Цивилизация и культура

Автор: m**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть взаимосвязь цивилизации и культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Основная часть:
1. Понятие цивилизации, основные факторы возникновения, типы цивилизаций….4
2. Древние цивилизации, особенность их культуры…………………………...……...7
3. Особенность Российской цивилизации, бинарность культуры………………..…14
Заключение.....................................................................................................................17
Список используемой литературы………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

КР_Культурология.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине « Культурология»

тема 2 Цивилизация  и культура 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка гр. КТс-101

Баженова  Алина Анатольевна

факультета заочного отделения

Проверил:

Бикметов Рашит Саитгараевич

к.и.н 
 
 
 

Кемерово 2011 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………3

Основная  часть:

1. Понятие цивилизации,  основные факторы возникновения,  типы цивилизаций….4

2. Древние цивилизации,  особенность их культуры…………………………...……...7

3. Особенность  Российской цивилизации, бинарность культуры………………..…14

Заключение.....................................................................................................................17

Список  используемой литературы………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Соотношение феноменов культуры и цивилизации в настоящее время является одним из коренных вопросов развития культуры. Культурология, нередко обращается к анализу культурных феноменов.    

       Основной целью данной работы будет комплексное рассмотрение вопросов феномена культуры через его соотношение с феноменом цивилизации.

      С прагматической точки зрения культуру, таким образом, можно рассматривать прежде всего как то интеллектуальное "оснащение", которым располагает каждый отдельный человек в тот или иной момент, а также и как структуру знаний, которыми он обладает как член некоторой социальной группы и полноправный представитель определенной цивилизации. В последнем смысле очень часто говорят о "западной культуре", "средневековой культуре" и т. д., подразумевая костяк знаний, наиболее вероятное направление мысли, свойственное соответствующей части человеческого общества, будь то западный мир, определенный период эпохи Декарта или XX век.

     Цель работы - рассмотреть взаимосвязь цивилизации и культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

  1. Понятие цивилизации, основные факторы возникновения, типы цивилизаций.

        Цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

  • как синоним культуры (А. Тойнби).
  • как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
  • как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

      В основу типологии цивилизации положены четыре основных критерия:

1) общие  фундаментальные черты духовной  жизни; 

2) общность  и взаимозависимость историке-политической  судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение  культур; 

4) наличие  общих интересов и общих задач  с точки зрения перспектив  развития.

     На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные  сообщества (непрогрессивные формы  существования);

2) восточный  тип цивилизации; 

3) западный  тип цивилизации; 

4) современный  тип цивилизации. 

   Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков.

      Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм  — ориентация на воспроизводство  сложившихся форм образа жизни  и социальных структур.

2. Низкая  подвижность и слабое разнообразие  всех форм человеческой жизнедеятельности. 

3. В  мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно  волевая установка не на познание  и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное  начало не развито. Общественная  жизнь построена на принципах  коллективизма. 

6. Политическая  организация жизни в восточных  цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической  основой жизни в восточных  цивилизациях является корпоративная  и государственная форма собственности,  а основным методом управления  выступает принуждение.

      Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну; 

2) утверждение  достоинства и уважения к человеческой  личности;

3) индивидуализм,  установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы  свободы, равенства, терпимости;

6) уважение  к частной собственности; 

7) предпочтение  демократии всем другим формам  государственного управления. Западная  цивилизация на определенном  этапе развития приобретает характер  техногенной цивилизации. 

     Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

      Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

     Характерные черты:

1) быстрое  изменение техники и технологии  благодаря систематическому применению  в производстве научных знаний;

2) как  результатом слияния науки и  производства произошла и научно-техническая  революция, существенным образом  измениршие взаимоотношения человека  и природы, место человека в  системе производства;

3) ускоряющееся  обновление той искусственно  созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.  
 

2. Древние цивилизации,  особенность их  культуры.

    Египет  
    Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры.                               

    История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке.

   В это время особенно расцветала архитектура храмов.

    Древняя Индия

    Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого  мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их дивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной их других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность.

   Яркой особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков  расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные — брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” — большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после т. н. “великого переселения народов”. В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский феномен — кастовая система. Впервые были теоретически  обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные  “варны”: жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим, законным считался брак лишь в пределах одной варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст — это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп в индуизме символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступавшего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма, миссия жизни человека есть достижение нирваны.

Информация о работе Цивилизация и культура