Буддизм и индуизм в Индии: особенность взаимоотношений

Автор: l**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:28, сочинение

Описание работы

Индийские религии – это не одна религия, а совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции – ведическая религия, индуизм (включавший в себя брахманизм, вишнуизм и шиваизм), джайнизм, буддизм и сикхизм. Все индийские религии (кроме сикхизма) принадлежат к язычеству, поскольку каждая из них признает верховным принципом мироздания и человеческой жизни карму – вариант закона мировой справедливости, осуществляющейся в каждой последующей жизни человека за каждую предыдущую, т.е. в перерождениях.

Работа содержит 1 файл

ТЗ (эссе).doc

— 79.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА  

 

  

  

  
 

ЭССЕ

По дисциплине  «Культурология»

      Тема: «Буддизм и индуизм в Индии: особенность взаимоотношений»  

    

  

  
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса Кантемир С.К.

Группа  УЗВД 31+с/0-09

Сборная группа ГС-104

специальность «Менеджмент организации»  

  

    

    

    
 

              Москва — 2011

        Индийские религии – это не одна религия, а совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции – ведическая религия, индуизм (включавший в себя брахманизм, вишнуизм и шиваизм), джайнизм, буддизм и сикхизм. Все индийские религии (кроме сикхизма) принадлежат к язычеству, поскольку каждая из них признает верховным принципом мироздания и человеческой жизни карму – вариант закона мировой справедливости, осуществляющейся в каждой последующей жизни человека за каждую предыдущую, т.е. в перерождениях. Сикхизм также признает власть этого принципа, однако здесь карма – лишь установление всемогущего Бога, тогда как в остальных индийских вероучениях нет ничего выше кармы, и сами боги, включая верховного, подчиняются ей.

  Карма как универсальный закон (рита, драхма) определяет лицо мира перерождений –  сансары. Сансара (санскр., буквально "блуждание", "переход через различные состояния") – в индийских религиях обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также – населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Выход из сансары, если она не удовлетворяет человека, во всех индийских религиях определяется термином "мокша". Мокша – освобождение, выход из мира человеческой жизни, понимаемого мир страданий. В разных индийских религиях эта идея получает различное конкретное содержание. В индуизме – это слияние с абсолютом, в буддизме – это освобождение от всех стремлений и достижение нирваны.                         

                 Немного информации о буддизме. В VI-V вв. до нашей эры, во времена, которые непосредственно предшествовали возникновению буддизма, Индия была охвачена философскими исканиями. Множество воззрений и систем возникало и активно пропагандировалось среди различных классов ее населения. Широко были распространены материалистические учения, отрицавшие какое-либо существование индивида после смерти и любое воздаяние за нравственные и безнравственные поступки. Так же возникновение буддизма связано с деятельностью исторической личности – царевича небольшого Южно-Непальского государства Сиддхархи Гаутамы, которому были даны прозвища Шакьямуни (отшельник из шакьев - племени южного Непала), Будда (Просветленный), а также много других. Существенной частью изначального буддийского учения считается "трилакшана" (санскр), или "тилакхана" (пали) - "три признака" буддизма, отличающие его от других религий: признание непостоянства (анитья - санскр., аничча - пали) мира, несуществование вечной души (анатман - санскр., анатта - пали) и определение жизни как страдания (духкха - санскр., дуккха - пали). Догматический центр буддизма составляют т. н. "четыре благородные истины" (санскр. арья-сатья, пали арья-сачча) - положения, изложенные Буддой в его первой проповеди известной как Бенаресская проповедь. Первая истин заключается в том, что существует дуккха - неудовлетворенность, страдание; вторая - что дуккха имеет причину; третья - что дуккху можно прекратить; четвертая - что имеется путь к прекращению дуккхи. Причина дуккхи - в желаниях, стремлениях к чему-либо, например, в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от стремлений прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный (благородный) путь спасения (маджджхима-патипада). Это путь, который, избегая двух крайностей - чувственного сладострастия и самоистязания, ведет к просветлению и освобождению от страданий.

                Индуизм – древнейшая религиозная система Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Он распространен также в сопредельных областях – Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке, переселившиеся из Индии и этих областей последователи индуизма компактно проживают также в Гайане (Южная Америка), на островах Фиджи (Тихий океан), а также на Юге Африки (ЮАР и остров Маврикий.

        Индуистские священные и авторитетные тексты формировались на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады.

  На  всем протяжении своей истории индуизм  представляет собой комбинированный  политеизм. В индуистском пантеоне насчитывают 3333 бога. Принцип справедливого  воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным законом (драхма) либо всемогущим верховным богом (Ишвара), являющимся посюсторонним проявлением высшей, потусторонней реальности (сагуна-брахман); с другой стороны, осуществление этого принципа может быть ограничено противоборством добрых и злых богов (дева и асуры), игрой переменчивых и стоящих над справедливостью богов (лила) либо всемирным законом чистой причинности (рита).

  Пантеон индийских богов был сформирован  в рамках т. н. ведической религии  – в глубочайшей древности, когда  соединялись религиозные представления арийских племен, завоевавших долину Ганга, и дравидских племен, живших в этой долине до завоевания. Индуизму предшествовал брахманизм. Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с 8 по 2 в. До н.э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии с местными верованиями. Центральным моментов вероучительных изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочение религиозной доктрины. В пантеоне на первый план выходит праджапати – бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну.

         В основных религиозно-философских школах индуизма (даршанах) атман понимается как духовная субстанция, т.е. сверхчувственная вещь, при этом обычно и нетождественное сознанию. В вайшешике - это вечная, всепроникающая субстанция, носитель ощущений, желаний, волевых усилий, познания, праведности и неправедности: в санхьее и йоге - это вечный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание; в адвайта-веданте - абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самоуглубления и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. Одно из "великих речений" упанишад – "тат твам аси" (ты еси то). Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием мироздания, атмана с брахманом.

            Если анализировать буддизм и индуизм, то можно сделать вывод о том, что взаимосвязь буддизма и индуизма состоит в том, что из древнего брахманизма (индуизма) выделились  другие религии Индии - джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию.  И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, хотя понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или "я", перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти "я", или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное "я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: "я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме "я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия "я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую.

В итоге, индуизм представляет собой весьма сложное учение, на протяжении своей истории ставящее перед человеком сам разнообразные задачи. Вместе с тем, он, хотя и предписывает различные жизненные цели, направляет эти предписания не на одного и того же человека, а на разные общественные группы людей - касты, признавая за каждой из них особую миссию, которая должна дополнять миссии других каст. А вероучение буддизма сводится к следующему: человеческая жизнь определяется справедливостью, осуществляемой в каждой последующей жизни за каждую предыдущую, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы каждая последующая жизнь приближала его к состоянию свободы от стремлений.

 

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Буддизм и индуизм в Индии: особенность взаимоотношений