Феномен средневекового рыцарства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 03:43, реферат

Описание работы

Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междуусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХ/ века, в той далекой и мрачной эпохе? Ответ на этот вопрос дан в названии моего реферата - это рыцарство, особое сословие людей, которое ассоциируется у нас самыми высокими нравственными понятиями. Эта эпоха оставила нам в наследство очень своеобразную культуру, воспевшую духовные ценности, которые имеют непреходящее и универсальное значение. Понятия долга, чести, верности многие из нас впервые узнали знакомясь с той эпохой, читая литературные произведения или, что более свойственно современному человеку, видя ожившее средневековье на экранах телевизоров и кинотеатров. Эти понятия существуют и в настоящее время, хотя само рыцарство ушло с исторической арены достаточно давно. Рыцарская этика не исчезла вслед за средневековьем, она прошла через эпохи, сменившие средние века и продолжает оставаться эталоном, который должен служить примером для современных людей.

Работа содержит 1 файл

РЫЦАРСТВО.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Тем временем продолжалось возвышение как  тех, кто был достаточно богат, чтобы  вооружаться, так и тех, кто вопреки своему низкому социальному положению получал от своих господ необходимые средства для приобретения оружия благодаря каким-то своим качествам. Возвышались также члены господской свиты, входившие в состав дружины сеньора. По этой причине потерять благосклонность господина или лишиться имущества означало для воина деградировать до уровня безоружного крестьянина.

     Годы, охватывающие период после смерти Карла  Великого и до ОттонаI (X век), стали решающими в формировании рыцарства. То были годы беспорядка и террора, когда не только политическая власть или то, что оставалось от нее, но и элементарное выживание большинства населения зависели от военной силы. В этот период становится безотлагательным вопрос о том, чтобы подчинить эту силу дисциплине, наделить ее этическим содержанием, поставить перед ней определенную социальную цель. 
 

     Церковь и рыцарство

     . Религиозность населения усиливала  роль церкви в обществе, а экономическая,  политическая и культурная деятельность  духовенства способствовала поддержанию  религиозности населения в канонизированной форме. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную, иерархическую структуру во главе с первосвященником - папой римским. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через архиепископов, епископов, среднее и низшее белое духовенство, а также монастыри быть в курсе всего, что происходило в католическом мире и проводить свою линию через те же институты. В результате союза светской и духовной власти, возникшего вследствие принятия франками христианства сразу в католическом варианте, франкские короли, а затем и государи других стран, делали церкви богатые земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем: она владела одной третью всех обрабатываемых земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, кумир средних веков Аристотель. Школы первоначально имелись только при монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Монополия католической церкви в области культуры приводила к тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ею. Церковь выступала проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы поведения всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения. Экономическая мощь, монополия на образованность, моральный авторитет, разветвленная  иерархическая структура способствовали тому,  что католическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль, поставить себя выше светской власти.

     Весь  XI век был заполнен разбойничьими предприятиями феодальных дружин. В каком бы месте ни возникала война, всегда находилось множество охотников принять в ней участие в надежде на добычу.

     Все эти движения не могли не привлечь к себе внимание церкви, озабоченной  положением феодальных землевладельцев  и опасаясь за свои обширные земельные  владения. Нужно было предпринимать какие-то меры. Чтобы направить воинственный пыл рыцарства в нужное направление, иерархи католической церкви всячески способствовали и поощряли активные действия со стороны рыцарства в отношении иноверцев. В XI веке наиболее опасным для западного мира считались владения арабов на Пиренейском полуострове. Борьба за освобождение Испании - Реконкиста - стала благоприятной возможностью направить рыцарское движение в нужное русло в интересах церкви и феодалов. Чтобы усилить воинственный пыл рыцарства римская курия постаралась окружить участников испанских походов ореолом мученичества за веру. Папа Александр II, благословивший поход 1063-1064 годов, объявил об отпущении грехов каждому, кто ''пойдет сражаться за дело креста''.

