Цвет и его влияние

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:55, реферат

Описание работы

Цвет оказывает на человека физиологическое, психологическое и эмоционально-художественное воздействие, но объективные критерии эмоционально-художественного воздействия разработаны недостаточно, поэтому в цветочном оформлении мы можем с наибольшей надёжностью использовать физиологическое и психологическое воздействие цвета. В работе дано краткое описание цветовых ассоциаций, пространствообразующие свойства цвета, символика, воздействие цвета на человека

Содержание

Введение
1. Краткое описание цветовых ассоциаций
2. По Люшеру (тест)
3. Пространствообразующие свойства цвета/ тона
4. Цвет и человек
5. Символика цвета
6. Цвет в индивидуальной и общественной практике человека
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по цветоведению.docx

— 60.27 Кб (Скачать)

 

Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий (кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

Ниже приводятся основные характеристики кажущегося воздействия  цветов.

Белый

легкий

     

Желтый

легкий

теплый

сухой

 

Оранжевый

 

теплый

сухой

кричащий, громкий

Красный

тяжелый

теплый

сухой

кричащий, громкий

Фиолетовый

тяжелый

     

Синий

тяжелый

холодный

влажный

тихий, спокойный

Зеленый

 

прохладный

влажный

спокойный

Голубой

легкий

 

влажный

тихий, спокойный

Коричневый

тяжелый

теплый

влажный

 

Черный

тяжелый

 

сухой

 

 

При психологическом воздействии  цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под  влиянием того или иного цвета. Это  влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Абсолютно зеленое есть самый  спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем.

При введении в зеленый  цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.

Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы немертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука.

Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.

Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие  от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный  цвет очень сильно меняет своё влияние  при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.

Фиолетовый цвет - это  как бы охлажденный красный, поэтому  он звучит несколько болезненно, как  нечто погашенное и печальное.

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его  характером и зависит, также от социального  фактора.

На основании социологических  исследований был получен следующий  ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности:

голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

Характер и выразительность  цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить  эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая  от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень  трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный  цвет ассоциируется с огнем и  кровью, желтый - с солнцем, синий - с  небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие  как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля.

 

5. Символика цвета

Символика цвета опирается  на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко  довольно простые:

зеленое - весна, пробуждение, надежда 
синие - небо, чистота 
красное - огонь, кровь 
желтое - солнце, жизнь 
черное - темнота, страх, неясность, смерть

Такая мотивировка имеет  в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый - женственности и измена.

С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют  различные цвета.

Любовь - материнская - белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к  любимому - красный, к другу - зеленый, секс - черный.

Это можно сказать про  максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета его символика  тоже меняется, так, например красный - активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует  нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет "аморальный" символический смысл. Самое торжественное сочетание - это белый, красный и позолота. Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики.

В таблице приведены металлы  и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.

красный

синий

зеленый

черный

желтый, 
золото

белый, 
серебро

пурпурный

рубин

сапфир

изумруд

алмаз

топаз

жемчуг

аметист

право 
сила 
мужество 
любовь 
храбрость

слава 
честь 
верность 
искренность

свобода 
ликование 
надежда 
здоровье

постоянство 
скромность 
смерть 
траур 
покой

верховенство 
величие 
уважение 
великолепие 
богатство

чистота 
невинность 
мудрость 
безмятежность

высоко- 
рожденность 
власть 
верховенство 
достоинство 
величие


 

 

 

6. Цвет в индивидуальной и общественной практике человека

Исключительно велика роль цвета в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике  передачи информации.

В быту и на производстве цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия в правилах поведения. Так, сигнальные огни того или иного  цвета на транспортных магистралях  разрешают или запрещают движение, предупреждают, требуют внимания. В  промышленности и др. коллективной деятельности цвета как символы  применяются для маркировки трубопроводов  с различными веществами или температурами, различных электропроводов, всевозможных жетонов, информационных карт, банковских документов, денежных знаков, спецодежды и др. В промышленности и быту цвет является одним из основных факторов производственного и бытового комфорта. Изучение психологического воздействия  определённых сочетаний цветов - цветовых гармоний - составляет предмет эстетики цвета. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при  организации производственных процессов  для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху.

Особо важное значение цвет имеет для повышения качества и стандартности промышленной продукции. Как показатель высокого качества продуктов цвет незаменим в случаях, когда др. объективные или субъективные методы по тем или иным причинам нельзя применить либо когда их применение требует длительной и трудоёмкой работы или дорогостоящей аппаратуры. Поэтому широкое распространение получили компараторные методы идентификации цвета многих пищевых продуктов и веществ, используемых в химической, лёгкой и пищевой промышленности, а также в др. областях народного хозяйства. Для практического применения этих методов выпускаются различные цветные таблицы, атласы, образцы красок, компараторы, колориметры, цветные фотометры и денситометры.

 
Существует объективный  зрительно-психологический факт восприятие объектов по подобию.

Наш глаз и психика прежде всего определяют подобные объекты по каким либо качествам; либо по подобию форм, либо по подобию цвета. 
Психологическое воздействие на человека оказывают не только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И здесь очень большое значение имеет расположение цветов в пространстве. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но расположенные рядом одинаковыми пятнами они полностью уравновешиваются, и достигается покой. Напротив, при включении в композицию постороннего визуала приводит к возникновению динамического цветового сочетания контрастных цветов. 
 
 
 
Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления откуда воздействует цвет. Цвет расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого либо краю - неустойчивость композиции.

Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей  силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать оранжевый  и синий цвета, нужно значительно  больше синего, чем оранжевого.

 

Концентрация активного  цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в  размере. Напротив же, в левом нижнем создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.

 

Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот создает впечатление вогнутости и сжатия.

 
 

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее  они гармонируют друг с другом. Существует понятие краевого контраста  т.е. равномерно окрашенная поверхность  кажется у края светлее или темнее если она граничит с более темной или светлой поверхностью.

 

 

На светлом фоне все  цвета темнеют, на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Оставив в стороне сугубо личное восприятие цвета, можно все  же сказать, что вообще людям свойственно  приписывать цветам некоторые качества. Выбор качества зависит в некоторой  степени от особенностей культуры и  образа жизни. Опрос по схеме «хороший-плохой» показал, что в Азии к белому цвету относятся с большим почтением, чем на Западе. Желтый цвет, более чем где-либо, почитают в Таиланде — возможно, причины этого кроются в религии. А в странах с засушливым климатом зеленый цвет считают сильным. Однако общее впечатление таково, что у «значений», которые имеет цвет в разных культурах, больше общих черт, нежели различий. Серый, желтый и белый, как правило, считают слабыми цветами, а красный — сильным и активным. Синий почти повсюду расценивают как «хороший» цвет. В своем восприятии цвета и отношении к нему люди, по-видимому, очень похожи друг на друга.

Информация о работе Цвет и его влияние