Формирование коммуникативной (речевой) компетентности учащихся на основе литературного и лингвокраеведческого материала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:39, статья

Описание работы

Краеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая состоит в изучении фольклорных и языковых традиций родного края.
При изучении раздела «Лексикология» в 6 классе я провожу занятие «Удивительная наука – этимология», на котором знакомлю ребят с этимологическим словарем, статьями о происхождении названий растений нашей области. Чтобы показать уникальность русского языка на фоне языков народов–соседей и раскрыть пути взаимообогащения, прошу ребят найти в этимологическом словаре слова, заимствованные из тюркского языка. Занятие проходит интересно, учащиеся приобретают навыки работы со словарем, а на дом получают задание: собрать легенды о возникновении названия выбранного ребенком населенного пункта на карте Воронежской области. Анализируя названия населенных пунктов нашего края, дети приходят к выводу, что многовековое заселение Воронежского края привело к обилию топонимов разной языковой принадлежности.
Во время работы над изложением с творческим заданием, к примеру, учащимся предлагается изложить текст нашего земляка, публициста и краеведа, Василия Пескова, а также тексты Г.Н.Троепольского, И.Бунина, А.Платонова.
При изучении темы УНТ с большим интересом рассматриваются и собираются детьми малые жанры устного народного творчества воронежского края, как старинные (из воспоминаний близких родственников), так и современные. При изучении темы «Народные песни» нельзя не коснуться песен в исполнении Марии Мордасовой. Большой воспитательный потенциал кроется и в сказках воронежских сказительниц.
Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, моделирование беседы с информантом, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций и проектов и др.
Разнообразны и формы работы: тематические фольклорные праздники «Огоньки крестьянской речи», проведение экскурсий и ролевых игр «Посиделки», «Игры и считалки воронежского края», полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами.
Проектно-исследовательский метод предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений: планирование деятельности, поиск материала в литературных источниках, поиск материала в архивных источниках, отбор и систематизация материала, написание текстов научного и публицистического стиля, редактирование и совершенствоваине текстов, подготовка тезисов и докладов, публичное выступление.
Эффективными являются также методы, основанные на применении новых информационных технологий. Применение ИКТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта («Домашняя утварь» Лексика предметов быта и домашнего обихода. «Книга кулинарных секретов». Лексика обрядовой кухни). В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование и т.д.
Интерес к слову заставляет ребенка задуматься над собственной речью, своим словарным запасом и вырабатывает потребность в постоянном самосовершенствовании.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в краеведческих и научно-исследовательских конференциях по русскому языку («Народные приметы в произведениях воронежских писателей и поэтов», «Топонимика воронежских деревень», «Звериные» фамилии города Воронежа»). На уроках по развитию речи при написании изложений, при обсуждении творчества писателей ребята легко определяют диалектные слова, понимают их значение, правильно используют.