Арабо-исламская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:29, реферат

Описание работы

В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства — от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство — Арабский халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру – ислам1.

Содержание

Введение 3
1. Ислам - основа арабской культуры. Основные течения в исламе 4
2.Исламская концепция миропорядка, социальный идеал, представление о прогрессе и регрессе особенности исламского менталитета

6
3.Политическая культура исламского мира 9
4. Наука и художественное творчество 11
Заключение 14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Арабо-исламская_культура.docx

— 42.32 Кб (Скачать)

    Священный Коран – это главный источник законов Ислама. Тот, кто подтверждает ниспослание Корана Аллахом, полностью  веруя в него, называется му'мин (истинно  верующий)9.

    Ислам оказал колоссальное влияние на культуру арабов и тех народов, которые его приняли. Поэтому разделение понятий «религия» и «менталитет» применительно к мусульманской культуре довольно условно: исламский менталитет преимущественно религиозный менталитет; мусульманин мыслит на языке ислама. В соответствии с исламским вероучением всё сущее в мире создано Аллахом и все события, которые были и произойдут вплоть до конца света, предопределены свыше. Исламский культ опирается на пять столпов веры: исповедание веры — произнесение формулы — «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамадан, обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж). Коран устанавливает также ряд табу — запрещение употреблять в пищу свинину, пить вино и т.п. Вся жизнь правоверного мусульманина от колыбели до могилы регламентируется шариатом — сводом норм исламского права, моральных и религиозных предписаний.

    Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама — основная добродетель, выделяемая арабами при  подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик  перса.

    Отличительной чертой мусульман является гостеприимство.

    К высшим моральным принципам мусульман  относятся почитание умерших  предков, уважение к старшим и  старикам. Старшие, по общепринятому  мнению, — это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит  от успеха каждого. Земляки, перебравшиеся  из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве  и обустройстве быта.

    Одно  из отличительных качеств большинства  арабов — стремление к прекрасному, любовь к искусству.

    Мусульмане  суеверны. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают  также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в  поисках живых» и могут вселяться  в них, особенно в женщин. Поэтому  арабы боятся появляться в тех  местах, где, по их поверью, обитают  злые духи. Широко распространены среди мусульман амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.

    Во  время мусульманского поста в  месяц рамадан меняется образ  жизни в мусульманских семьях, он становится более размеренным  и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более  позднее время.

3.Политическая  культура исламского мира

    Политическая  культура ислама всегда допускала насилие, но в основном – против «неверных», отступников и «врагов ислама». Внутри же своей общины можно было обычно выступать лишь против «плохих  мусульман», которые своими действиями (в том числе при управлении государством, предприятием и т.п.) нарушают предписания Корана и шариата, заветы пророка и постановления духовных авторитетов. Но судить о том, было ли такое нарушение и действительно  ли является тот или иной (особенно высокопоставленный) человек «плохим  мусульманином», могли тоже лишь те же духовные авторитеты, обычно связанные  с элитой общины мусульман. Постепенно жизнь вносила, конечно, свои коррективы в эту веками установившуюся практику. И даже закосневшее в традиционной старине мусульманское общество стало обновляться, меняя свои обычаи, представления и даже социополитические  механизмы.

    Этот  процесс был для мусульман (и  остается) сам по себе весьма болезненным  ввиду их исключительной сплоченности, приверженности традициям часто  идеализируемого ими прошлого, чрезвычайно  устойчивого в их среде консерватизма, ориентации на коллективное мнение уммы (всего «сообщества мусульман») и  на решение всех проблем в духе священных текстов. Власть и государство  для мусульман – понятия почти  религиозные, так как в идеале они должны быть сведены к теократии, не знающей разделения светского  и духовного начал. Поэтому присущая исламу (не только на ранних этапах его  развития) могучая сила объединения  верующих, интеграции их всех, независимо от происхождения, социального статуса  и национальной (даже расовой) принадлежности, в единую общину всегда была серьезным  препятствием для любых изменений  менталитета, привычек и миропонимания  мусульман, для их расхождений и  тем более раскола по нерелигиозным  мотивам. Даже деление приверженцев ислама на суннитов и шиитов, на множество сект (алавитов, друзов, зейдитов, ибадитов, исмаилитов, имамитов и т.д.) и, более того, огромное число религиозных братств в принципе не противоречит вышесказанному, ибо, за редкими исключениями, никогда не мешало их стремлению к объединению против «неверных», особенно в случае угрозы извне10.

