Формирование системы организационных ритуалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: усовершенствование системы организационных ритуалов.
Задачи исследования:
Дать определение организационной культуры и изучить ее элементы.
Рассмотреть понятие философии организации.
Дать определения организационного ритуала и системы организационных ритуалов.
Изучить функции ритуалов в организационной культуре.
Рассмотреть практическую реализацию различных групп ритуалов на примере сети универсамов «Пятерочка».
Проанализировать и дать рекомендации по усовершенствованию системы организационной культуры и организационных ритуалов сети универсамов «Пятерочка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
РИТУАЛОВ 6
1.1 Понятие организационной культуры и ее элементы -
1.2 Понятие системы организационных ритуалов 12
1.3 Функции ритуалов в организационной культуре 13
1.4 Группы ритуалов и их реализация на практике 13
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ
В СЕТИ УНИВЕРСАМОВ «ПЯТЕРОЧКА» 18
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия -
2.2 Практическая реализация различных групп ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка» 19
2.3 Анализ и рекомендации по усовершенствованию системы
организационной культуры и организационных ритуалов
в сети универсамов «Пятерочка» 21
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

!!!!!Формирование системы организационных ритуалов_курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Корпоративная культура («культура организации», «фирменная культура», «культура предпринимательства») — это набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, которые служат ориентирами поведения и действий персонала.

Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, обрядов, образцов поведения членов организации, выдержавших испытание временем. Культура придает единообразие совместным действиям людей, формирует общую для всех психологию.

Под ценностями понимаются свойства тех или иных предметов, процессов и явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для большинства членов организации, что позволяет им служить образцами, ориентирами, правилом поведения. К ценностям относятся цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива трудовая и профессиональная этика и пр.

Главные ценности, объединенные в систему, образуют философию организации. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению (стиль, мотивационные принципы, информационные ориентиры, порядок разрешения конфликтов), упорядочивает деятельность персонала на основе общих принципов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие универсальные правила поведения.

Обряд - повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу: чествование ветеранов, проводы на пенсию, посвящение в молодые рабочие.

Ритуал - совокупность мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на работников с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов.

Легенды и  мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, приукрашенные портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижают неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала в нужную сторону, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным.

Обычай есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений.

Нормы и стиль  поведения — отношение между работниками, внешним субъектам, осуществление управленческих действий, решение проблем. 

Лозунги - призывы, в краткой форме отражающие руководящие задачи, идеи. В форме лозунга часто формулируется миссия организации.

Традиции - ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее. Они бывают позитивными (доброжелательное отношение к новым сотрудникам) и негативными (дедовщина).

Менталитет - образ мышления работников, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов организации.  

 

1.2 Понятие системы организационных ритуалов

Одним из методов поддержания  организационной культуры является формирование системы организационных  ритуалов. В эту систему входят истории, легенды, мифы и обряды, связанные с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами [6, с. 65]. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и мифы, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения.

Ритуалы представляют собой  систему обрядов; даже определенные управленческие решения могут становиться  организационными обрядами, которые  работники интерпретируют как часть  организационной культуры. Такие  обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение, их соблюдение влияет на самоопределение и лояльность работников своей организации.

Ритуалы служат средством  для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.

 

1.3 Функции ритуалов в организационной культуре

Функции ритуалов в организационной  культуре:

  • Ритуалы являются средством сохранения и воспроизводства корпоративной культуры в условиях неизбежной смены поколений руководителей и рядовых работников.
  • Ритуалы укрепляют структуру предприятия.
  • Ритуалы демонстрируют, в чем заключаются интересы предприятия, что вознаграждается и что торжественно отмечается.
  • Ритуалы формируют и укрепляют приверженность работников своей организации.
  • Ритуал конкретизирует и поддерживает идеологические представления, превращая существующие социальные отношения в конвенциальные, стилизованные и предписанные нормы.

В ряду материалов, посвященных этой тематике, интерес вызывают публикации американского консультанта по менеджменту Нади Крылов, работающей в России с 1981 года. Ею выделены несколько групп ритуалов. Рассмотрим некоторые из них и покажем, как они реализуются на практике [7, с.1].

 

1.4 Группы ритуалов и их реализация на практике

 Ритуалы поощрения и признания

Юбилеи, празднования достижений, зачисление в список лучших, публичные  поощрения и т.д. призваны показать одобрение компанией чьего-то достижения или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценностей. Это могут быть вечеринки по поводу успешной реализации проекта, традиционные обеды в честь того, кто отличился или долго и продуктивно работает для компании. Ритуалы, выражающие признание, должны продемонстрировать, в чем заключаются интересы предприятия, какие достижения особо награждаются и отмечаются. Одним словом, эти ритуалы служат средством наглядной демонстрации ценностных ориентаций. Как показывают многочисленные исследования, заработная плата сейчас не играет ведущую роль в повышении производительности труда и улучшении качества товаров и услуг [8, с.203]. Гораздо большее влияние оказывают нематериальные факторы (правда, только в том случае, если сотрудник в целом удовлетворен зарплатой). В распоряжении руководителей существует широкий набор методов нематериального стимулирования, которые могут использоваться для поощрения высоких рабочих результатов, для закрепления желательных образцов поведения и нужного отношения к делу. Такими ритуалами могут быть вручение диплома, вручение подарка, присвоение звания «сотрудник месяца» и пр. Кроме поощрения работников и закрепления у них желательных образцов поведения, такие акции выполняют еще одну очень важную функцию – формирование и укрепление приверженности работников своей организации. Можно привести такой образец.

