Античный мир

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:03, реферат

Описание работы

Миф можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. В нём сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 78.16 Кб (Скачать)

Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В  этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский.

Римская литература - феномен более поздний, проявивший себя в III веке до н.э. В значительной степени она была подражанием эллинской литературе. Как отметил А.Ф. Лосев, римская литература являла собой расширенный, углубленный эллинизм, в котором органически соединились универсализм и индивидуализм; грандиозность, возвышенность, достоинство; риторика и динамика изображения соединялись с беспощадной трезвостью оценок, деловым подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. Однако римские литераторы были не просто эпигонами или адептами греков, их творчество было весьма оригинальным и зрелым.

Римские литераторы изначально обратились к драматическому жанру, который, впрочем, в Риме  не был столь популярен как в Греции. Многие авторы писали и трагедии и комедии. К числу наиболее известных драматургов относятся: Ливий Андроник (грек по происхождению), сочинивший “Ахилла”, “Данаю”, “Андромеду”, “Троянского коня”; Гней Невий, автор трагедий “Ликург”, “Андромаха”, “Троянский конь”, “Даная”, Ифигинея”, а также комедий, наиболее известная их которых “Тарентиночка”; Квинт Энний -  автор трагедий “Александр”, “Андромаха - пленница”. Маститыми мастерами в областикомедии были Плавт и Теренций, чьи произведения “Клад”, “Куркулион”, “Хвастливый воин” (Плавт), “Свекровь”, “Евнух”, “Самоистязатель” (Теренций), пользовались успехом у зрителей. Заметный след в области трагедии оставил известный философ Сенека, сочинивший “Медею”, “Октавию”, “Безумствующего Геркулеса”, “Эдипа”.

В жанре поэзии блестяще проявили себя многие римские литераторы. Среди них Вергилий, сочинивший “Энеиду”, которую римляне сравнивали с гомеровской “Илиадой”. Даже своей темой эта поэма как бы продолжала события, описанные греческим аэдом. Он же сочинил “Георгики” и “Буколики”, в которых воспевается труд и быт человека. Другой поэт Овидий, автор “Метаморфоз”, “Любовных элегий”, “Науки любви”, “Лекарств от любви”, “Скорбных элегий” проявил недюжинный талант в знании мифологии, человеческих чувств, нравов своей эпохи.

Рим подарил миру великолепную плеяду лириков - Катона, Катулла, Горация, Проперция, Тибулла; сатириков - Мениппа, Горация, Ювенала; мастераэпиграммы - Марциала; прозаиков - Петрония (автора “Сатирикона”), Апулея, написавшего “Золотого осла”. В Риме широкое распространение имел жанр исторической прозы (Юлий Цезарь, Катон Старший, Саллюстий, Тит Ливий).

К литературным заслугам римлян относят  создание эпистолярного жанра. До нас дошли письма Цицерона, Плиния Младшего, Сенеки, в которых описание обычных житейских дел сочеталось с политическим, философским и художественным материалом.

В жанре басни плодотворно работал Федр. До нас дошли 135 его басен. В биографическом жанре работали Светоний, Аттик, Варрон. Варрон сочинил в стихах и прозе 700 биографий знаменитых греков и римлян, которые прославились в различных областях культуры. Все биографии были иллюстрированы портретами.

В заключении заметим, что греко-римская литература продлила жизнь мифологии и религии, увековечила как художественные, так и реальные образы, зафиксировала исторические события, запечатлела грандиозный накал духовной жизни древней эпохи. 

 

Театр

Неотъемлемой составляющей культурной жизни Античности являлся театр. Греки не просто любили его: возникает  ощущение того, что вся Эллада была огромным театром. Не было ни одного крупного населённого пункта, в котором  не было бы театрального сооружения, и  не осуществлялись бы театральные постановки. Театральные здания были поистине грандиозными, некоторые из них вмещали 40 тысяч  человек. Можно даже сказать, что  театр был составляющей государственной  политики, о чём свидетельствовало  наличие магистратов отвечающих за театральную жизнь, а также  выделение на это дело средств  из государственного бюджета.

Эллинский театр - феномен более  древний, нежели трагедия и комедия, с которыми и связывают театральные действия. Своими корнями он уходит в глубокую древность и изначально проявляется в ритуальных и трудовых действиях: похоронах, охоте, сборе урожая, празднествах, посвящённых тем или иным богам - Зевсу, Аполлону, Афине, Посейдону и особенно Дионису. Правда, Платон, недолюбливавший театр, считал театральные представления “недостойными величия и благости богов”. Некоторые исследователи склонны утверждать, что именно культ Диониса решающим образом повлиял на становление упорядоченного театра. Принято считать, что первая такого рода театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах; её осуществил афинский трагик Феспид. 27 мая и сейчас отмечается как Всемирный день театра.