     Вся феодальная система облачалась в  религиозную оболочку. В духовном плане человек, рядившийся в одеяния защитника своего народа и во имя его спасения готовый даже пролить свою кровь, символически как бы повторял путь Христа; землепашец в эпоху, когда физический труд воспринимался по-библейски как наказание за первородный грех, становится символом падшего греховного и проклятого человечества.

     Позже к Реконкисте прибавится более грандиозная  задача - освобождение Иерусалима. История  рыцарства насчитывает восемь крестовых  походов. Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства. В ходе этих походов для защиты и расширения владений рыцарей-крестоносцев в Палестине возникли особые организации западноевропейских феодалов - военно-монашеские ордена. Наибольшую известность получили два из них: Орден Тамплиеров и Орден Госпитальеров. Эти ордена возникли вскоре после первого крестового похода. По внешнему облику это были религиозные братства. Вступая в орден, рыцари обязывались, подобно монахам, не обзаводиться семьей, не стремиться к богатству, беспрекословно подчиняться своим начальникам. Однако религиозными братствами ордена являлись только по внешнему виду: белый плащ (подобие монашескому одеянию) с красным крестом, который носили тамплиеры, черный или, позднее, красный с белым крестом, составлявший отличительную одежду госпитальеров, были не более как символом. Под полу монашеской накидкой у тех и у других скрывались рыцарские латы; оружием братьев - рыцарей служили не проповеди и монашеское смирение, а меч и копье.2

     Во  главе каждого ордена стоял великий магистр. Ему были подчинены начальники подразделений на местах - магистры (приоры), а также другие должностные лица ордена (маршал, командор и прочие), из которых составлялся совет при великом магистре - генеральный капитул.

     Верховная власть над орденами принадлежала непосредственно  римскому папе. Папа Иннокентий II издал в 1139 году специальную буллу в пользу тамплиеров, установившую, что никто не вправе требовать от братьев-рыцарей вассальной присяги; никто, кроме папы римского, не может судить членов ордена, а также еще ряд привилегий. Эту буллу подтверждали многие другие первосвященники XII-XIII веков. Сходные пожалования от пап, начиная с 1154 года, получили и госпитальеры. 

     Культура  средневековья

     Нетрудно  будет угадать общий характер того общества. Перенеситесь мысленно в любое из государств средневековой Европы, бросьте на него беглый взгляд, и вы тотчас поймете, что война составляет главное занятие, почти исключительную заботу всего населения. Средневековый город обнесен зубчатой стеной и окружен рвом. На колокольне или башне стоит недремлющий страж. Отдельные дома похожи на крепости. Через улицы на ночь протягивают цепи. Это обилие предосторожностей характеризует ту постоянную опасность нападения, в которой жили люди средневековья. Переходя от городского к сельскому населению, можно увидеть то же самое. Почти каждый холм, каждая крупная возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого очевидно, что не удобство жизни, а безопасность была главной целью. К высоким башням господского замка робко жмутся бедные, ждущие от него защиты и покровительства хижины вилланов. Даже обители мира, монастыри, не всегда представляли надежное убежище своим жителям. Подобно городу и замку, монастырь был часто окружен укреплениями, которые свидетельствовали, что и святое назначение места недостаточно для защиты его хищности окрестных феодалов или наемных дружин, которые в мирное время преобразовывались в разбойничьи банды.

     Внутреннее  содержание соответствовало наружному  виду. В средневековой Европе не было народов в современном понимании, а были враждующие между собой сословия, начало которых восходит к эпохе распада Западной Римской империи, и занятия ее областей германскими племенами. Из пришельцев образовались почти исключительно высшие, из коренного населения - низшие классы новых государств. Насильственное основание этих государств провело резкую черту между их составными частями. Граждане французской общины принимали близко к сердцу дела немецких или итальянских городов, но у них не было почти никаких общих интересов с феодальной аристократией собственного государства. В свою очередь, барон редко унижал себя сознанием того, что в городе живут его соотечественники. Он стоял неизмеримо выше их и едва ли с большим высокомерием смотрел на беззащитных и бесправных вилланов. Образ мышления тех, кто жил при дворе или в замке, был проникнут верой в то, что рыцарство правит миром3.

