Феномен дизайна в культуре социума

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизайн в культуре социума.

Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11

ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.

2.1 Место и роль дизайна в культурной среде социума………………………15

2.2 Функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре…........20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30

Работа содержит 1 файл

3 курсовая.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Белорусский  государственный  университет культуры и искусств»

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

Тема: «Феномен дизайна в культуре социума»

Курсовая работа

 

 

                                                                                          

                                          

Выполнила студентка 311 гр.                                                             Салангина М.А.

Научный руководитель –                                                    старш. преподаватель 

каф. культурологии

                     Спинкина Е.А.

 

 

 

Минск,  2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС  И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ. 
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6 
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11

ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ  КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.

2.1 Место и роль дизайна  в культурной среде социума………………………15

2.2 Функции дизайна, гармонизирующие  бытие человека в культуре…........20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В культуре XX века возникли феномены, выразившие особенности ее развития, и тем самым – ее неповторимость. Именно таким явлением стал дизайн. Возникнув из прагматических потребностей развития рынка товаров  массового спроса, дизайн достаточно быстро становится общекультурным фактором, меняющим не только мир вещей, но и сам способ социокультурного существования человека. Порожденный массовым обществом, развивающейся постиндустриальной цивилизацией, дизайн становится феноменом, в котором сочетаются массовое потребление и эстетическая выразительность вещи и среды обитания человека, развивающийся в новых обстоятельствах рынок и культура.

 Дизайн выступает своего  рода массовой культурой предметного  мира. Но, отделившись по качествам  серийности и функциональности  от декоративно-прикладного искусства  и художественной деятельности, дизайн сумел выразить и реализовать  в условиях современной культуры  гуманистическую ориентацию искусства  и раскрыть свою человекотворческую  миссию, вписываясь в новую ситуацию  человеческого существования. 

Сегодня значение дизайна  выходит за рамки только рационального  и эстетического оформления предметно-пространственной среды человека. Творчество дизайнера  приобретает философское значение. Своими действиями он преследует цель не просто рационально обустроить локальный  фрагмент пространства, но и наполнить  его смыслами, символами и ценностями, выраженными в художественном образе. Поэтому методы дизайна, связывающие  потребительские и эстетические качества предметов, предназначенных  для непосредственного использования  человеком, с их оптимальной структурой и технологией изготовления, начинают оказывать определенное воздействие  на решение важных социокультурных  проблем, таких как повышение  качества жизни, культура труда и  производственных отношений, культура потребления, гармонизации, эстетизации быта и создание благоприятного психологического климата для людей.

На сегодняшний день проблема, обозначенная как «феномен дизайна  в культуре социума» в научной  литературе комплексно не разработана. Вместе с тем источники содержат большой материал, посвященный различным  сторонам поставленного вопроса. Традиционно  дизайн изучается культурологами, искусствоведами, рассматривающими его как специфический  вид искусства, наряду с изобразительным, декоративно-прикладным искусством, архитектурой и ремеслами (Ю.В.Алексеев, В.Ф.  Рунге, Л.Бхаскаран, В.Гропиус, О.И.Нестеренко и другие авторы). Феномен дизайна как технологического действия мы находим в трудах В.Р.Аронова, С.М.Михайлова, В.Л.Глазычева, В.Г.Шагалина, А.Н.Лаврентьева, Н.А.Кошевникова, И.А.Розенсона и других. Научная новизна исследования определяется решением ряда теоретических вопросов феномена дизайна в культуре общества.

Необходимость культурологического  осмысления дизайна как культурно-эстетического  феномена в значительной степени  обусловлена его ролью в истории  культуры и современности, так как  дизайн является формой планирования основных социально-онтологических измерений  жизни человека. Действительно, сегодня стремительно и мощно развертывается практика дизайна, сопровождаемая ростом интереса к нему как со стороны теоретиков, так и со стороны практических дизайнеров. Однако до сих пор дизайн как феномен культуры остается недооцененным и до конца не проясненным. 

Существуют еще весьма важные пробелы становления дизайна: а) это сам уровень подготовки дизайнеров. Он, практически, исключает  формирование интеллекта, не предусматривает  владение словом, этим уникальным средством  культурной коммуникации и творческой рефлексии; б) практика дизайна опережает  его осмысление, теоретические и  мировоззренческие позиции, что и делает дизайн предметом культурного конфликта, а данную работу весьма актуальной.

Настоящее исследование обусловлено  потребностями процесса обновления человеческого бытия, пониманием социокультурного статуса дизайна. Так как сегодня дизайн выступает системой воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющей уровень развития культуры общества, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа. При этом дизайн выступает не только как временный орган, решающий современные и потому временные задачи, но и как постоянный, обеспечивающий дальнейшее нормальное функционирование всего социума.

Объект исследования – дизайн в культуре социума.

Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.

В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие задачи:

    • проследить истоки возникновения  и развитие дизайна;
    • определить сущность и современное состояние дизайна;
    • рассмотреть роль и место дизайна в культурной среде; 
    • определить важнейшие функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре.

 Методы исследования:

    • анализ литературы по проблематике  исследования;
    • сравнение;
    • невключенное наблюдение.

 

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1 Возникновение  и становление дизайна как  нового вида искусства

История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, художественной культурой, поэтому  она обязательно отражает влияние  новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн — это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру [15, c.174].

