Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:42, реферат
Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века
       Задачами  являются: 
Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока; 
Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность,  наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов; 
Рассмотреть быт и нравы арабов.
ВВЕДЕНИЕ
       1. Арабский Восток – родина ислама
       2. Арабская культура
       2.1. Переводческая деятельность
       2.2. Точные и естественные науки
       2.3. Философия
       2.4. Литература
       2.5. Архитектура. Искусство
       3. Быт и нравы арабов
       ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тобольская 
государственная социально-
им. Д.И. 
Менделеева 
 
 
Реферат
по дисциплине: История стран Азии и Африки в средние века
Тема: «Арабская 
культура» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тобольск, 2011
       СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ
1. Арабский Восток – родина ислама
2. Арабская культура
2.1. Переводческая деятельность
2.2. Точные и естественные науки
2.3. Философия
2.4. Литература
2.5. Архитектура. Искусство
3. Быт и нравы арабов
       ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК 
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       ВВЕДЕНИЕ
        
       Народам 
Арабского Востока принадлежит 
важное место в истории культуры 
человечества. Не случайно средневековые 
географы называли Арабский Восток грудью 
мира: здесь в течение многих столетий 
билось сердце мировой цивилизации. 
Арабская средневековая культура развивалась 
в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте 
и Северной Африке, а также на 
территории Южной Испании в период 
существования там Кордовского 
халифата и арабских княжеств. Средневековая 
арабская культура в свое время была 
крупным шагом вперед в прогрессивном 
развитии человечества. Большая заслуга 
народов Арабского Востока 
       В 
исторической науке верное представление 
об арабской культуре было выработано 
не сразу. В прошлом веке, да и 
сейчас еще, среди многих буржуазных 
ученых распространено ошибочное мнение, 
согласно которому во всех странах, входивших 
в VII—IX веках в арабский халифат 
и воспринявших ислам, существовала 
единая “арабская” культура. Такое 
понимание арабской культуры, некритически 
следующее средневековой 
        
В средние века все арабские 
страны были объединены в 
Арабское общество и арабская культура в Средние века оказали большое влияние на западное европейское культурное развитие и на западное европейское средневековое общество.
Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века
Задачами являются:
Хронологические рамки исследования. Арабская культура в VII- XV вв.
Географические рамки исследования. Географически арабская культура охватывает территорию стран, входивших в «Арабский Халифат»: Аравия, Ирак, Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка.
       Обзор 
литературы.  При написании реферата 
использовались работы Бартольда В. В. 
[1; 2] по истории ислама и арабского халифата;  
Очерки арабской культуры V-XV вв. [3] -  
серия очерков, посвященных разным сторонам 
истории арабской культуры в средние века 
и написанных группой арабистов Ленинградского 
отделения Института востоковедения АН 
СССР. В них рассказывается о строе арабского 
языка, о рукописных арабских книгах и 
библиотеках в средние века. Значительное 
место уделено жизни средневекового арабского 
города и идеологии горожан. В работе 
арабиста и исламоведа Монтгомери У. Влияние 
ислама на средневековую Европу  [6] дается 
обзор достижениям в науке,  переводческой 
деятельности, образу ислама. В книге Поповой 
В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда [8] представлена 
биография одной из ключевых фигур в истории 
человечества- пророка Мухаммеда. Труд 
И.М. Фильштинского “История арабов и 
Халифата (750–1517 гг.)” [10] содержит главу 
«Арабо-мусульманская культура VIII–XV веков», 
в которой особое внимание уделяется арабо-мусульманской 
средневековой культуре, освоению арабами 
древнегреческого и эллинического наследия, 
деятельности арабских переводчиков, 
развитию арабской научной и философской 
мысли, а также арабскому словесному искусству.  
В работе Токарева С.А. Религия в истории 
народов мира [9] представлено зарождение 
ислама, вероучение, этика и право, секты, 
мусульманское право. В качестве учебного 
пособия был использован учебник Культурология. 
История мировой культуры под ред. проф. 
А.Н. Марковой [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед, биография которого довольно хорошо известна.
Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери, расположенном на окраине Мекки, метрах в четырехстах от храма Каабы; примерно через сто лет этот дом был перестроен и превращен в мечеть. [8; c. 24]
Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Они поженились — это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.
Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше — вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город — чуть позже его назовут Мединой — городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. С этого года — бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.
Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.
       Тогда 
же формируется мусульманское 
Уже к VIII в. арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое образование не было прочным и в начале Х в. распалось на отдельные самостоятельные части — эмираты. Что же касается арабо-мусульманской культуры, то, впитав в себя многообразную культуру персов, сирийцев, коптов (исконных жителей Египта), иудеев, народов Средней Азии и других, — она в главном оставалась единой. Этим ведущим связующим звеном был ислам. [6; c.238]
Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI — начала VII вв. были язычниками, политеистами, в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.
Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед.
Важнейшим в исламе был вопрос о том, как соотносятся воля бога и человека.
       В 
Х в. ответ на этот вопрос попытался 
дать известный мусульманский 
Вопрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. Уже в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства —халифом — должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда.
       Основные 
положения ислама изложены в главной 
священной книге мусульман — Коране 
(от араб. куран — чтение). Основу его составляют 
заповеди, проповеди, обрядовые и юридические 
установления, молитвы, назидательные 
рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные 
им в Медине и Мекке, записанные его помощниками 
(известно, что пророк не умел ни читать, 
ни писать, и его речи-откровения первоначально 
записывались его сподвижниками даже 
на пальмовых листьях и камнях).  
 