Как в организационном, так и  творческом плане, греческий театр  представлял собой многообразную  систему мероприятий и действий. Организационная сторона состояла в том, чтобы определить время театральных постановок, достойных драматургов-участников театральных состязаний, актёров-исполнителей, изыскать финансовые ресурсы. Ответственным лицам предстояло решить, берет ли расходы на себя государство, или эта почётная обязанность (литургия) возлагается на состоятельных граждан. Важно было справедливо распределить места для публики, назначить судейскую коллегию, провести ритуальные действия, справедливо определить победителей среди авторов, актёров, хорегов; наградить их. Творческая сторона театра заключалась в содержании произведений, их умелой постановке, игре актёров и хора, использовании костюмов, масок, декораций.

Успех театральной постановки зависел  от всех этих факторов, но решающее значение имела игра актёров. Первоначально  актёрами были сами драматурги, затем  Эсхил ввёл второго актера, Софокл - третьего, а позже тот же Эсхил - четвёртого. Один актёр исполнял множество  ролей, для чего он использовал маски  и костюмы, которые соответствовали  трагедии, комедии, драме сатиров. Ему  нужны были различные дарования - умение красиво петь, звучно говорить, танцевать, владеть музыкальными инструментами. Многие актёры блестяще вживались в  роли, что не просто доставляло удовольствие зрителям, но и доводило их до экстаза. Публика выражала своё одобрение  или неодобрение игрой актёров  громкими возгласами. Талантливые актёры получали огромные гонорары, освобождались  от налогов, военной службы, считались  неприкосновенными. Некоторые были наставниками политиков. Актёрами становились  только мужчины, игравшие и женские  роли.

Немаловажной являлась роль хора. Как правило, хор символизировал жителей местности, где происходили  изображаемые события, и выражал  их точку зрения. Это было своего рода общественное мнение. Руководил  хором запевала (корифей), часто вступавший в разговор с актёрами от имени  хора. Число актёров хора составляло от 12 до 24 человек; хористы располагались  рядами в орхестре театра. С конца III в. до н.э. хор потерял былую  значимость, утратил связь с изображаемыми  действиями; его песни стали не более чем дополнением к театральной  постановке.

Эллинские театральные действия имели  громадный размах, они проводились  целый день - от восхода до заката Солнца. Трагические состязания во время Великих Дионисий предполагали участие трёх авторов, обязанных  представить по три трагедии и  одной драме сатиров. Состязания комедиографов на Великих Дионисиях  и Леннеях предполагали по одной авторской работе.

Эллинская драма носила синтетический  характер; игра актёра сочеталась с  пением и пляской. Части текста близкие  к обыденному разговору исполнялись  посредством обычного чтения (каталоге), более оживлённые места переходили в речитатив (паракатологе), а места окрашенные повышенным чувством, исполнялись путём пения (мелос). Речитатив и пение сопровождались игрой на двойном кларнете (аулосе). Структура постановки, к примеру трагедии, выглядела в самом общем плане так. Она начиналась с завязки действия (пролог), затем следует песня, которую исполняет хор (парод), в дальнейшем происходит чередование диалогических частей (писодиев), исполняемых актёрами, а иногда и хором, а также песен самого хора (3-4 стасимов). Стасимы имели строфы и антистрофы. Они составляли основной объём постановки. При их исполнении хор двигался по орхестре. Песни хора сопровождались танцем (эммелейей). Завершалась трагедия песней (эксодом) в исполнении хора, после чего он покидал орхестру.

Римский театр отличался от греческого. Он формировался как под влиянием последнего, так и имел собственные истоки. В более значимой форме он стал обнаруживать себя, начиная с III в. до н.э. и был связан с постановкой произведений вышеупомянутых Гнея Невия, Ливия Андроника, а позже - Плавта и Теренция. Длительное время в Риме постоянных театральных помещений не было (вплоть до I в. до н.э.), чему противился Сенат. Постановки осуществлялись прямо на улицах или на Римском Форуме, где устанавливались подмостки и скамейки для зрителей. Только в 55 г. до н.э. Гней Помпей построил здание театра вмещавшего 40 тыс. человек. Чуть позже появились помещения  театров Бальба и Марцелла.