Хотя об истории дизайна  сказано и написано уже достаточно много, однако единой точки зрения на сущность истории развития дизайна  все еще не выработано. Крайне сложно найти системный подход к изложению  истории дизайна. С какого именно момента необходимо начинать ее отсчет? Может, стоит начать с иероглифических  писем в пещерах первобытных  людей? Или же с древних египтян, и с их оформленных довольно экстравагантно могильных склепов? Для любого заселенного  людьми региона Земли, каждой культуры, каждого этноса, страны, религии, исторического  периода или целой эпохи, можно  выделить характерные стили дизайна  интерьера.

Ясно одно: невозможно представить  историю человечества отдельно от истории  дизайна, и в частности дизайна  интерьера. Людям всегда и во все  времена хотелось жить окруженными  красивыми вещами и комфортом. Время  идет, каноны моды и красоты меняются, однако человек никогда не утрачивал  своего желания жить в красоте  и комфорте. Декоративные интерьеры  имели место быть и в античном мире, и в Древнем Египте и даже у индейцев — коренных жителей  Америки. Однако некоторые события, определяющие парадигму эволюции декоративного  искусства, в определенной степени  в истории дизайна интерьера  являются ключевыми. Еще в давние времена появился такой термин как  «дизайн» — это слово происходит от английского «design» — рисунок, замысел, чертеж, проект [17, c.38]. То есть данный термин обозначает разные виды проектировочной деятельности, которые имеют цель формировать функциональные и эстетические качества предметной среды. Однако очень даже нелегко установить точную дату появления феномена «дизайн». Еще в античные времена философы обсуждали темы оптимального равновесия между эстетичностью и полезностью бытовых предметов. По большому счету это время и считается датой рождения дизайна, как непосредственной отрасли человеческой деятельности.

Данную проблему поднимал еще древнегреческий философ  Сократ в своих диалогах, которые  дошли до наших дней через воспоминания его учеников Ксенофонта и Платона. Ознакомившись с диалогами Сократа  можно понять античную концепцию  дизайна интерьера. Из этого следует, что именно Сократа можно называть первым экспертом ценности товара в  потребительской области. Также  первые теории о соотнесении красоты  и пользы принадлежат таким древнегреческим  ученым как Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю [12, c.74]. Уже тогда философы впервые задумывались о различиях между искусством и наукой по их целеполаганию. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского и многие другие [18, c.182].

Существует несколько  ключевых этапов развития дизайна интерьера:

Ренессанс. Приблизительно в XIV—XVI вв. (эпоха Возрождения) искусство переживало настоящий бум. Богатые сословия желали, чтобы отделка их комнат подчеркивала состоятельность хозяина и при этом была стильной и функциональной. Интерьеры того времени со скрупулезностью продумывались до самых мельчайших деталей и декорировались исключительно богато. Помимо этого, в тот период утратила свое доминирование фреска — настенная живопись. На смену ей пришла маслянистая живопись и прочие мобильные и компактные формы [12, c.79]. Ренессанс можно назвать колыбелью дизайна.

Промышленная  революция. Она стала следующим ключевым этапом развития дизайна. Промышленная революция в мировой истории связана с изобретением в Англии парового двигателя во второй половине XVIII в., и этот период стал началом демократизации дизайна. Так как стало развиваться промышленное производство, среднему классу стали доступны различные предметы искусства, и дизайн интерьера перестал быть частью элитного общества.

Промышленно-торговое искусство. Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания. По инициативе художников, общество искусств в Англии преобразовывается в 1836г. в «The Society of Encouragement of Art ofa Manufactory and Commerce» («Общество поощрения торгово-промышленных искусств»). А уже в 1849 году было напечатанное первое издание журнала Генри Кола «World Journal of Design» по истории дизайна интерьера. Позднее уже появились специализированные журналы «Pan» (1895), «Decorative Kunst» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898). Это и журнал «Югенд», от которого произошёл немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль». Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция», в СССР — «Техническая эстетика» [24, c.254].

         Дизайнерам и инженерам того  времени публикации данных журналов  помогли осознать всю логику  процесса эстетической эволюции  различных предметов из мировой  культуры. «Сначала создаем удобную  форму, а затем придаем ей  эстетичный вид» — таков был  девиз журналов [22, c.256]. Характерным для того периода стало смешивание в декорировании интерьера различных стилистических атрибутов всевозможных исторических эпох.

Баухауз. В развитии практики и теории существенным шагом сало объединение: Высшей школы изобразительных искусств и Высшей школы художественного конструирования и строительства. В результате данного объединения, которое произошло в Германии в 1919 году 25 апреля и просуществовало до 1933 года, была образована школа «Баухауз», которая сыграла очень серьезную роль в истории дизайна [2, c.18].

       Движение  Баухауз сочетало в себе комбинирование  ремесел и изобразительного искусства.  Учащихся в школе учили пониманию  формы и функции каждого элемента  интерьера. «Баухауз» вместе с  институтом психологии проводила  исследования на тему того, как  влияет цвет на психологию  человека. Многое, и того что мы  видим в современных интерьерах, является продолжением ключевых  идей Баухауз. В Баухаузе учились  многие известные художники и  дизайнеры, в том числе Пауль  Клее, Вальтер Кандинский, Пит Мондриан  и другие.

Реалити-телевидение. Популяризация дизайна интерьера в различных ТВ-шоу в США и Восточной Европе. На Западе этот процесс начался в 70-е годы, в современной Беларуси он только набирает свои обороты. Бум такого реалити-телевидения в купе с обширным распространением кабельного телевидения сильно повлиял на развитие популярности услуг по оформлению интерьеров, и вследствие этого получили развитие и сопутствующие производственные отрасли [3, c.107].

Информация о работе Феномен дизайна в культуре социума