 

 Ритуалы интеграции

Такими ритуалами можно  назвать действия, которые собирают служащих компании вместе и помогают им осознавать, что между ними есть общее. В контексте работы – это конференции, семинары, деловые игры, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом. Чтобы вывести общение руководителей и рядовых служащих за формальные рамки служебных отношений, в «НИКойле» проводят соревнования по настольному теннису, шахматам, армрестлингу, мини-футболу, офисному гольфу и дартсу [3, с.1]. Начальники и подчиненные, поставленные в равные условия спортивных состязаний, лучше узнают человеческие качества друг друга. Для менеджеров среднего и младшего звена организованы семинары, в ходе которых сотрудники знакомятся с принципами стратегического менеджмента. В качестве особого ритуала, но в этой же главе, следует выделить исполнение гимна компании. Это является мощнейшим средством консолидации коллектива людей в монолитную общность, принимающую общие ценности и идеалы. Необходимость и возможность использования гимна определяется, прежде всего, готовностью входящих в нее членов поступаться в рамках организации эгоистическими интересами личности ради достижения общей цели и их способностью к внутренней интеграции этой цели и установок как своих собственных. Если система управления компанией построена таким образом, что она намерена и способна реализовать эту задачу, одним из средств закрепления производственных отношений может выступить гимн компании и ритуал, связанный с его исполнением.

 

 Ритуал найма служащих

Прием на работу – это  не просто процедура собеседования  и оформления трудового договора, а действие, символизирующее отношение  фирмы к своим будущим работникам, общий стиль отношений в организации, демонстрация новичку, что в действительности ценится в компании. Эти ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций компании. Такими ритуалами могут быть торжественное посвящение в сотрудники, встреча с первым лицом компании, представление всем работникам, посещение музея компании, торжественное поздравление с окончанием испытательного срока и пр. Внедрение в новую культуру – процесс сложный и зачастую болезненный. Надо не просто понять все тонкости, но и проникнуться ими. Адаптация (в западных фирмах используется термин induction, т.е. введение в должность) – одна из самых нелегких задач после прихода на новое место. Желательно заранее разработать ритуал вхождения в коллектив нового сотрудника. В некоторых организациях с развитой организационной культурой создается специальная адаптационная служба, включающая наставничество. Через нее происходит не только адаптация к коллективу, но и вхождение в организационную культуру, ее нормы, обычаи, традиции и, в конечном счете, «подстройка» личности к требованиям имеющейся социальной структуры. Например, в ТНК-ВР (крупнейшей нефтяной компании России) существует адаптационная программа, ориентированная на новых сотрудников [10, с. 4]. На специальных семинарах высшее руководство регулярно представляет им философию бизнеса и объясняет правила, обеспечивающие благоприятное существование в коллективе. В некоторых компаниях специально проводятся адаптационные тренинги, экскурсии по фирме, знакомство с ведущими менеджерами и прочие мероприятия аналогичного назначения. Главное условие – новый сотрудник не должен оказаться в условиях информационного голода или получать неверную информацию. На стадии адаптации происходит приспособление и согласование ожиданий с реальностью. Некоторые авторы отмечают, что, чтобы вдохновить новых работников философией, целями и политикой компании, необходимо затратить около восьми месяцев. Знакомство с корпоративной культурой начинается с изучения истории компании. В крупных фирмах, особенно международных, этому отводится значительное место. Татьяна Щербань, начальник управления по работе с персоналом компании Ericsson, рассказывает об опыте своей организации [3, с. 2]: «Новый сотрудник вначале знакомится с нашей историей, с бизнесом в глобальном и региональном аспектах, а также получает другую информацию, которая позволяет ему сориентироваться, какое место его подразделение занимает в бизнес-процессе компании».

 

Шведская фирма IKEA проводит для новых сотрудников обязательные семинары об истории создания фирмы, даже в название которой положены инициалы и место рождения предпринимателя [11, с. 2]. Семинар включает поездку на его родину, с тем, чтобы, увидев небогатую землю и тяжелый труд людей, новички могли усвоить ценности бережливости, простоты, естественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ

В СЕТИ УНИВЕРСАМОВ «ПЯТЕРОЧКА»

2.1 Общая характеристика  деятельности предприятия

 «Пятерочка» — федеральная сеть формата «мягкий дискаунтер», находящая под управлением X5 Retail Group [12, с. 1]. «Пятерочка» охватывает своими магазинами Москву, Санкт-Петербург и другие регионы европейской части России и Урала. Это около 1500 удобно расположенных магазинов для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса. Магазины сети предлагают сбалансированный ассортимент качественных товаров по низким ценам и пользуются большой популярностью у людей с умеренным достатком.

 «Пятерочка» основана в январе 1999 года. К началу 2000 года компания насчитывала 17 магазинов с оборотом в $35 млн.

В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада». В июле 2001 года «Пятерочка» открыла первый универсам экономического класса в Москве.

По результатам 2002 г. «Пятерочка»  осталась признанным лидером среди  розничных сетей России. На конце 2002 г. количество дискаунтеров составило 142. В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с $212 млн. до $430 млн.

В 2003 г. «Пятерочка» существенно  увеличила скорость роста своей сети магазинов, сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот «Пятерочки» в 2003 г. превысил $933 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более $400 млн. В 2003 г. в универсамах «Пятерочка» было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем «