Феномен дизайна в культуре социума

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – дизайн в культуре социума.

Предмет исследования – тенденции становления и развития дизайна в культуре социума.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование места и роли дизайна в культуре социума.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.1 Возникновение и развитие дизайна………………………………………….6
1.2 Сущность и современное состояние дизайна……………………………...11

ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА.

2.1 Место и роль дизайна в культурной среде социума………………………15

2.2 Функции дизайна, гармонизирующие бытие человека в культуре…........20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….…………….....30

Работа содержит 1 файл

3 курсовая.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

Идеологическая  функция

Идеологическая функция  вырастает из возможности вещи воплощать  различные идейно-теоретические  установки. Когда для заказчика  на первое место выходят социально-политические, идеологические, рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в  жизнь, что ставит перед ним ряд  этических вопросов. Государство  и его идеология, мифология, способ производства воздействуют на людские  массы, формуя их, стратифицируя, выстраивая.

Итак, рассмотрев основные функции, которые выполняет дизайн в жизни  человека, общества, бытии, культуре, можно  сделать вывод, что дизайн представляет собой не только один из основных источников и носителей социальных изменений. А тщательного философского анализа требует тот фундаментальный факт, что дизайн становится эффективной формой контроля за индивидуальным поведением человека, формой социального планирования основных социально-онтологических измерений индивидуального бытия человека, формой взаимодействия с различными элементами культуры.  Таким образом, генеральной функцией дизайна является эстетическая гармонизация бытия человека в предметном мире культуры в условиях крупного промышленного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования феномена дизайна в культуре социума на рубеже третьего тысячелетия определяется изменениями социокультурной ситуации. С каждым годом влияние дизайна усиливается на культурную сферу жизни.

 С одной стороны, в цивилизации обострились проблемы индустриально-урбанистической среды обитания современного человека. Такие как макроцивилизационные последствия индустриального развития, нарастание экологического кризиса, увеличение количества и масштабов техногенных катастроф, сокращение естественного ландшафта изменили мир повседневного существования. Мир повседневного существования – шум, скученность, высокие бетонные стены и замкнутые пространства вызывают подавленное состояние, психическая неуравновешенность, непредсказуемость и даже агрессивность нарастают пропорционально сокращению жизненного пространства. В социальном плане «синдром большого города» ведет к отчуждению, социальной апатии, отклоняющемуся поведению. Это актуализирует потребность в гармонизации среды человеческого существования. Дизайн является, по сути дела, именно той формой деятельности, в которой эта потребность может быть реализована. Дизайн своими средствами начинает оказывать определенное воздействие на решение таких социальных проблем, как повышение качества жизни, культуры производства и производственных отношений, культуры потребления, эстетизации быта и создания благоприятного психологического климата для людей.

С другой стороны, открываются новые возможности проектирования и трансформации жизненного пространства. Предметно-пространственная среда выступает не только объектом дизайн-проектирования. Новые технологии и материалы позволяют реализовывать самые фантастические идеи. Межкультурная коммуникация и интеграция позволяют расширить представления о принципах, характере и способах обустройства человека в современном мире. Дизайн формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность и одновременно будоражит ее.

В то же время, возрастание требований общества к дизайну усложняет его функции, а встроенность в рыночные отношения приводит к несоответствию с объемом творческой свободы художника-дизайнера для их реализации. Рассмотрев основные функции, которые выполняет дизайн в жизни человека, общества, бытии, культуре, можно сделать вывод, что генеральной функцией дизайна является эстетическая гармонизация бытия человека в предметном мире культуры в условиях крупного промышленного производства.

В связи с усложнением  мира, расширением информационного  поля культуры изменяется не только предметно-пространственная среда человеческого окружения, но и ценностно-смысловые и эстетические параметры ее функционирования. Дизайн учитывает при этом своеобразие ценностных идеалов, запросов, предпочтений различных социальных групп потребителей с учетом тенденций их изменения и развития.

Сегодня дизайн выступает  системой воздействия людей на природу  и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющей уровень развития культуры общества, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа. Эта система  формируется в процессе развития социокультурного континуума и включает в себя как художественные, так  и прикладные методы организации  жизненного пространства как отдельно взятого человека, так и социума  в целом. При этом дизайн выступает  не только как временный орган, решающий современные и потому временные  задачи, но и как постоянный, обеспечивающий дальнейшее нормальное функционирование всего социума.

