Цветовая символика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 04:57, реферат

Описание работы

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.

Работа содержит 1 файл

Копия Символика цвета в различных культурах.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

    В 18 веке возникает еще одна наука, в сферу интересов которой  входит проблема цвета, - физиологическая оптика. Бюффоном было введено понятие "субъективных цветов", т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко. Этот век можно принять за точку отсчета для психологии цвета, возникновение которой связано с именем Й.В. Гете ("Учение о цвете"). Работа Гете не потеряла актуальности и в настоящее время. На наблюдения и выводы Гете о взаимосвязи цвета и психики ссылались и ссылаются многие выдающиеся ученые и мыслители.

    7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ  Й.В. ГЕТЕ

    Гете  считал, что цвет "независимо от строения и формы материала оказывает воздействие на душевное настроение". Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.

    Гете  разделяет цвета на "положительные" (желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный) и "отрицательные" (синий, красно-синий и сине-красный). Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к "нейтральным". Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

    Желтый. Чисто желтый - приятен. Однако при  его загрязнении, сдвижке в сторону  холодных тонов (цвет серы) или нанесении на "неблагородную" поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. По Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев.

    Оранжевый. Оранжевый "энергичнее" чисто желтого.

    Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно предпочитают эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

    Синий. "Как цвет это - энергия". Гете тонко  чувствует "мистицизм" синего и  пишет о нем, как о создающем  странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

    Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

    Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно  возрастает. Гете считал, что выдержать  этот цвет длительное время очень  трудно, если он не разбавлен.

    Чисто красный Гете рассматривает как  гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете "идеальное удовлетворение". Красный производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

    Говоря  о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день "страшного суда".

    Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа "отдыхает".

    Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у  человека, тем самым, в терминологии Гете, "ограничивает" душу, которая стремится к цельности. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый. Указанные шесть цветов составляют "цветовой круг" Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

    Значение "Учения о цвете" для психологии цвета очень велико. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических  сил. Он символ самого человека, его  чувств и мыслей, причем символ психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

    7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ  В ФИЛОСОФСКИХ  УЧЕНИЯХ

    Не  прошли мимо проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 вв.

    Описывая  впечатления производимые цветами, Гегель придает им особый символический  смысл ("Эстетика"). Цвет для Гегеля - символ определенных идей, категорий, вечных начал. Так синий выражает кротость, тишину, женское начало. Красный - мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый - нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета выражают активность, созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные - пассивность, уступчивость.

    ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ  ВЕК

    В 20 веке "звучание" ряда цветов существенно меняется. Цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и явлений. Белый, черный и красный цвета крепко связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и идеологической борьбой различных классов и общественных групп.

    Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего мира. "Пролетарский красный" по своему содержанию, скорее, трагичен, чем радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон.

    В революционной символике вместе с красным тесно соседствует  и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников  ЧК. Черный приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета "красного террора" и политических репрессий в новейшей истории России.

    И, как в древности, им противостоит белый. Символика белого цвета представляет собой сердцевину "белого движения". Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла (черный).

    Указанная особенность символики двадцатого века (цвет как символ общественных процессов), верна и в отношении  других цветов.

    На  фоне подобной "политизации" цвета  в начале 20 века контрастными выглядят размышления П. Флоренского о цветовой символике небесных знамений. Флоренский выделяет три первоцвета, через которые София предстает людям и которые символизируют три ее ипостаси. Сине-фиолетовая София - мировая душа, духовная суть мира. Красно-розовая - образ Божий для твари, явление Бога на земле. Зелено-золотистая - ни к Богу, ни от Бога, а вокруг него.

    8.1. "ЯЗЫК  КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО

    Центральным положением концепции Кандинского  можно считать утверждение о  двух факторах, определяющих психологическое  воздействие цвета: "тепло-холод" и "светлота-темнота". В результате рождаются четыре возможных "звука" красок.

    Кандинский  связывает с красками желтого, красного и оранжевого цвета идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если желтый сделать "холоднее" (прибавлением синего), краска становится зеленоватой. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, действует на душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через "охлаждение" желтый становится болезненным и является красочным символом припадка яркого безумия, слепого бешенства. Желтый, по выражению Кандинского, "земная краска" т.к. его нельзя углубить.

    Синий - "небесная краска", зовет человека к бесконечному. Очень углубленный синий выражает покой, а опущенный до черного - печаль. Светлое синее становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты, темно-синий - виолончель, а наиболее углубленный - орган.

    Из  смешивания желтого и синего рождается  зеленая краска. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет  звучания, - ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Главное значение абсолютно зеленого - пассивность. Как главный тон лета, зеленый - символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится "моложе, веселее". И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый "сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя". Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом.

    Белый для Кандинского - символ мира, где  исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый - это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение.

    В отличие от белого, черный - "ничто" без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный - окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.

    Белые одежды выражают чистую радость и  непорочную чистоту, а черные - величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый  и черный находят равновесие между  собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска.

    Говоря  о красном, Кандинский характеризует  его, как живой, жизненный, беспокойный  цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость  и ему соответствует звук фанфар.

    Охлажденный красный - фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели.

    Соединение  красного с желтым (оранжевый) сохраняет  серьезность красного.

    Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую цветовые пары, вслед за желтым - синим и белым с черным.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Этапы символики: первый из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс - двадцатый век (цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений).

    Несмотря  на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Цвет не лишился своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.

Информация о работе Цветовая символика