Средневековый театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд
о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов
рождается ранняя литургическая драма.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.docx

— 26.60 Кб (Скачать)
 

  ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ            

 Литургическая  и полулитургическая драма. 

 Одной из  форм театрального искусства  раннего средневековья ста-

ла церковная драма.Борясь против остатков  античного  театра,про-

тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать  действенность

театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке  театрализует-

ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из  легенд

о жизни Христа,о его погребении и  воскресении.Из  этих  диалогов

рождается ранняя литургическая драма.Существовало два  цикла  та-

кой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и  пас-

хальный,передающий историю его воскресения. 

 В рождественской  литургической драме  посредине  храма  ставили

крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре-

бение тела господнего.  

 В пасхальной  литургической драме разыгрывалась  сцена  трех  Ма-

рий и ангела у гроба  Христа  (их  изображали  четверо  священни-

ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищете  в  гробу,христианки?"  Марии

хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" И  ан-

гел  говорил  им:"Его  здесь  нет,он    восстал,как    предсказал

раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор

пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа. 

 Со временем  литургическая драма усложняется,разнообразятся кос-

тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука-

занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники.  

 Устроители  литургических представлений  накопили  постановочный

опыт и стали  искусно показывать народу вознесение Христа  и  дру-

гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используя  постана-

вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,а  отвлекала

прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе его  самоуничтоже-

ние. 

 Не желая  отказаться от услуг театра  и не будучи в силах  совла-

дать с ним,церковные власти выводят  литургическую  драму  из-под

сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се-

редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь во  влас-

ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь она  уже

диктует ему  свои вкусы,заставляет давать представления в дни  яр-

марок,а не церковных праздников,полностью перейти  на  родной,по-

нятный толпе язык.  

 Заботясь  об успехе,церковники стали подбирать  более  житейские

сюжеты,и материалом для полулитургической драмы  становятся  биб-

лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген-

ды подвергаются с течением времени поэтической  обработке.Вводят-

ся и технические новшества:окончательно  устанавливается  принцип

симультанной  декорации,когда одновременно показывается  несколько

мест действия; увеличивается число трюков. 

 Однако,несмотря на все это,церковная  драма  продолжала  сохра-

нять тесную связь с церковью.Драма ставилась на  паперти,на  цер-

ковные средства,ее репертуар составлялся духовными  лицами  (хотя

участниками представлений,наряду со священниками и миряне). 

 Так,причудливо объединяя  взаимоисключающие  элементы,церковная

драма существовала долгое время.                     

 Светская  драматургия. 

 Первые ростки  нового реалистического направления  связываются  с

именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около  1238-1287)

из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ-

зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар-

ла  Анжуйского) и  получил  довольно  широкую  известность    как

поэт,музыкант, драматург. 

В творчестве Адама  де Ла-Аль народно-поэтическое начало  сочета-

лось с сатирическим.В его  произведениях  были  зачатки  будущего

театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этот  драматург

не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазия  меркли

под воздействием церковных строгостей  и  прозаической  трезвости

городов. 

 Сатирическое  начало народных зрелищ драматургии  Адама де Ла-Аль

нашло свое продолжение  в фарсах,героями которых были то  ярмароч-

ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырь  слепца.Однако

жанр фарса  достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII же  веке

комедийная струя  заглушалась театром миракля,тоже  имевшим  своей

темой жизненные  события,но обращенным к религии.                           

 Миракль. 

 Само название  миракль происходит от латинского  слова  "чудо".И

действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшие  жизнен-

ные  противоречия,в  этом  жанре  разрешались  благодаря   вмеща-

тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.С  те-

чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос-

трее показывали произвол феодалов,силу темных  страстей,владевших

знатными и  богатыми  людьми.В  первом  из  известных  нам  мирак-

лей-"Игра о святом Николае" (1200)-в  центре  внимания  было  чу-

до,совершенное святым  для  избавления  христианина,попавшего  в

языческий плен,и история в него  лишь  отзвуком  крестовых  похо-

дов.Более поздний "Миракль о  Роберте-дьяволе"  давал  уже  общую

картину кровавого  века Столетней  войны  (1337-1453)  и  страшный

портрет бессердечного  феодала. 

 Само время-XIV век,полный войн,народных волнений и  бесчеловеч-

ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивого  жанра,как

миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос-

ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри-

тики,и религиозное чувство в мираклях. 

 Большинство  мираклей строилось именно на  бытовом  материале-из

жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла-

чая притеснителей  народа,миракль о Берте рисует  в  положительном

свете тех людей  из  их  среды,которые  не  подвержены  порокам  и

страстям,присущим знати,и могут,попав в  среду  простых  тружени-

ков,быть среди них своими людьми. 

 Двойственность  миракля была связана с идеологической  незрелос-

тью городского бюргерства того времени.Не случайно  миракль,начи-

навшийся  обычно  с  обличительного  изображения  действительнос-

ти,всегда  заканчивался  компромиссом,актом  раскаяния  и  проще-

ния,что практически означало примирение с только что  показанными

злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни-

ка.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь.                           

 Мистерия. 

 Время расцвета  мистериального театра-XV-XVI века,время  бурного

расцвета городов  и обострения социальных противоречий.Город уже в

значительной  мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под-

пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явилась  выражением

расцвета средневекового города,его культуры.Она  выросла  из  так

называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честь  ре-

лигиозных праздников,в  честь  торжественных  выездов  королей.Из

этих празднеств постепенно  складывалась  площадная  мистерия,ис-

пользующая ранний опыт средневекового театра. 

 Представления  мистерий организовывались не  церковью,а городски-

ми цехами и  муниципалитетами.Авторами  выступали  деятели  нового

типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотря на то,что  руководила

постановками  высшая буржуазия города,мистерии были массовым  пло-

щадным  самодеятельным  искусством.В  представлениях  участвовали

сотни человек. 

 Мистериальная  драматургия разделяется на три  цикла:"ветхозавет-

ный",имеющий своим содержанием циклы библейских  сюжетов;"новоза-

ветный",рассказывающий историю рождения  и  воскресения  Христа,и

"апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из  "Жития

святых" и  частично из мираклей о святых. 

 Ярким примером ранней мистерии может служить огромная  (50  ты-

сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер-

жавшая 38 отдельных  эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы,

Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалось  сотворение  мира,вос-

стание Люцифера против Бога,библейские чудеса. 

 Мистерия  раздвинула тематический диапозон средневекового  теат-

ра,накопила огромный  сценический  опыт,который  был  использован

последующими  жанрами средневековья. 

 Исполнителем  мистерии был городской люд.Отдельные  эпизоды  ог-

ромного театрального  представления  исполнялись  представителями

различных городских  цехов.При этом  мистерия  давала  возможность

каждой профессии  проявить себя как можно полней. 

 Мистерии  развили театральную технику,утвердили в народе вкус  к

театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Но  к

1548 году мистериальным  обществам,особенно  широко  распростране-

ным во Франции,запрещают показ  мистерий:слишком  ощутимой  стала

критическая комедийная линия мистериального театра.Причина  гибе-

ли еще и  в том,что она  не  получила  поддержки  со  стороны  но-

вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержание  отталкива-

ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма и  критиче-

кие элементы вызывали гонения церкви. 

 Историческая  обреченность мистерии  была  предрешена внутренней

противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театр  потерял  и

свою организационную  почву:королевская власть искореняет все  го-

родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерия  подвергает-

ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор-

Информация о работе Средневековый театр