Дизайн в культуре социума  представляет собой способ включенности личности в мир, который воспринимается как пространство действия. Жизненное  пространство выстраивается под  воздействием  определенных ценностей, которые руководят человеком  в  выборе стиля и образа жизни, целей и способов их достижения, а соотношение подобных ценностей-ориентиров у разных людей, социальных групп,  представителей различных культурных традиций может быть полярным  по отношению друг другу. Человек  строит и совершенствует свое жизненное пространство в соответствии с представлениями и культурными традициями, полученными в процессе воспитания и обучения. Ориентирами для подобного конструирования  служит не только вкус, как критерий выбора, но и система ценностей – материальных, социальных, культурных, к которым мы стремимся и которые защищаем. Дизайн как компонент культуры социума играет важную роль в жизни человека, накладывая определенный отпечаток на эмоционально-чувственную сферу личности, способ общения, восприятия и представления.

Дизайн будущего станет дизайном среды и дизайном человеческого  опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширится до проектирования, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования новых культурных, моральных, социальных ценностей. В  стремлении создать ту среду обитания, в которой человеку всегда комфортно, в дизайне интерьера органично  смогут ужиться старинные и ультрасовременные  вещи и материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Абаимова, Е.Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен: дис. канд. филас. наук: 20.04.09 / Е.Л. Абаимова. – Ростов н/Д, 2009. – 250 с.
  2. Алексеев, Ю.В. Курс лекций по истории архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев. – Краснодар: Экоинвест, 2001. – 247с.
  3. Багдасарова, В.Е. Дизайн и оформление внутреннего пространства / В.Е. Багдасарова. -  Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2008. – 175 с.
  4. Бхаскаран, Л. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве / Л. Бхаскаран, А.В. Семенова, Т.И.  Хлебнова. – М.: Арт-Родник, 2006. – 356 с.
  5. Вильчес-Ногерол, А.В. Дизайн в системе художественной культуры / А.В.Вильчес-Ногерол, Н.В.Брызгов. – Красноярск: Алтей, 2004. –136 с.
  6. Владимирская, А.О. Дизайн уютного интерьера / А.О.Владимировская,   А.П. Владимирский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 313 с.
  7. Глазычев,  В.Л. О дизайне /  В.Л. Глазычев. – М.: Искусство, 1970. – 217 с.
  8. Гропиус, В. Сто дизайнеров Запада / В.Гропиус. -  М.:Искусство, 1994. – 52 с.
  9. Казарин, А.В. Дизайн как социокультурный феномен: автореф. дис. канд. филос. наук: 12.05.02 / А.В.Казарин; ННГАСУ. – Нижний Новгород, 2002. – 31с.
  10. Кнабе, Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры / Г.С. Кнабе. – М., 1994. – 35 c.
  11. Коломиец, В.И. Дизайн как эстетическая деятельность: дис. канд. филос. наук:15.06.03 / В.И.Коломиец. – Минск, 2003. – 211 с.
  12. Кошевников, Н.А. Дизайн: история и теория / Н.А. Кошевников. – 5-е изд. – Москва: Омега-Л, 2009. – 223 с.
  13. Краснобородкина, А.Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века: автореф. дис. канд. филос. наук: 20.03.04 / А.Г. Краснобородкина; МГУКИ. – Москва, 2004. – 25 с.
  14. Кривцун, О.А. Эстетика: учеб. пособие / О.А.Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 220с.
  15. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики УИЦ, 2008. – 303 с.
  16. Лисовец, И.М. Дизайн и массовая культура:От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации / И.М. Лисовец. – М., 1998. – 172 с.
  17. Михайлов, С.М. История дизайна: учебник для вузов / С.М. Михайлов. – 2-е изд. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. – 270 с.
  18. Михайлов, С.М. Основы дизайна: учеб. для вузов / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. – Казань: Дизайн-стиль, 2009. – 220 с.
  19. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна /  О.И. Нестеренко. – М.: Молодая Гвардия, 1994. – 366 с.
  20. Проблемы дизайна: сборник науч. статей / НАД России, АНХ; науч. ред. В.Л.Глазычев. – Москва, 2004. – 136 с.
  21. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учеб. пособие для вузов / И.А. Розенсон. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 175 с.
  22. Рунге, В.Ф. История дизайна и техники / В.Ф. Рунге. – Москва: Архитектура-С, 2006. – 365 с.
  23. Соловьева, Н.К. Очерки по истории интерьера / Н.К. Соловьева. – М., 2001. – 304 с.
  24. Чижиков, В.В. Дизайн и культура: дис. д-р филос. наук: 15.03.03 / В.В.Чижиков. – Москва: МГУКИ, 2003. – 361 с.
  25. Шабалин, В.Г. Авторский дизайн и создание авторских методик обучения профессии / В.Г. Шабалин. – Харьков:ХГАДИ, 2003. – 156 с.
  26. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирования  / В.Т.Шимко. – М.: Архитектура С, 2004. – 160 с.

 


Информация о работе Феномен дизайна в культуре социума