     Вот как характеризует А. Я. Гуревич  Картину мира средневекового человека.4

  1. Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные и общественные ценности, вся система представлений о мироздании, была идея бога.
  2. В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он воспринимался людьми как та же реальность, что и мир материальный . Потусторонний мир  иногда даже затмевал собой мир земной. Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое наступление конца света.
  3. Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений человек исходил из невозможности примирения возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней  между абсолютным добром и абсолютным злом.

     4. В системе ценностей общее  ставилось выше частного. Это  соответствовало организации общественной жизни человека, который всегда был членом какой-либо корпорации. Поэтому художники предпочитали индивидуализации типизацию .

     5. Время и пространство для средневекового  человека были неразрывно связаны  между собой и с наполняющей их «материей». Поэтому в зависимости от степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте.

     6. Идея была столь же реальна,  как и предметный мир, поэтому  конкретное и абстрактное почти не разграничивалось.

     7. Новизна в принципе осуждалась. С ней была связана возможность  ереси, а значит заблуждения.  Поэтому доблестью считалось  следование авторитету. В связи с этим плагиат не осуждался.

     8. Не было представления о детстве  как об особом состоянии человека, поэтому к детям предъявлялись  те же требования, что и ко  взрослым.

     9. Очень большое значение придавалось  соблюдению формальных процедур, той или иной словесной формуле, позе, жесту. Считалось, что подобные действия имеют магическое значение и сами по себе могут способствовать успеху.

     10. Бедность считалась более богоугодной,  чем богатство, поэтому расточительность  ценилась больше, чем бережливость, а отказавшиеся добровольно от своего состояния пользовались большим уважением.

     11. Жизнь и смерть не воспринимались  как две противоположности: умершие  могли вернуться к живым, а  человеческий коллектив мог включать  и ныне живущих, и мертвых.

     12. Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспринимал природу как свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно.

     13. Большую роль в картине мира  играл символ. В любом событии  человек мог увидеть знамение  свыше и сам создавал символы  с целью влияния на исход  событий.

     14. Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели ничего комичного. Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, воспринимал мир.  

     15. Несмотря на единство переходящих  порой друг в друга крайностей и совмещение несовместимого, мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью, доходящей до невозможности его расчленения на элементы. Эстетика, исторические знания, философия, экономическая мысль представляли собой нерасчленимое единство, так как все проблемы рассматривались с точки зрения центральной картины мира - идеи бога. Учения о прекрасном были ориентированы на постижение бога, история имела смысл только как осуществление божьего замысла. Рассуждения о богатстве, цене, труде были составной частью анализа этических категорий. Только в терминах богословия человек осознавал себя и свой мир.

     16. Целостность миросозерцания порождала  уверенность в единстве мироздания. Подобно тому, как во временном  ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм (человек) был дубликатом макрокосма (мироздания).

     17. Целостность мировосприятия не  предполагала однако его гармоничности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного лежали в основе этого миросозерцания. Они находили опору в контрастах реальной действительности. Средневековое христианское мировоззрение переводило эти реальные контрасты в надмировые категории и разрешение противоречий оказывалось возможным в потустороннем мире. Так христианство выполняло роль компенсаторного механизма. Однако необходимо отметить, что этот механизм существенно отличался от того, который предоставлялся человеку восточными религиями. Христианство все же было чем-то внешним по отношению к жизни большинства людей: человек мог грешить и каяться. Для человека, следующего конфуцианству или буддизму, это невозможно: восточные религии - не столько система идей, сколько образ жизни. Поэтому христианство даже в Средние века меньше подавляло активность человека и стремление к улучшению своей жизни, а это создавало принципиальную возможность перестройки цивилизации.

Информация о работе Феномен средневекового рыцарства