Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:42, реферат
Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века
       Задачами  являются: 
Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока; 
Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность,  наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов; 
Рассмотреть быт и нравы арабов.
ВВЕДЕНИЕ
       1. Арабский Восток – родина ислама
       2. Арабская культура
       2.1. Переводческая деятельность
       2.2. Точные и естественные науки
       2.3. Философия
       2.4. Литература
       2.5. Архитектура. Искусство
       3. Быт и нравы арабов
       ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Средневековая арабская культура носила отчетливо выраженный «словоцентрический» характер. Средневековые арабы всегда высоко ценили красноречие, искусство версификации и знание поэтической традиции.
В середине IX века на фоне распада Империи и ослабления халифской власти возникла политическая и религиозная реакция. Волна репрессий обрушилась на все формы отклонения от официальной ортодоксии. Постепенно складывался арабский «классицизм»: нормализованное, подчиненное строгим правилам искусство, ориентировавшееся на признаваемое классическим непревзойденным этическим н художественным идеалом древнейшее языческое искусство, которому надлежало всячески подражать.
Широкую популярность в исламских странах начиная с X века приобрела суфийская лирика. Суфизм (мистико-аскетическое направление в исламе) возник в восточных областях Халифата еще в VIII веке, а позднее вышел за рамки мусульманской ортодоксии и превратился в самостоятельную теософскую систему, описывавшую пути достижения субстанционального единства с божественной сущностью в личном опыте мусульманина.
       В 
средневековом мусульманском 
Значительное место в культурном наследии средневековых арабов занимает анонимная народная словесность, в которой устное творчество взаимодействовало с письменной традицией. Произведения народной литературы разнообразны по объему и по жанрам. Многотомные романы-эпопеи, так называемые «сиры» («жизнеописания.
       Все 
жанры средневековой арабской литературы 
в том или ином смысле дают богатейший 
материал для понимания социальной 
психологии, менталитета и системы ценностей 
населявших халифат народов. 
       2.5. 
Архитектура. Искусство 
Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.
       Наиболее 
известные памятники 
       С 
Х в. здания начинают украшать изящными 
растительными и 
Объектом хаджжа мусульман стал Кааба — храм в Мекке, имеющий форму куба. В стене его находится ниша с черным камнем — как полагают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхождения. Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его присутствие.
               
Ислам, выступая за строгое 
единобожие, боролся с племенными 
культами аравитян. Для того чтобы 
уничтожить память о племенных 
идолах, в исламе запрещалась 
скульптура, не одобрялись изображения 
живых существ. В результате 
живопись не получила в 
       В 
целом изобразительное 
       Арабы 
считали лучшим для глаз цветом красный 
— это был цвет женщин, детей и радости. 
Насколько был любим красный, настолько 
был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый 
цвета трактовались как цвета траура, 
отказа от радостей жизни. Особенно выделялся 
в исламе зеленый цвет, имевший исключительный 
престиж. В течение многих веков он был 
запретен и для немусульман, и для низших 
слоев приверженцев ислама. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Быт и 
нравы арабов 
       В 
Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, 
назидательных рассказов и 
Шариат формировался в течение VII—VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.
К обязательным поступкам, были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки — сон, еда, вступление в брак, пр. — не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты — на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, — строго соблюдались.
На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.
Важнейшей составной частью ее была джиннология — учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они — и человек, и ангелы, и демоны — покорны воле Аллаха.
Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.
Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.
       Большое 
значение на Арабском Востоке придавалось 
снам; там верили в вещие сны, 
и уже в начале XI в. Ад-Динавари составил 
первый сонник на арабском языке. Придумывать 
и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий 
о своих снах ответит в день восстания 
мертвых», — сказано в Коране. 
 
 
 
 
 
 
 
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI вв. В это время успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна ночь»; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.
       Вклад 
арабских народов в историю мирового 
искусства и архитектуры трудно 
переоценить. Они внесли большой 
вклад в сокровищницу мировой 
художественной культуры, создали произведения 
искусства, одухотворенные своеобразным 
и тонким пониманием прекрасного. Однако 
при наличии общих черт искусство 
каждой области арабского мира крепко 
связано с местными художественными 
традициями, прошло свой путь развития, 
обладает ярко выраженными особенностями. 
Черты неповторимого 
Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом — арабской вязью.
Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, “мавританское” художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.
       Ислам 
— самая молодая из трех мировых религий, 
значение которой неуклонно возрастает. 
В современном мире ислам — вторая по 
числу последователей мировая религия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             СПИСОК