Цветовая символика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 04:57, реферат

Описание работы

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.

Работа содержит 1 файл

Копия Символика цвета в различных культурах.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

    Наука доказала, что цвет - субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.

    Цветовая  символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда  человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.

    ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ  У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

    В наскальной живописи первобытных народов  чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

    Ндембу  связывают эти цвета с тремя сущностями одного Бога, который ими представлен.

    1.1. БЕЛЫЙ

    1. Благо; 2. источник сил и здоровья; 3. чистота; 4. безбедность; 5. сила; 6. отсутствие неудач, слез, смерти; 7. власть; 8. встреча с духами предков; 9. жизнь, здоровье; 10. зачатие или рождение ребенка; 11. охотничья доблесть; 12. щедрость; 13. поминание духов предков; 14. дружелюбие; 15. поедание пищи; 16. размножение; 17. ясность, открытость, доступность; 18. возмужание или созревание; 19. омовение; 20. отсутствие насмешек.

    В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

    Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

    Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых  они апеллировали к силам добра  и жизни или защищались от воздействия  злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

    Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

    Важную  роль играл белый в ритуале  жертвоприношения. Добрым богам и  духам стремились приносить в  жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.

    1.2. ЧЕРНЫЙ

    Вторым  важнейшим цветом в жизни первобытных  людей был черный цвет. Черный означал мрак, смерть, грязь и хаос. Черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов.

    Символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер - 1983).

    1. Зло, дурные вещи; 2. отсутствие удачи, чистоты; 3. страдание; 4. болезни; 5. ведовство и колдовство; 6. смерть; 7. половое влечение; 8. ночь, тьму.

    Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от "белой" "черная магия" апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.

    Наиболее  важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых  связана со смертью, окончанием или  прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п.

    Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи. Использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных.

    Черный  считался цветом злого колдовства и ведовства. К "черным магам" относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску.

    Черный обладал и положительными значениями, то есть являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми.

    Черный - это отсутствие света, ночь, цвет пепелища и распада. Черная река - река смерти и забвения. У первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

    1.3. КРАСНЫЙ

    Красный выражает т.н. "красные вещи", которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

    1. кровь животных; 2. кровь последа (роженицы); 3. кровь всех женщин; 4. кровь процедуры обрезания крайней плоти; 5. кровь убийства; 6. кровь колдовства и ведовства.

    Все "красные вещи" разделяются  на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Независимо от своей принадлежности, все "красные вещи" обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает.

    Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным. Рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров. Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить.

    Вместе с белым цветом красный составляет так называемую "жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. Сочетание же красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

    Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма.

    В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий  и желтый. Но эти цвета не являются "самостоятельными". Желтый "тяготеет" к белому, а синий - к черному.

    ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ

    В Индии и Китае с древности  и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Цветовая триада занимает ведущее место  в различных учениях, а символические значения цветов во многом схожи с первобытными культурами.

    2.1. ИНДИЯ

    Вот, что об этом говорится в Чхандогья  Упанишаде: "красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной  земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен. Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый).

    В другом философском произведении Санкхьякарике  Ишваракришны три "основных" цвета  соответствуют трем гунам или "нитям существования мира" - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает "бытие", ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) состояние сдавленности, заторможенности.

    На  этих примерах видно, что в Древней  Индии "основные" цвета являлись символами главных мировых (космических) сил.

    Основа  основ для древних индийцев – солнце (Брахман) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их.

    Свет  и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием  света.

    Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности. В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.

    2.2. КИТАЙ

    В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших  сил и стихий. Согласно эзотерическим  учениям три ряда символов исходят  из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности. В "Книге перемен" представлена такая система цветовой символики, исходящая из принципов теории соответствий.

Цвет Время года Стихия, предмет Сторона света Планета Животное символ
Зеленый или синий Весна Дерево Восток Юпитер Дракон
Красный Лето Огонь Юг Марс Феникс
Белый Осень Металл Запад Венера Тигр
Черный Зима Вода Север Меркурий Черепаха и  змея
Желтый Конец лета Земля Центр Сатурн  

    К списку "основных" цветов в Древнем  Китае добавились синий (зеленый) и  желтый. У древних китайцев понятия  синего и зеленого были взаимозаменяемы.

    В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для простого народа, как об этом говорится в "книге песен".

    В учении о первосущностях Инь и  Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

    ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ  ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА

    Во  многом сходный характер цветовой символики мы встречаем и у древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

    Одним из самых распространенных культов  у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также  культ огня (зороастризм). Солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д.

    Священным цветом почитался и красный. В  Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы. Следует также отметить, что древнееврейское слово "чувство" ("страсть") происходит от глагола "краснеть".

    Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом, который содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти.

    Важное  символическое значение в Древнем  Египте имел голубой или синий  цвет, соответствующий истине. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра (Бога Солнца).

    Черный  считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему приписывались негативные значения - зла, греха, несчастья и т.д.

    ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ

    В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с отношением к цвету, как религиозно-мистическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

Информация о работе Цветовая символика