Формирование культурологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в ХХ веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то, что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    Культурология - одна из самых молодых наук. Она  возникла и оформилась как наука лишь в ХХ веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то, что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П.Н. Милюков, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский, Н.Ф. Федоров, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, а из продолжателей - С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева и др.

    Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

    Хотя  культурология и очень молодая  наука, но она имеет глубокие, еще  донаучные корни. В России вопросы  культурологии ставились и отчасти  решались в первую очередь в художественной  литературе, особенно в той, которую  принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М.А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

    Понятие культуры и ее место  в жизни общества 

    Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме  того, сложно назвать другое такое  слово, которое имело бы такое  множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее. И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150.       А. Моль в книге "Социодинамика культуры" (1968г.) насчитывает уже 250 определений.

    По  мнению П.С. Гуревича «Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи. Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами».

    В Малом Толковом Словаре Лопатина В.В.: «Культура – это совокупность моральных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительной работой. Уровень развития чего-либо, степень соответствия образцам. Просвещенность, образованность, воспитанность».

    И все же у всех существующих определений культуры есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.): «Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия».

    В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура»:

    - повседневный (или обыденный);

    - научный (специализированный)

    Рассмотрим  первый уровень – повседневный. По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

    - под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

    - во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)

    - в-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

    Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввиду  общепринятые и устоявшиеся формы жизни – обычаи, нормы, институты. И чаще слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья.

    В научном мире понятие, категорию  и термин "культура" анализируют  более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Скажем сразу, что западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тейлор (1832—1917), который определил ее как целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравственное право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.

    В настоящее время существует около 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

  1. Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляют (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
  2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
  3. Ценностные методы - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
  4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.
  5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
  6. Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
  7. Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязанность этих функций в ней.
  8. Семиотические методы - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
  9. Символические методы - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
  10. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры во множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
  11. Идеологические – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
  12. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
  13. Дидактические методы - рассматривают культуру, как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.
  14. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

    Периодизация  культуры 

       О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности. Цицерон впервые характеризует культурологию как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия; она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей – сеет только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай". Это высказывание Цицерона проясняет античное противопоставление культуры и варварства. Культура, согласно Цицерону, - это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия. Таков исходный пункт в трактовке культуры европейскими мыслителями, в котором выразилось своеобразие античного образа жизни.

       Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского  вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о ми­ре, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловеческой значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог). С романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

    В эпоху Возрождения бурно развивается международная торговля, все большее значения приобретают города. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Наступает период первоначального накопления капитала, развивается банковское дело. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся буржуазия. На первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям. Главным в новом гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность – « универсальный человек».

    Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости» включала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

    Новое время – эпоха, охватывающая в  европейской истории время с  конца XVI в. по начало XX в. – период интенсивного социального и культурного развития европейского общества, время становления  индустриального общества и господства буржуазной культуры. Новое время стало эпохой буржуазных революций: Нидерландская революция (1566 - 1609), протекавшая в форме национально-освободительной войны с Испанией – главной твердыней феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция (1640-1688) и Великая французская революция (1789-1794). Эти события определялись вовлечением широких народных масс, углублением материальной культуры, открытиями и достижениями науки. Развивающееся капиталистическое производство рождало потребность в научных исследованиях прикладного характера, лидером естествознания становится механика как наука о движении тел, важную методологическую роль сыграли успехи в математике.

    В свете новых мировоззренческих  установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.  

    Формирование  культурологии как  науки 

    Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века, выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности:

Информация о работе Формирование культурологии как науки