Формирование культурологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в ХХ веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то, что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

    - во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.

    - во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.

    - в-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

    Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами практики. Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.

    В Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы  на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивно-научным. Данный термин происходит от слова "позитивный", что в переводе с латыни означает "положительный". "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. Позитивизм как способ мышления ученого не нужно путать с позитивизмом как особым направлением в философии XIX-XX веков. При позитивно-научном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась "королевой наук". Соответственно, позитивно-научный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде.

    Подобные  объективные законы попытались выявить  и в истории культуры. Эта попытка  принадлежит ученым-этнографам XIX в. - представителям так называемой "эволюционистской школы". "Эволюционисты" стремились проследить изменение культуры различных народов, начиная с быта и оканчивая религиозными верованиями. Своеобразие позиции "эволюционизма" заключалось в том, что, с этой точки зрения, развитие культуры везде и всюду идет одинаковым путем и следует одним и тем же объективным законам. При этом дикость, варварство и цивилизация отличаются лишь мерой развития одной и той же культуры.

    Главой "эволюционистской школы" в этнографии был английский ученый Эдуард Бернетт Тейлор (1832 -1917). Он первым отнес этнографию к антропологическим наукам, и в англосаксонских странах антропологией до сих пор именуют весь комплекс наук о человеке. Наибольшую известность Тейлору принесла работа "Первобытная культуpa", опубликованная в 1871 г. Именно в ней Тейлор дал первое развернутое определение культуры, где лишь перечислил элементы духовной культуры, без которых невозможно стать человеком.

    Следующий шаг в утверждении позитивно-научного подхода к культуре связан с возникновением новой науки под названием "культурология". Именно середина XX в. ознаменовалась появлением такой новой науки и учебной дисциплины. Произошло это в Соединенных Штатах Америки, а автором данной идеи стал ученик известного американского антрополога Ф. Боаса - Лесли А. Уайт. Этот ученый известен тремя книгами с характерными названиями: "Наука и культура" (1949), "Эволюция культуры" (1959) и "Понятие культуры"(1973). Л.А. Уайта можно по праву считать "отцом" культурологии как самостоятельной науки. Ведь именно он поставил перед собой задачу обосновать отличие культурологии от других наук, и в первую очередь от популярных в XX в. социологии и психологии. Отдельный человек представлялся Уайту организмом, реагирующим на элементы культуры как на внешние стимулы. Поскольку человек, согласно Уайту, - это прежде всего организм и тело, а "тело" по-гречески "сома", то культуру он определил как "экстрасоматическую традицию". Указанное словосочетание по сути неологизм, составленный из греческих и латинских слов. Что касается сути, то культура здесь предстает в качестве внешней искусственной среды обитания людей, которая передается из поколения в поколение.

    В 50-е годы XX в. приходит осознание  того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир».

    Представления о культуре были расширены тем  интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру.

    Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма.

    Основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»:

    - появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

    - оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

    - духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;

    - разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;

    - первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тейлор;

    - соотношение понятий культура и цивилизация;

    - аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;

    - выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;

    - относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

    - включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;

    - распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

    От  вполне ограниченного, узкого понимания  культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки.

    Более того, к настоящему времени сформировался  и собственно культурологический метод  анализа, который используется не только в специализированных исследованиях  культуры, но и в других областях знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Перспективы развития культурологии как науки  и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

    Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы  социальных технологий по выработке  ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

    Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического  знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии.

    В-третьих, в сближении культурологии с  информатикой, при необходимости  понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, и информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников  

    1. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

    2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

    3. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

    4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

    5. Культурология. Краткий тематический словарь. Издательство «Феникс», 2001 г.

    6. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М., Издательство «Экзамен», 2002 г.

    7. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. М., Издательство «Альфа», 2001 г.

Информация о работе Формирование культурологии как науки