Человек и техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:23, доклад

Описание работы

В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством.

Работа содержит 1 файл

Культорология. Сообщение.docx

— 25.40 Кб (Скачать)

1. Человек  и техника.

Чтобы понять сущность техники, нужно исходить не из машинной техники, по крайней мере, не поддаваться искушению видеть цель техники в создании машин и инструментов.

В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни  животных, а именно, всех животных. В  отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное  передвижение в пространстве, относительная  самопроизвольность и независимость  от всей остальной природы, а тем  самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым  и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством.

Следует избегать и другой ошибки: технику нельзя понимать инструментально. Речь идет не о создании инструментов-вещей, а  о способе обращения с ними; не об оружии, а о борьбе. В современной  войне решающее значение имеет тактика, то есть техника ведения войны, тогда  как техника изобретения, изготовления и применения оружия есть лишь элемент  целого.

То же самое  мы обнаруживаем повсюду. Имеются бесчисленные техники без каких бы то ни было орудий: есть техника льва, перехитрившего газель, есть техника дипломатии, техника управления, как поддержания формы государства для борьбы в политической истории. Имеются химические методы и техники применения газов. При всякой борьбе наличие проблемы предполагает логическую технику. Есть техника живописи, скачек, управления самолетом. Речь идет повсюду не о вещах, но о целенаправленной деятельности. ...

Само по себе совершенно безразлично, какой будет  судьба этой маленькой планеты в  толпе “вечных” звезд, куда через  краткое время повлечет ее по бесконечным  пространствам; еще безразличнее мы к тому, будет ли через пару мгновений  что-нибудь на ней двигаться. Но каждый из нас - сам по себе ничто - на несказанно короткое мгновение заброшен в эту  толкотню длиной в одну жизнь. Потому для нас она безмерно важна - этот малый мир, эта “мировая история”.

Мы  живем в техническом и рационалистическом мире. Мы все лучше распознаем опасность  этого мира.

... техника  составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет,  чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые  им, приходят к нему от техники.

... Техника  - фактор порабощения человека. Но, разумеется, не только порабощения!  Она могла бы быть, гипотетически  говоря, фактором его освобождения. Единственная реалистическая революция  направится именно по этому  пути, и она будет иметь своим  последствием радикальное отвержение  любых идеологий, разрушающих  индивид и субъект...

Информатика, сросшись с бюрократической властью, застынет несокрушимой глыбой. Это - исторический тупик человечества, который будет  по-настоящему осознан только в конце, потому что ведущий к нему путь так приятен, так легок, так соблазнителен, так полон ложными удачами, что  представляется маловероятным, что  человек отвергнет его и вступит  на трудную, аскетическую, добровольно  самоотверженную и нешумную дорогу, которая позволит в конечном счете прийти к той гуманизации техники и власти, о которой сейчас так много говорят.

Пока еще  нельзя сказать, что политико-техническая  революция стала уже абсолютно  невозможной. Это вопрос исторического  момента, исторического шанса. В  ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. На мой взгляд, сейчас - причем, как кажется, на непродолжительное  время - мы вышли к развилке исторического  пути...

... чтобы освободить  индивида, который спонтанно продолжал  бы работать, трудиться в техническом  мире, перестав, однако, подчиняться  логике технической системы, для  этого требуется подлинная мутация  человека. Мутация психологическая,  идеологическая, нравственная, перестройка  всех целей жизни.

2. Социокультурный  смысл техники.

 

Одно из самых  противоречивых явлений ХХ века - техника. Обладая и созидательной, и разрушительной силой, техника в наши дни воспринимается далеко не так оптимистично, как, предположим, в первой половине нашего века, когда  в технике видели спасательный круг для культурного, экономического, морального прогресса.

Настороженное, а подчас и негативное, отношение  к технике связано со следующими факторами:

растущая  непредсказуемость последствий  для природы и человека использования  техники;

часто сложность  техники превосходит контролирующие возможности техники, а ведь надежность технических средств - одно из важнейших  условий безопасности ее использования;

масштабность  развития техники, возникновение особого  технического мира, законы которого могут "мстить" человеку за их незнание.

Определений техники, как и некоторых других сложных феноменов культуры, много. Техника - это:

прикладное  естествознание,

способ (средство) подчинения природы,

способ упорядоченности  природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека,

средство  освобождения ограничений природы,

создание  искусственной среды,

опредмечивание человеческой деятельности и т.д.

Таким образом, в узком смысле слова техника - это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, некоторые  объекты (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу, которая  изучается техническими науками, а  их создание и использование связано  со специфическим видом человеческой деятельности - инженерной. В широком  смысле слова термин "техника" имеет социальный, ценностный смысл. Это продукт человеческой цивилизации.

Итак, техника - это многогранное явление. Можно  выделить пять основных аспектов техники, изучаемых различными науками:

1. инструментально-технологическое измерение, составляющее предмет изучения технических наук, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя "технологическая" логика;

2. естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении "техника - природа", которое является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии;

3. индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области "техника - человек" (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, психология, физиология, эстетика и др.;

4. социальное измерение в рамках отношения "техника - социальное бытие", предметная область которого есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса; этот аспект изучается социологией, культурологией, экономическими науками, политологией;

5. культурное измерение в рамках отношения "техника - социокультурный мир", изучаемое культурологией.

Одной из важнейших  социокультурных черт техники является то, что она является средством  преобразования окружающей среды, природы  и самого человека. Эта черта нашла  отражение еще в мифотворчестве (миф о Прометее, о Дедале и  Икаре). Техника выступает посредником  между человеком и природой, задающим тип отношения между ними (христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия). Техника есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.