 
 
 
 
 
 
2. Арабская культура
       2.1. 
Переводческая деятельность 
Особенно плодотворно повлияли на развитие арабской светской научной и философской мысли переводы на арабский язык античных, иранских и индийских текстов, — это была одна из самых продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого научно-философского наследия. [3; c.69]
В отличие от переводчиков, трудившихся в Европе под руководством и контролем христианского духовенства, деятельность арабских переводчиков не была продиктована религиозно-дидактическими целями. Они в первую очередь переводили греческие и индийские сочинения, содержавшие практически полезные знания. Их интересовали сочинения по астрологии и астрономии, алхимии и медицине, ибо их «заказчиков» прельщала возможность при помощи астрологии — узнать будущее, при помощи алхимии — обрести власть над природой и людьми, при помощи медицины — сохранить здоровье и продлить жизнь. Труды по астрономии использовались также для нужд мореплавания. Даже труды по умозрительным предметам привлекали внимание в какой-то мере из практических соображений. Так, соперничество между сектами в исламе, а также между исламом и другими вероучениями стимулировало перевод трудов по философии и логике, воспринимавшихся как могучее средство в религиозной полемике.
В силу этой ориентации на практически полезные знания переводчики игнорировали почти все, что выходило за пределы науки (как они ее понимали в средние века) и философии. Поэтому греческое влияние, столь плодотворное в области точных и естественных наук и философии, почти не коснулось арабской поэзии и художественной прозы. Традиционная исламская идеология не могла мириться с языческим духом греческой литературы и мифологии. Арабы в средние века так и не познакомились ни с Гомером, ни с великими драматургами Греции, ни с древнегреческими лириками.
       Искусство 
перевода рассматривалось как 
специальность, требующая особых навыков 
и хорошего знания языков, причем, как 
и во всяком средневековом ремесле, тонкости 
этого искусства передавались из поколения 
в поколение. [10; c. 302] Особенно прославились 
в качестве переводчиков с греческого 
сириец Хунайн ибн Исхак (810—873) и его сын 
Исхак ибн Хунайн (умер в 911 г.), сабий из 
Харрана Сабит ибн Курра (836—901), сириец 
из Баслабакка Коста ибн Лука (820—912), 
а с персидского — аль-Хасан ибн Сахл (умер 
в 850 г.) и Абдаллах ибн аль-Мукаффа (721—757). 
Особенно прославились переводческой 
деятельностью члены семейства аль-Мунаджим.