Первое время трагические и  комические роли исполнялись актёрами - любителями, в основном из числа  вольноотпущенников. Позже - появились  профессионалы (гистрионы), которые  объединялись в труппы во главе с  хозяином - антрепренером. Игра римских  актёров не была столь впечатляющей как греческих. Их сценические действия сопровождались мимикой, жестами, при  необходимости драками. Главным  в игре был звучный голос. Но при  этом передачи нюансов трагической  или комической ситуации, женского, детского или старческого голосов, не требовалось. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, глубины, монументальности, психологичности. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, гротеск, остроумные шутки, доходящие до непристойностей. Сюжет многих драматических постановок выглядел запутанным, не совсем ясным зрителю. Плутовство, обман, сплетни, хитроумные проделки фактически составляли театральную доминанту. Актёры явно увлекались этой стороной дела, подменяя подлинное мастерство. Не было в римском театре и состязательности между авторами, актёрами, что явно снижало стимулы к совершенству. Социальное положение и авторитет римских актёров были явно ниже, нежели греческих.

К концу I в. до н.э. трагические постановки стали весьма редким явлением. На передний план выдвинулись цирковые представления, гладиаторские бои. В подобном деле римляне проявили себя в полной мере. Для этого специально соорудили  гигантский Колизей, вмещавший 50 тыс. зрителей. На его сцене проводились масштабные сражения гладиаторов, экипажей кораблей, колесниц, схватки диких зверей. Авторы фильма “Гладиатор” сумели блестяще воссоздать подобные сюжеты. Театрально-цирковая жизнь в Риме достигала апогея во время Патрицианских  и Плебейских игр, праздников в честь  Юпитера, Юноны, Аполлона, Минервы, по случаю побед римской армии, празднеств в честь императоров.

Важно подчеркнуть, что античный театр сыграл исключительную культуротворческую роль. Он способствовал развитию литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки, танца, политической, правовой культуры. К нему своими корнями уходят едва ли не все разновидности современного театра: опера, оперетта, театр миниатюр, эстрады, цирк, кукольный театр. 

 

3. Архитектура, скульптура, живопись 

 

Архитектура

В области архитектуры греки  в высшей степени реализовали  свой грандиозный талант. Они создали  классическую архитектуру, привнесли  в неё множество новаций, воплотили  в ней мощь, красоту, высокое духовное начало, гармонию с природой. Среди  важнейших достижений в этой области  следует отметить: 1) создание архитектурных  ордеров; 2) формирование архитектурных  стилей; 3) постройку многих выдающихся сооружений.

Кратко проанализируем их. Начиная  с VII в. до н.э. греческие зодчие создают  ордерную систему. Ордер (от лат. ordo - строй, порядок) является чётко продуманной композицией соотношения и взаимосвязи между несущими и несомыми частями здания. Иначе говоря, от того, какой является колонна, во многом зависит характер верхней части здания (атаблемента) и в целом весь его облик.

Принято считать, что эллинской  архитектуре были свойственны три  ордера: дорический, ионический, коринфиский. Олицетворением дорического ордера является массивная колонна, располагающаяся непосредственно на каменном основании (стилобате). Ствол (фус) колонны украшали желобки (каннелюры). Их количество варьировалось от 16 до 20. Снизу вверх колонна равномерно утоньшалась. Диаметр нижней части равен 1/6 высоты колонны. Верхняя часть завершалась капителью, состоящей из круглой каменной подушки (эхина) и размещавшейся на ней квадратной плиты (абаки). Верхняя часть здания состояла из гладкой балки (архитрава), фриза, обрамлённого метопами и триглифами, а также карниза и фронтона. Метопы и фронтоны украшались скульптурой. Дорический ордер как бы выражал идею мужского начала, силу, мощь, строгость, суровость, простоту. Ионический ордер олицетворяла средней лёгкости стройная колонна, имевшая в основании базу. Диаметр нижней части равнялся 1/9 её высоты. Количество каннелюров, украшавших колонну, как правило, равнялось 24. Принципиально отличной от дорической была капитель. Она имела два изящных завитка (волюты), богатую подушку, красивый орнамент. Высота капители равнялась 1/3 диаметра нижней части колонны. Архитрав ионического ордера состоял из трёх горизонтальных полос. Были и другие отличия. Ионический ордер выражал женское началао благородность, утончённость, ажурность, грациозность, интеллектуальность. Коринфский ордер, который появился в V в. до н.э. во многом напоминает ионический. Правда, его колонна отличается лёгкостью, более вытянутыми пропорциями и пышной капителью, украшенной растительным орнаментом. Высота капители равна диаметру нижней части колонны. Количество каннелюров такое же, как и у ионической колонны. Несколько отличаются база колонны, архитрав, фриз, карниз. Коринфский ордер витиеват, насыщен болезненными фантазиями, символизирует девичье начало, нежность, чистоту.

Информация о работе Античный мир