Формирование коммуникативной (речевой) компетентности учащихся на основе литературного и лингвокраеведческого материала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:39, статья

Описание работы

Краеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая состоит в изучении фольклорных и языковых традиций родного края.
При изучении раздела «Лексикология» в 6 классе я провожу занятие «Удивительная наука – этимология», на котором знакомлю ребят с этимологическим словарем, статьями о происхождении названий растений нашей области. Чтобы показать уникальность русского языка на фоне языков народов–соседей и раскрыть пути взаимообогащения, прошу ребят найти в этимологическом словаре слова, заимствованные из тюркского языка. Занятие проходит интересно, учащиеся приобретают навыки работы со словарем, а на дом получают задание: собрать легенды о возникновении названия выбранного ребенком населенного пункта на карте Воронежской области. Анализируя названия населенных пунктов нашего края, дети приходят к выводу, что многовековое заселение Воронежского края привело к обилию топонимов разной языковой принадлежности.
Во время работы над изложением с творческим заданием, к примеру, учащимся предлагается изложить текст нашего земляка, публициста и краеведа, Василия Пескова, а также тексты Г.Н.Троепольского, И.Бунина, А.Платонова.
При изучении темы УНТ с большим интересом рассматриваются и собираются детьми малые жанры устного народного творчества воронежского края, как старинные (из воспоминаний близких родственников), так и современные. При изучении темы «Народные песни» нельзя не коснуться песен в исполнении Марии Мордасовой. Большой воспитательный потенциал кроется и в сказках воронежских сказительниц.
Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, моделирование беседы с информантом, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций и проектов и др.
Разнообразны и формы работы: тематические фольклорные праздники «Огоньки крестьянской речи», проведение экскурсий и ролевых игр «Посиделки», «Игры и считалки воронежского края», полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами.
Проектно-исследовательский метод предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений: планирование деятельности, поиск материала в литературных источниках, поиск материала в архивных источниках, отбор и систематизация материала, написание текстов научного и публицистического стиля, редактирование и совершенствоваине текстов, подготовка тезисов и докладов, публичное выступление.
Эффективными являются также методы, основанные на применении новых информационных технологий. Применение ИКТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта («Домашняя утварь» Лексика предметов быта и домашнего обихода. «Книга кулинарных секретов». Лексика обрядовой кухни). В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование и т.д.
Интерес к слову заставляет ребенка задуматься над собственной речью, своим словарным запасом и вырабатывает потребность в постоянном самосовершенствовании.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в краеведческих и научно-исследовательских конференциях по русскому языку («Народные приметы в произведениях воронежских писателей и поэтов», «Топонимика воронежских деревень», «Звериные» фамилии города Воронежа»). На уроках по развитию речи при написании изложений, при обсуждении творчества писателей ребята легко определяют диалектные слова, понимают их значение, правильно используют.

Работа содержит 1 файл

Формирование коммуникативной статья.doc

— 36.00 Кб (Скачать)


Азизбаева Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №36 им. И.Ф.Артамонова

Формирование коммуникативной (речевой) компетентности учащихся на основе литературного и лингвокраеведческого материала.

   Краеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая состоит в изучении фольклорных и языковых традиций родного края.

   При изучении раздела «Лексикология» в 6 классе я провожу занятие «Удивительная наука – этимология», на котором знакомлю ребят с этимологическим словарем, статьями о происхождении названий растений нашей области. Чтобы показать уникальность русского языка на фоне языков народов–соседей и раскрыть пути взаимообогащения, прошу ребят найти в этимологическом словаре слова, заимствованные из тюркского языка. Занятие проходит интересно, учащиеся приобретают навыки работы со словарем, а на дом получают задание: собрать легенды о возникновении названия выбранного ребенком населенного пункта на карте Воронежской области. Анализируя названия населенных пунктов нашего края, дети приходят к выводу, что многовековое заселение Воронежского края привело к обилию топонимов разной языковой принадлежности.

  Во время работы над изложением с творческим заданием, к примеру, учащимся предлагается изложить текст нашего земляка, публициста и краеведа, Василия Пескова, а также тексты Г.Н.Троепольского, И.Бунина, А.Платонова.

   При изучении темы УНТ с большим интересом рассматриваются и собираются детьми малые жанры устного народного творчества  воронежского края, как старинные (из воспоминаний близких родственников), так и современные. При изучении темы «Народные песни» нельзя не коснуться песен в исполнении Марии Мордасовой. Большой воспитательный потенциал кроется и в сказках воронежских сказительниц.

   Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, моделирование беседы с информантом, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций и проектов и др.



   Разнообразны и формы работы: тематические фольклорные праздники «Огоньки крестьянской речи», проведение экскурсий и ролевых игр «Посиделки», «Игры и считалки воронежского края», полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами.

   Проектно-исследовательский метод предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений: планирование деятельности, поиск материала в литературных источниках, поиск материала в архивных источниках, отбор и систематизация материала, написание текстов научного и публицистического стиля, редактирование и совершенствоваине текстов, подготовка тезисов и докладов, публичное выступление.

   Эффективными являются также методы, основанные на применении новых информационных технологий.   Применение ИКТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта («Домашняя утварь» Лексика предметов быта и домашнего обихода. «Книга кулинарных секретов». Лексика обрядовой кухни). В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование и т.д.

Интерес к слову заставляет ребенка задуматься над собственной речью, своим словарным запасом и вырабатывает потребность в постоянном самосовершенствовании.

  Мои ученики с удовольствием принимают участие в краеведческих и научно-исследовательских конференциях по русскому языку («Народные приметы в произведениях воронежских писателей и поэтов», «Топонимика воронежских деревень», «Звериные» фамилии города Воронежа»).  На уроках по развитию речи  при написании  изложений, при обсуждении творчества  писателей  ребята легко определяют диалектные слова, понимают их значение, правильно используют.



Информация о работе Формирование коммуникативной (речевой) компетентности учащихся на основе литературного и лингвокраеведческого материала