Человек будущего в утопиях различных времен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:06, реферат

Описание работы

Будущее всегда имело очень специальное место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет. Возможно по возможности поспорить, что развитием людского мозга будет в большой части развитие в познавательных способностях обязательно для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть абстрактные воображение, логика и индукция.
Воображение позволяет нам "видеть" правдоподобную модель.
Логически рассуждение позволяет предсказать неизбежные последствия действий и ситуации и поэтому даёт полезную информацию о будущих случаях.

Содержание

Вступление
Что такое утопия
Человек будущего в представлениях различных времен
Древний мир
Представления о будущем в Средние века
ХХ-й век
Современность
Афоризмы о человеке будущего
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Человек будущего в утопиях различных времен.docx

— 55.33 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО  Уральский федеральный университет  имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Кафедра организации работы с молодежью  
 
 
 
 

Человек будущего в утопиях различных  времен

реферат 
 

                                  Выполнила: студентка 1 курса, ГО-100702

Брагина Екатерина Алексеевна

                                  Проверил ст. преподаватель: Бутусова  Г.В. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2010

Оглавление: 

    Вступление

  1. Что такое утопия
  2. Человек будущего в представлениях различных времен
    1. Древний мир
    2. Представления о будущем в Средние века
    3. ХХ-й век
    4. Современность
  3. Афоризмы о человеке будущего

    Список литературы 

 

  Вступление 

  Будущее всегда имело очень специальное  место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет. Возможно по возможности поспорить, что развитием людского мозга будет в большой части развитие в познавательных способностях обязательно для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть абстрактные воображение, логика и индукция.   

   Воображение позволяет нам "видеть" правдоподобную модель.   

    Логически рассуждение позволяет  предсказать неизбежные последствия  действий и ситуации и поэтому  даёт полезную информацию о  будущих случаях.   

   Индукция позволяет ассоциацию причины с последствиями, основополагающее понятие для каждого прогноза будущих событий.   

    Несмотря на эти познавательные аппараты для понимания будущего, стохастическая природа многих естественных и социальных процессов делала задачу прогнозирования будущего сложной, но желанной целью многих людей и культур в течении времен.   

    Люди всегда стремились увидеть  образы будущего. Поэтому, такие  люди как пророки и предсказатели, наслаждались большим рассмотрением и даже социальной важностью в много прошлых и нынешних общин.  
 

 

1

  Что такое утопия 

  Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

  Название  жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

  Несмотря  на столь позднее укрепление этого  термина, первой утопией в истории  западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона  «Государство». Кроме того, утопические  мотивы присутствуют в мифологиях практически  всех народов.

  Начало  жанра было положено ещё трудами  античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из которых является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (а взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

  Жанр  появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После чего начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

  Классификация и признаки утопии

  Многие  специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса.
  • социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

  Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

  Широко  распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических  элементов, и представляют собой  заведомо несбыточную красивую мечту  о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в  жизнь.

  Основной  отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального  мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

  Согласно  мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором». Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями. 

  Утопия - это мечта. Это "царство  будущего",  которое  человек  создает себе в грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет.

  Казалось  бы, что для всех людей и  всех  времен  это  царство  будущего должно рисоваться одинаковым, но в  действительности этого никогда  не было  и не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек. И,  если  мы,  тем  не  менее, решаемся говорить об определенной современной утопии, то  мы  имеем  в  виду лишь те общие черты, которые имеют утопии большинства современных мыслящих людей.

  Для того, чтобы дать некоторое понятие о возможном разнообразии утопий, приведем несколько примеров.

    Правоверный  магометанин   считает  идеалом  благополучия  семь   небес, населенных прекрасными  гуриями, потому что  в   настоящем  возможность  иметь  большой гарем является мечтой  всякого магометанина.