    Длительное  противостояние с Западом породило исламский фундаментализм, связанный, по мнению одних западных социологов, с «социально-экономическими слоями, вовлеченными в сектор докапиталистического производства и социальными группами, им вскормленными», а по мнению других, – с «категориями, возникшими вследствие модернизации мусульманских обществ», т.е. интеллигенцией, служащими, буржуазией и студенчеством, решившими сделать  ислам знаменем своих требований11.

    Последнее обстоятельство, зорко подмеченное  французским исламоведом Оливье Руа, заслуживает особого внимания, так как имеет прямое отношение  к специфике политической культуры мира ислама. В большинстве случаев  вопрос о действительной или искренней  религиозности инженеров, учителей, университетских профессоров и  даже иногда физиков-ядерщиков, нередко  в наше время возглавляющих организации  исламских фундаменталистов, даже не стоит. Ислам для них – прежде всего политическое оружие, одновременно концентрирующее в себе не столько  мировоззрение и миропонимание, сколько этнонациональную и этноконфессиональную идентичность, духовную связь с широкими массами единоверцев-соотечественников, верность народным традициям и символ антизападного патриотизма.

    Также верна следующая констатация  многих экспертов: «Прежде всего  важно подчеркнуть, что главной  целью исламистских движений является... реисламизация исламских обществ, впадших в невежество. Для исламистов главные виновники этого –  нынешние лидеры мира ислама, проявившие слабость, позволившую Западу обосноваться на землях ислама»12. В подобных условиях исламизм становится естественной формой политической оппозиции своему прозападному правительству. 
 

4.  Наука  и художественное творчество.

    В X-XII вв. считается расцвет классической арабо-мусульманской культуры – фундамента, на котором строится культура всего исламского мира.

    Мусульманская культура многонациональна. Ее творцами были и арабы, и персы, и таджики, и мавры, и тюрки. Объединяющими  ее элементами являются ислам и арабский язык – язык Корана.

    Особенностью  мусульманской культуры является сочетание  строгого единства системы основных религиозных ценностей и жесткой  регламентации культового и бытового поведения с довольно широким  свободомыслием в толковании богословских проблем ислама. Возможность такого свободомыслия предоставляет отсутствие централизованной церковной организации.

    Развитию  философии и науки в мусульманском  мире в немалой степени способствовало уважение к учености, вошедшее в  традицию вместе с благоговением  перед Кораном. В X в. одним из самых больших и красивых городов Европы считалась мусульманская Кордова – столица халифата.

    Как в христианской, так и в мусульманской  культуре на почве богословских размышлений  завязалась борьба между мистицизмом  и рационализмом.

    Мистическое направление мысли находит наиболее отчетливое выражение в суфизме, развивавшемся под влиянием восточных  религиозно-философских исканий (особенно персидского зороастризма), а также  идей Платона и греческих неоплатоников. Суфии проповедуют идеи духовного  самоуглубления, Божественного откровения, тайного оккультного знания (связанного с символикой букв, цифр, заклинаний и пр.). Суфистские идеи находят признание, главным образом, среди приверженцев шиитского мусульманства.

