Деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные направления деятельности парков культуры и отдыха.
3. Проанализировать деятельность ГОУ ДДТ «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
§ 1. Основные направления деятельности парков культуры и отдыха .............…5
§ 2. Анализ деятельности ГОУ Дом детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» ………………………………………………………...10
Заключение ………………………………………………………………………....15
Библиография ……………………………………………………………………....17

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  города Москвы

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет социально – культурной деятельности

Кафедра теории и методики социально – культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

Ракова  Дарья Сергеевна

студентка группы 10-331(з)

заочной формы обучения

«Деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга»

(курсовая работа)

 

 

 

 

Научный руководитель:

Умеркаева София  Шавкатовна,

к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

Москва, 2011

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

§ 1. Основные направления деятельности парков культуры и отдыха .............…5

§ 2. Анализ деятельности ГОУ Дом детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» ………………………………………………………...10

Заключение ………………………………………………………………………....15

Библиография ……………………………………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

Первые парки  были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.

В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть  названия «парк» означает, что речь идет, прежде всего, о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, словно «отдых» указывает на то, что парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

В деятельности парков культуры и отдыха появилось  много нового, как по содержанию, так и по форме, что и определяет актуальность данной работы.

На современном  этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенного возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденций известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.

Другая особенность  деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что  происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная  функция связанна сегодня с самоценностью  отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.

Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования – рассмотреть деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
  2. Охарактеризовать основные направления деятельности парков культуры и отдыха.
  3. Проанализировать деятельность ГОУ ДДТ «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».

Методы исследования: сбор и анализ литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Основные направления деятельности парков культуры и отдыха

 

Парк культуры и отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.

В современном  городе парк – это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение культуры и досуга.

В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет то, что посетителям парка предлагаются бесплатные концерты творческих коллективов (художественной самодеятельности и профессиональных артистов), конкурсные программы для всех возрастных категорий, организация различных праздников, зрелищ, мероприятий и народных гуляний с вручением призов, организация кружков, спортивных секций, предоставление спортивных площадок и т. д., оплачиваемых за счет средств парка.

Средства, зарабатываемые парками в весенне-летний период, идут на оплату труда работников парка, оплату коммунальных услуг, налогов, проведение культурно-массовой работы.

Парки имеют  общие проблемы и направления  деятельности, определяемые современными тенденциями развития общества:

  1. Экологизацией общественного сознания, дефицитом общения с природой, экологическими кризисами. Возрастает ценность парков, как общедоступных природных территорий с рекреативной зоной. Природный комплекс парков (земля, зеленая зона) находится сегодня в катастрофическом состоянии и этому необходимо уделить особое внимание.
  2. Демократизацией культурной политики. Программы, разрабатываемые непосредственно в парках, предоставляют возможность для организованного массового отдыха и развлечений, культурно — игровой активности населения.
  3. Социальным расслоением общества. Потенциально все население, является контингентом парка, в том числе социально не защищенные группы: дети, молодежь, пенсионеры, безработные и т. д. Парки становятся одним из базовых досуговых объектов, где проводятся социальные (открытые) программы и акции.
  4. Реформированием экономики и системы государственного управления. [8,78]

Парк осуществляет следующие виды деятельности:

  • создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;
  • организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;
  • использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;
  • устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;
  • сооружение театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;
  • организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;
  • проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;
  • создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);
  • предоставление разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;
  • издание информационно-рекламных материалов об опыте и методологии работы парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих культуру и искусство;
  • изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотеки парка;
  • пропаганда природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний;
  • проведение организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс отрицательных антропогенных факторов;
  • осуществление действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений. [2,70]

Парк может  вести и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации  и принципам охраны природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).

Наибольшей  популярностью у населения пользуются парки культуры и отдыха. Они занимают видное место среди культурно-просветительных учреждений — это многофункциональные комплексы.

Основное назначение городского парка — обеспечение  отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач  содержание и форма работы парка сводятся к следующему:

1) воспитательная работа;

2) физкультурно-массовая работа;

3) культурно-просветительная   работа;

4) художественная работа;

5) оздоровительная работа;

6) развлечения в парке;

7) детская работа;

8) бытовое  обслуживание  посетителей.

Опираясь на данные социологических исследований, проведенных на базе городских парков культуры и отдыха, можно констатировать, что в первой половине дня парки культуры и отдыха посещают, как правило, пожилые люди (причем половина из них с детьми дошкольного возраста). Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15-20 минут пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.

После 15 часов в парк приходят школьники с целью занятий физкультурой и спортом, играми, самодеятельностью, техническим и художественным творчеством, а также посещения аттракционов. Вечером парк посещают преимущественно молодежь и люди среднего возраста, живущие в различных районах города. Молодежь парк привлекает возможностью общения, занятий физкультурой и спортом, развлечениями (танцы, эстрада, кино, аттракционы), многих интересуют выставки, библиотека, зрелища, а главное, процесс общения с природой. В зимнее время года основную массу посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках.

Таким образом, в целях организации досуга населения в парках культуры и отдыха должны быть зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами, а также зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной. В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Для эксплуатации комплекса необходима административно-хозяйственная зона.

В целях защиты и приумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработка  государственной стратегии поддержки  парков:

    1. Защита и восстановление природной среды парков.
    2. Инновационно-техническое оснащение.
    3. развитие парков, как открытых социально-культурных организаций.
    4. Парк как муниципальное учреждение культуры создается для достижения целей:
    • формирования благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности;
    • обеспечения территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира;
    • сохранения и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствования ландшафтной архитектуры. [5,100]

 

 

 

 

 

 

§ 2. Анализ деятельности  ГОУ Дом детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках»

 

В 1945 – 1960 годах на территории детского парка располагалась Московская городская станция юных натуралистов. Основной воспитательной и трудовой задачей станции было формирование личности, сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию с навыками практика, умеющего применять знания в жизни и на производстве; участие в физическом труде, изучение научной литературы, общественно полезная работа, пропаганда натуралистических знаний среди школьников. На станции работал лекторий, проводились массовые мероприятия и т.д. Важно отметить, что в практических работах на станции принимали участие все школьники Москвы.

После закрытия станции юных натуралистов в 1958 году детский парк становится районным внешкольным  учреждение. Со временем деревянные постройки  приходят в ветхость, здание сносят из-за строительства наземного вестибюля метро «Фрунзенская». К 1992 году в распоряжении детского парка остаются два вагона — бытовки и теплица (где размещался зооуголок и кружки юных натуралистов). С южной стороны парка исчезает ограда, мешавшая строительству дворца молодежи. Образовательно-воспитательная деятельность А.В.Мандельштама свелась к семи кружкам и экскурсиям в зверинец.

Информация о работе Деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга