Архитектура Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально при¬знанным методом был классицизм. Академия художеств стала консерва¬тивным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам класси¬цизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к порт¬ретному жанру.

Работа содержит 1 файл

Архитектура и живопись.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

       Архитектура Руси.

             

       Основные  принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени  создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры — архитектура  Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного своеобразия древнерусской архитектуры участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равно архитектура Древней Руси — уникальное, яркое выражение национального духа. Если каменное зодчество возникло на Руси в основном с появлением новой веры после Х в., то деревянная архитектура пришла из глубокой древности и всегда была основной формой гражданского и храмового строительства. Русские не любили жить в каменных постройках, рубленные из стволов деревьев (сосна, ель, лиственница) клети, соединенные с необыкновенным разнообразием и изобретательностью, были жилищем для всех слоев общества. Принципы деревянной архитектуры, в свою очередь, отражались в каменном зодчестве. Основная проблема всякого строительства — это устройство перекрытия. На Руси утвердилась система прочных, сводчатых, купольных перекрытий, почти неприменяемая в Египте и Древней Греции, но очень развитая на Востоке и в Древнем Риме.

       Рубеж XVII-XVIII вв. тоже был началом нового этапа в русской архитектуре. И не только потому, что это был пик каменного церковного строительства. В 1699 г. жестокий пожар уничтожил большую часть Москвы, и Петр I издал указ о запрещении строительства на месте пожарищ деревянных домов. Эта мера вызвала расцвет каменного гражданского строительства. С опозданием, но все же это затронуло и Подмосковье. С реформами Петра I, с приходом в Россию европейских форм культуры стал меняться и облик национальной храмовой архитектуры, хотя старые архитектурные традиции еще долго удерживались, особенно в провинции, русская архитектура европеизируется, создавая новые, только России присущие формы и идеи. А с середины XVIII в. в архитектуре Подмосковья начинает распространяться новый стиль— классицизм. Пришло новое время, "просвещенный век", а с ними декларируемый Екатериной II строгий, рациональный, регламентированный стиль, основанный на античных образцах. В архитектуре Подмосковья множество прекрасных примеров этого стиля как в храмовой, так и в городской и усадебной архитектуре.  

       Русская живопись первой половины XIX века. 

       Для русского изобразительного искусства  были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру. 

       Русская живопись второй половины XIX века. 

       Вторая  половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

       Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

       Утверждение реализма в искусстве проходило  в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

       9 ноября 1863 г. большая группа выпускников  Академии художеств отказалась  писать конкурсные работы на  предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

       «Передвижники»  были едины в своем неприятии  «академизма» с его мифологией, декоративными  пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи. 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Русское изобразительное искусство, проникнутое  передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

       В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

       На  рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и склонность академизма. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), а также популяризации западноевропейского искусства.

       В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства. 
 
 
 
 
 

    Литература

    www.5ballov.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра Экономической теории и мировой экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа по курсу

    История отечества

    Тема: Русская архитектура  и живопись 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнено: Лысовой Н.С.

    Проверено: Макаровой Т.Д.

Информация о работе Архитектура Руси