Ценности культуры как специфически человеческие ориентиры деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:53, контрольная работа

Описание работы

Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих – актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Культура как система ценностей ……………………………...4
2. Классификация ценностей культуры…………………………..7
3. Механизм действия ценностей…………………………………9
Заключение………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

СОЦКУЛЬТУРА.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

     Впрочем, некоторые начала с трудом поддаются градации и устойчиво сохраняют свою дуальность: небо — земля, мужское — женское, солнце — луна, жизнь — смерть, хороший — плохой и т.д. Эти оппозиционные начала или градуированные характеристики предметов и процессов выступают как равно необходимые для обеспечения органичности и непрерывности процесса в целом — в природе,  обществе, человеке. В мифологии они подвергаются витализации и персонализации и могут действовать в постоянном соотношении или соперничестве между собой.

     Подвергаясь воздействию ценностных принципов, градация или дуализм принимают вертикальную структуру — иерархического или полярного типа, придающую разную степень достоинства и значения тем или иным элементам. Соответственно, все «высокое» и «светлое» получает более достойный статус. Во всех развитых религиях небо «ценится» больше, чем земля. На некоторой ступени развития мифологии главные боги делаются небесными или же само небо приобретает божественный характер, как это было в Древнем Китае. Формируется ценностно-семантический комплекс: небо = верх = благо = власть = недостижимость = вечность и т.д. Быть наверху, высоко над другими означает править и достичь высокой степени блаженства [5].

     Даже  в христианской символике Бог  помещался на небе. Соответственно где-то под землей находилось царство мертвых, а на еще более низком уровне — в Преисподней — царил Сатана как воплощение зла и погибели. Подвергаются ценностному разделению и другие дуальные пары, хотя и в разной степени. Если прежде свет сменялся тьмой, и наоборот, чередовались жизнь и смерть, то теперь между ними возникает противостояние, соперничество и непримиримая борьба — за «Вечную жизнь» и «Торжество света», «Победу Добра и Правды» и т.д.

     Такого  рода ценностная оппозиция создает в культуре поле напряженности, в котором формируется ориентация субъекта. Человек не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение позитивному началу: добру, а не злу; свету, а не тьме; правде, а не кривде; любви, а не ненависти; жизни, а не смерти и т.д.

     Во  всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества.

     Конечно, разработанную систему такого внедрения воплощает в себе всякая религия («добродетель — грех»). По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

     Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;  ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.

     Ценность  ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

     Именно  в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть, наличие в ней стойких ценностных ориентаций.  
 

        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Изд. третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591с.

     2. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 576 с.

     3. Михайлова Л.И. Социология культуры. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 232с.4.

     4. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах./И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. – 439с.

     5. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб: Михайлов, 2000. - 46с. 
 
 
 

Информация о работе Ценности культуры как специфически человеческие ориентиры деятельности