    Какая утопия может возникнуть  в мечтах африканского бушмена?  Мы слишком мало знаем психологию  дикарей, чтобы уверенно ответить  на этот вопрос, но  с большой  долей вероятности можно  сказать,  что  в  мечтах  бушмена   рисуется блаженное время, когда  с земли исчезнут все белокожие  люди, когда  никто  не будет  мешать ему заниматься своей  охотой и  время  от  времени   сражаться  соседями, такими же темнокожими дикарями, как и он.

    В  произведениях  прошлого  мы  встречаемся  с  утопиями.  Самое  слово "утопия" создано  Томасом Мором, государственным  деятелем времен Генриха VIII в  Англии. Мор в  1516  году  написал   книгу,  в  которой  нарисовал   картину идеального государственного  устройства на острове Утопия.

     За  пять веков, которые отделяют нас от этой  первой  настоящей утопии,  утопий  было создано такое невероятное количество, что пришлось бы написать  целые тома, чтобы только  перечислить их.  И,  хотя  в основе   всех   утопий   лежит благоденствие человечества, все они значительно разнятся.

  Но  во всех утопиях красной нитью проходит мысль, что в будущем 'населяющее землю человечество не будет знать деления на  расы.  Будут  люди,  и  только люди. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы.  Это, так  сказать,  основа,  на  которой  покоится  осуществление  того  "лучшего будущего", которому посвящены все  утопии,  к  которому  человека  стараются направить все религии. 
 

 

    2/1

  Человек будущего в представлениях Древнего мира 

  Древние активно интересовались своим прошлым  и будущим, пытались описать не только такие простые вещи, как траектории планет, но и проследить сверхсложное развитие своих цивилизаций. Их построения, подчас удивительно тщательные и  глубокие, были ничуть не хуже современных, но соответствовали иному уровню мышления и мировосприятия. И преимущество современного представления лишь в  том, что достигнутый эволюционный уровень позволяет практически  целиком смоделировать их подход и даже объяснить ограниченность этого подхода, тогда как обратное невозможно.

  Мы  понимаем, например, свойственное многим древним системам деление исторического  прошлого на 4 эпохи: золотую, серебряную, бронзовую и железную. Оно и  сейчас во многом вполне объективно, поскольку  соответствует металлургической эволюции — получению все более полезного  инструментального материала. Но связанные  с этим делением выводы о деградации человечества сейчас не имеют силы. Ясно, что идеализация эпохи широкого технического использования благородных  металлов основана на неправомерном  «склеивании» их древнейшей технологической  функции с той ролью, которую  они начали играть в период формирования товарно-денежных отношений, то есть с  функцией экономической.

  Мы  понимаем и очень распространенное в античные времена представление  о некогда жившей расе гигантов, дерзнувших противоборствовать олимпийским  богам. Здесь тоже нетрудно обнаружить то, что называют долей истины,—  ведь и тогда периодически находили кости гигантских вымерших животных и по костям пытались восстановить их облик. В результате получались люди-гиганты, но это было обусловлено мировоззрением, античной познавательной линзой. Для  творения мира и поддержания в  нем порядка требовались сверхразумные  и сверхсильные существа, и в огромных костях людям хотелось видеть хотя бы промежуточный вариант между  собой и богами. Довольно естественные объяснения можно дать и всей космологии древних — от первотворческих операций (технологических в духе бога-гончара или организмических в духе рождения из яйца или бракосочетания Неба и Земли) до возникновения жизни и разума.

    Но прошлое во многом интересовало их с точки зрения перспектив, прогноза на более или менее отдаленное будущее.

  В этом плане различия с современностью выступают еще рельефней. Почти  для всех религиозных систем характерна идея регрессивности, ухудшения человека и общества. Истоки ее в значительной мере кроются в соответствующей  космологии — ведь вроде бы очевидно, что первые люди, непосредственные творения Божьи, просто не могли быть неидеальны в смысле силы и мудрости, и портило их в последующих  поколениях удаление от первоначала, погружение в чуждую им земную среду. Огромную роль в становлении такого подхода сыграл древнейший культ предков, на котором основывались самые ранние системы воспитания и образования.

Информация о работе Человек будущего в утопиях различных времен