Как определенная социокультурная ценность техника  может рассматриваться в следующих  аспектах:

как объект - это приборы, инструменты, машины, имеющие  определенную значимость для жизнедеятельности  человека, сохраняющие его ресурсы;

как знание (техническое) - умения, правила, теория;

как процесс  изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного  мира;

как степень  совершенства способа деятельности - искусность, мастерство, технологическое  совершенство;

как степень  развития человека (личности) - расширение человеческих возможностей, создание условий для развития его способностей, средство реализации природных задатков.

3. Техника  и ее взаимоотношение с другими  социокультурными элементами.

 

Техника является элементом, частью культуры, так как  потребности в ней выходят  далеко за рамки элементарных биологических  потребностей. В этом качестве техника  находится в тесной связи с  другими элементами культуры.

Очевидней и  крепче всего является связь техники  с таким феноменом культуры, как  наука. Отношения между техникой и наукой имеют взаимообуславливающий характер. Взаимосвязь техники и науки менялась на протяжении истории человечества.

Так, в античную эпоху техника воспринималась в  качестве подражания природе, а человек  лишь констатировал ее, поэтому рассматривалась  как часть теоретического знания самого высокого рода. С другой стороны, сравнивая технику с природой, греки пришли к выводу, что природа  не всегда может создать то, что  в состоянии сделать техника. Для греков функция техники, совершенствующая природу, есть искусность, мастерство делания - techne.

В Средние  века техника рассматривалась больше как практическое мастерство строителя, изобретателя. То есть, техника ставилась  на одну ступень с ремеслом. Между  техникой и наукой начинается спор за выработку лучших средств в получении результата. А поскольку теория обнаружила недостатки традиционного знания для решения новых проблем (например, при строительстве грандиозных готических соборов), акцент смещается на одобрение и развитие практически ориентированной теории и практического изобретательства.

Эпоха Возрождения  открывает новый этап отношений  техники и науки. Леонардо да Винчи  возрождает авторитет теоретической  науки. Техника в большей степени  рассматривается как продолжение  природы: то, что может быть сконструировано, – это границы самой природы. Поэтому познание природы стало  идентичным экспериментальному конструированию.

Вплоть до конца XIX века науки развивались  в какой-то мере в стороне от техники, но оставались технически ориентированными. В ХХ столетии новая техника возникает  как побочный продукт фундаментальных  исследований, возникают разнообразные  технические теории.

Взаимоотношение техники с нравственностью проявляется  в возникновении определенных личностных качеств, таких как предприимчивость, организованность, дисциплинированность, ответственность, но также и таких  качеств, как холодная расчетливость, меркантильность, стандартизация поведения  и мышления. По мнению Х.Ортеги-и-Гассета, техника дает возможность человеку утвердить свое господство над обстоятельствами.

Развитие  техники имеет не только присущие ей внутренние факторы, но и внешние  детерминанты. Существует две основных модели технического развития:

1. технологический детерминизм; понимание техники как инструментальных средств, модель технического развития, обусловленная только внутренней логикой самого технического процесса; эволюция техники, с точки зрения сторонников этой модели, не зависит от социально-политических систем и других социокультурных оснований; основной аргумент - ни один человек никогда не хотел, чтобы техника стала тем, чем она есть сегодня;

2. ценностный детерминизм связан с широким пониманием техники как социокультурного феномена; техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей; с этой точки зрения, техническое развитие опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы технического действия и всецело определяется внешними обстоятельствами.

Можно заметить, что технические изменения –  это изменения искусственной  среды, созданной человеком, который  живет по собственным законам  и руководствуется собственной  системой ценностей, не полностью подчиняясь физическому миру. Но, с другой стороны, утверждение о свободном выборе людьми ценностей, определяющих технические  действия, тоже достаточно категорично

Видимо, эти  две концепции сходятся в том  случае, если лишаются свое абсолютизации. Таким образом, процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании  технологической логики, так и  внешние, связанные с логикой  социокультурной динамики. Как социокультурное  явление, техника не может быть вычеркнута из общего контекста культуры человека.

В наши дни  все большее распространение  получает мысль о том, что техника  не только включена в культуру, но и  приоритетна в современных цивилизациях, что приводит к господству технической  рациональности. Появляются так называемые техногенные цивилизации, но о них  речь пойдет несколько позже. Прежде чем говорить о техногенной цивилизации, посмотрим, каков характер взаимоотношений  техники и человека.

Очевидно, что  техника обогащает человеческое существование, она является средством, при помощи которого человек приспосабливает  среду, изменяет обстоятельства, облегчает  жизнь. Но во взаимоотношениях человека и техники появились новые  аспекты, среди которых можно  выделить два основных: граница между  человеком и машиной, проблема естественного  и искусственного интеллекта и образ  жизни человека в техномире.

Социокультурная проблема искусственного и естественного  интеллекта - это проблема сохранения человеком личной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому  рассмотрение компьютера в качестве абсолютной модели человека, их отождествление рассматривается многими исследователями  как угроза человеческому существованию.

Второй аспект проблемы взаимоотношений техники  и человека – это проблема существования  человека в созданном им самим техномире.

Одно из предназначений техники – обретение человеком  некоторой независимости от природы, но, освободившись от природной необходимости, человек незаметно для себя на ее место поставил другую - техническую, усугубив положение приобретенным  букетом экологических проблем  различного масштаба.

Информация о работе Человек и техника