Человек и техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:23, доклад

Описание работы

В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством.

Работа содержит 1 файл

Культорология. Сообщение.docx

— 25.40 Кб (Скачать)

С другой стороны, техника облегчает труд и повышает его производительность, а это, в  свою очередь, влечет за собой проблему досуга и безработицы. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в  наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности. Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности, современная компьютеризация  интенсифицирует умственный труд, но и значительно снижает человеческий интеллект и способность свободно мыслить.

Как следствие  этого увеличивается деформация духовной коммуникации, духовных связей, духовные ценности все больше превращаются в голую информацию, рассчитанную на усредненного потребителя. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность  снижения уровня общения между людьми, порождая "дефицит человечности".

Таким образом, техника не только облегчает нашу жизнь, делая ее комфортнее и проще, но и несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

Техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает  влияние на способ, каким мы видим  и понимаем мир.

Заключение

 

Предпосылкой  техники явились познание природы, знания, понимание. Безопасность, улучшение, облагораживание человеческого  существования были ее целью. По своим  приемам и способам техника в  течение тысячелетий находилась на уровне ремесленничества, была кустарной, примитивной.

В XIX в. она  превращается, особенно благодаря изобретению  паровой машины, в машинную технику, во все большей степени основывающуюся на достижениях науки. С тех же пор возникла и проблема связи  техники и культуры, вся серьезность  которой стала очевидной только в XX в.

Проникновение техники во все страны мира повлекло за собой соответствующие изменения  в труде, в обществе и образе жизни  людей (индустриализация общества); оно  имело также и др. серьезные  последствия, важнейшие из которых  суть поворот от веры и «иррационального»  к «знанию», к целенаправленному  мышлению, рационализму, точному расчету  и проверке, экономному использованию  средств труда; интенсивное, хищническое использование сырья; перепроизводство; повышение потребностей; увеличение свободы личности в материальном отношении при одновременном значительном уменьшении ценности отдельной личности, вызванном механизацией и обезличением общественной жизни, – совершенно новое ощущение времени, расстояния, глобальное мышление, выдвигающее задачи, для которых Земля стала слишком маленькой и тесной.

Произошел поворот  от труда, при котором один человек  изготовлял вещь целиком, к односторонней, насквозь рационализированной специализации. Появилась неправильная оценка культурного  уровня народа только по степени технического прогресса. С другой стороны, благодаря  всему этому, а также тому, что  развившаяся техника по различным причинам вызвала жесточайшие экономические кризисы, потрясшие основы основ не только европейского мира, пострадали традиционные культурные ценности, особенно религия, национальная самобытность и вообще все интимное. Один из ответов на вопрос, что есть техника, гласит: техника это средство для достижения целей, другой – техника есть известная человеческая деятельность.

В других определениях подчеркивается роль идей и их реализации, научных знаний или значение определенных ценностей. Важно обратить внимание, что в подобных определениях техники (отражающих определенные подходы исследователей) происходит ее распредмечивание, то есть техника как бы исчезает, ее подменяют определенные формы деятельности, знания, ценностей, дух, аспекты культуры и т.п.

В общем, это  понятно, учитывая, что философы, культурологи, антропологи, социологи убеждены, что  техника не представляет собой самостоятельное  органическое целое, а выступает  как аспект или инобытие других реальностей. Поэтому для познания сущности техники или понимания особенностей ее изменения, считают они, необходимо анализировать не столько технику, сколько данные реальности. Наиболее часто в качестве таких реальностей рассматриваются естественная и техническая наука и связанная с ними практика (инженерия и индустриальное производство), в целом человеческая деятельность, культура и социум.

Анализируя  данные реальности и рассматривая, как они влияют на технику, ученые сталкиваются со сложной проблемой: получается, что на техническое развитие практически невозможно влиять. Действительно, современные исследования, показывают, что функционирование и развитие современной техники существенно  зависит не только от установок современного человека, но и картин мира, в рамках которых человек мыслит и осознает действительность, а также устройства основных социальных институтов (производства, потребления, образования и пр.).


Информация о работе Человек и техника