Античный театр. Возникновение и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раннее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает на менее, чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры). Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Древнегреческий театр…………………………………………………………4

2. Римский театр………………………………………………………………..…9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Культкрология Контр.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

          Богатый героический  эпос – поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос – поэм Гесиода (седьмой век до н. э.); и произведения лирических поэтов седьмого века до нашей  эры. Как уже упоминалось раннее, рождение лирического театра и драмы связано с обрядовыми лирическими играми, которые входили в состав праздников, посвященным умирающим и воскресающим богам плодородия. Обряд в Греции был связан не только с культами Диониса, но и с Деметрой, а также ее дочерью Корой. Таким образом, культы иногда превращались в драмы. Например, в городе Элевсин во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры во время которых изображалось бракосочетания Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение коры на Землю.

          Интерес зрителя  в древности сосредотачивался сначала  не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной нравственной проблематике, которая разворачивалась  вокруг всем известных эпизодов мифа. Уже во второй половине 6-ого века до н.э. трагедия достигла значительного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Римский театр 

          Латиняне были одним  из многочисленных племен, населявших Италию. Они жили по нижнему течению  Тибра, в области, которая называлась Лациум. Столицей их был город Рим, основанный по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив себе в четвертом веке до нашей эры среднюю Италию, римляне все дальше и дальше продвигались на юг. По своему культурному развитию римляне были гораздо ниже этруссков и греков. Через этруссков они познакомились с греческой мифологией и драматургией.

    Развитие  римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда  классический период у греков был  уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание» привычных общественных отношений. Господа на время праздника становились «рабами», а рабы «господами». В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста.

          Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение  и социальная борьба  между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесцининннские насмешки не щадили знати, которая и постаралась их обуздать: было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

    Существовала  и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Основой для сатур  послужили мимические жанры этрусских плясунов. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий (1 в до н.э.). В 364г. до н.э.  Рим постигло моровое поветрие: чтобы умилостивить богов, римляне устраивали сценические игры, прибегнув таким образом к делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами. Появились актеры-плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и жестикуляцию. Так постепенно возникли сатуры (в дословном переводе – смесь). О влиянии этрусцев свидетельствует и перенесенное ими в Рим слово сиетрион, которым в Риме стали называть народных развлекателей. 

          Еще одним видом  ранних драматических представлений, также комического характера, были ателланы. Римляне заимствовали их около 300 года до н.э., когда Рим вел многочисленные войны в Южной Италии. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Наиболее распространенными героями ателлан были: Макк—дурак и обжора, Буккок – болтливый, но смышленый парень, Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен – хитрый горбун, невежда. В 1 веке до н.э. ателланы получили литературную обработку.

          Мим в Риме тоже был  очень распространен, как и в  Греции. Римский мим представлял  собой сценки из народного быта. Литературная драма появилась в римском театре в эпоху Республики (от середины 3-его века до конца 1-ого века до н.э.). Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могли не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в Риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.

          В обстановке общественного  подъема, вызванного победоносным окончанием Пунической первой войны на праздничных  играх 240 года до н.э. решили устроить драматическое  представление. Постановку поручили греку  Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Цицерон говорил, что второй раз их читать просто невозможно. Однако Андроник явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий рассматривал сцену как арену бичевания пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) отправили его в тюрьму, однако, за Невия заступилась народная трибуна. Его освободили, но умер он все же в изгнании. Он выступал и с трагедиями на сюжеты из римской истории (такие трагедии у римлян назывались претекстами). Славы он достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты – переработка новоаттической, т.е. бытовой комедии.  (3-2-ой века до н.э. произошла от развития греческого танца – паллии). Невий был основоположником контоминации (соединение нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно и после него писали Энний (239-169 до н.э.), Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего римляне любили подражать Еврипиду, чем Эсхилу и Софоклу.

    Роль  хора у римлян значительно уменьилась. Интенсивная эллинизация римского общества отразилась в творчестве Плавта (254-184 до н.э.). Плавт умел искусно  соединить новую аттическую комедию  с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками.  Дошли 20 его комедий и одна в отрывках, среди них: «Хвастливый воин», «Амфитрион», «Клад». У римского автора Теренция  нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта. Зато он стремится дать более глубокую психологическую характеристику.

    Например, в произведении «Братья». Европейский  театр неоднократно обращался к  его творчеству. На римской сцене  пьесы Теренция ставились несколько  десятилетий после его смерти. До первого века нашей эры сенат противился сооружению театрального здания и потому представления шли  на деревянных помостах, которые после представления ломались. Но играли уже не любители, а актеры или гистрионы, которые происходили из серии вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство не связано с культом, потому к артистам не относились та уж почетно. Женщин все еще не было на сцене. Но все-таки навечно сохранились имена известных актеров, например, трагик Эзоп и комик Росций. А в период империи римский театр пришел в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы и пиррихии (танцевальный спектакль). Потом пришла новая эпоха – феодальная, которая принесла миру и свой театр.

          Римляне строили  и великолепные театральные здания. Их архитектура, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, вдохновили художников возрождения. 

    

    Театр Марцелла. Рим 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

          Античная архитектура, скульптура и театр были предметами изучения и подражания и в последующие  века. Если обратиться специально к  театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит  далеко за рамки породившего его  общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античности авторов. И позже западно-европейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию.

          В эпоху Просвещения  культ античного театра находит  яркое выражение в ряде европейских  стран. В Германии горячими поклонниками античности были Лессинг (1729-1781), Гете (1749-1832), Шиллер (1759-1805).

          Это увлечение продолжалось и в 19 веке. Произведения Байрона (1788-1824) полны отголосков античности. На протяжении всего 19, как и 20 веке на европейских  и советских сценах шли античные пьесы. Во Франции в 80-х годах позапрошлого века ставили «Царя Эдипа» Софокла в Оранже под открытым небом, в театре, сохранившемся еще со времен Римской империи.

          Во времена своего расцвета античный театр был подлинно народным театром. В дни определенных празднеств этот театр собирал все свободное население города. Античный театр был настоящей школой для античных граждан.  Не отгораживаясь от жизни, он поднимает все вопросы, волновавшее афинское общество: религия, философия, литература, политика, воспитание детей, положение женщин в обществе – все это находило отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать любой современный театрал. Ведь спектакли крайне редко играли больше одного раза, поэтому в античности новых шедевров в Афинах, например, рождалось около 24 за год.  Действующими лицами были герои: Прометей, Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон, Менелай и т.д. В уста мифологических героев вкладываются пропагандистские реплики, агитирующие за правду и свободу.

          Античный театр  – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. Склад античной культуры был определен общественными условиями рабовладельческой формации. Сами Греция и Рим обязаны в развитии своей науки и своего искусства Востоку. Но Греция  и Рим в своей культуре сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с востока, но умножить и обогатить его и передать, Европе культуру, которая несет на себе яркий отпечаток оригинальности. 

          Театр античного  мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Список  литературы 

   1. Добрынина В.И. Культура и цивилизация //Cоциально-политический журнал.-2001.

   2. Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. Изд. «Искусство», 1999.

   3. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Cоциально-политический

журнал.-2004.

   4. Куманецкий К.  История культуры древней Греции и Рима.- М: Высшая школа,2005.

   5. Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга II. Перевод В.М. Смирина. Изд. Терра-Книжный клуб. М., 2006.

   6. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры.- М.:2008.

   7. Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 2000.

   8. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. М., 2002.

   9. Хачатурян В.М. Теория цивилизаций в русской исторической мысли // Новая и новейшая история. 2004.

   
 

 

Информация о работе Античный театр. Возникновение и развитие