    Рационализм развивается в мощное течение  философской мысли, представленное именами великих арабских философов  X-XII вв. – Аль Фараби, Ибн Баджжа, Ибн Сина (Авиценна)13. Идейным арсеналом мусульманских рационалистов стала классическая древнегреческая философия, в особенности учение Аристотеля. Оставаясь в рамках ислама, эти мыслители опирались в первую очередь не на толкование Корана, а на логику. Ибн Сина даже ставил философию выше религии.

    Рационалистический  подход к познанию сыграл большую  роль в развитии науки. В то время  как западноевропейские философы средневековья  сплошь принадлежали к духовенству, мусульманские мыслители были врачами, химиками, астрономами, математиками. Арабо-мусульманский мир эпохи  средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных  областях науки и практики. (арабские цифры, арифметика, алгебра, алхимия, химия, астрономия, ботаника, физиология, врачебное  искусство и т.д.).

    В органической связи с философией и наукой развивается мусульманская  художественная литература и поэзия. Уже тогда Ибн Туфейля (XII в.) сделал вывод, что для «толпы» знание нужно преподносить в форме религии, тогда как мудрец идет к нему с помощью разума. Особенность художественной культуры ислама состоит в том, что предпочтение отдается не символу, а метафоре. Любовь к книге - характернейшая черта этой культуры.

    Художественная  культура арабо-исламского Востока  связана прежде всего с классической поэзией. Рубай - поэтическое четверостишие  с философским подтекстом в арабо-исламской  культуре.

    История арабо-мусульманской каллиграфии  началась после того, как по приказу  халифа Османа (прав. 644–656) откровения пророка Мухаммада были собраны  в единый свод, известный как Коран. В период, предшествовавший исламу, у арабов уже была письменность, но образцов доисламского арабского  письма почти не сохранилось.

    То  обстоятельство, что практически  первой книгой, написанной на арабском языке, стало мусульманское священное  писание, придало слову сакральное значение. Ему приписывались магические свойства, поэтому само написание  должно было быть красивым. Так возникла каллиграфия – хат или хутут. Как писал в «Трактате о  каллиграфах и художниках» кази-Ахмед  ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI в., «мистическое отношение к писаному слову создало на мусульманском  Востоке из самого процесса переписки  Корана акт, тесно связанный с  религиозной догмой прощения грехов»14. Недаром многие правители брали на себя труд и собственноручно неоднократно переписывали Коран. Да и сами средства каллиграфии – калам (тростниковое перо) и буквы арабского алфавита – стали толковаться как элементы божественного действия.

    Графические композиции, нанесенные на кирпич или  керамические пластины мусульманских мечетей покрывали целые стены декоративными текстами, прославляя имена Бога и Великого Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), а в Иране еще и Али (Мир ему!), дополняя писания многочисленными религиозными притчами и афоризмами.

    Арабская  каллиграфия приобрела репутацию  величественной, божественной, высоко моральной и артистичной представительницы  религии ислам и исламского искусства. Правила и техники письма, наследие искуснейших каллиграфов живо и  по сей день. Культура каллиграфии  является неотъемлемой частью искусства  ислама.

    Специфическая черта мусульманской культуры –  почти полное отсутствие в ней  изобразительного искусства. Это следствие  наложенного исламом запрета  на изображение человека, животных, Аллаха и всего Божественного. По той же причине мусульманская культура лишилась и театра.

    Арабская  культура – мир-пещера. Идея такого мировосприятия нашла выражение  в изобретении арки и купола, базилика с купольным сводом задумывалась как внутреннее пространство (впечатление  «утраты вещественности», а запрет на изображение человека приводит к  развитию искусства арабесок, запутанные узоры которых одухотворяют и  лишают телесности то, что они покрывают, время тоже замкнуто, история течет  циклично. Отсюда убеждение в фатальности  происходящего в истории, в существовании  мистических связей настоящего с  прошлым и будущим, в возможность  магическим образом раскрывать происходящее и пророчествовать будущее. Отсюда интерес к алхимии, астрологии, магическая математика.

Информация о работе Арабо-исламская культура