделившей любовь Федры; несчастной пленницы Андромахи; женившегося на собственной матери Эдипа; безмерно любящей своего отца Электры; пожертвовавших собой Ифигинеи и Алкесты; страдающей изгнанницы Антигоны; убийцы собственного мужа Клитемнестры; ревнивой женщиныМедеи; страждущей над разрушенным счастьем Ниобеи и др.

Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В  ней воплотились глубочайшие  коллизии человеческого бытия: жизнь  и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм , доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.

Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский - песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях “Всадники”, “Облака”, “Осы”, “Птицы”, “Лягушки” и Менандр (“Брюзга”, “Третейский суд”, “Отрезанная коса”) иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов. 

Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён - Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.

Греческие литераторы являются родоначальниками и прозаического жанра. По социальной значимости и глубине художественных идей проза уступала поэзии и драме. Но важен сам первый шаг, сделанный в этом направлении. До нашего времени дошли такие произведения прозаического характера: “Левкиппа и Клитофонт” Татия, “Дафнис и Хлоя” Лонга, “Херей и Каллироя” Харитона, “Эфесские рассказы” Ксенофонта Эфесского, “Эфиопика”Гелиодора. Заметим, что некоторые исследователи к прозе относят также красноречие (ораторское искусство), историческую и философскую литературу. Однако об этом будет сказано особо.

Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анектодов. Один из них “Филогелос” (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.

Информация о работе Античный мир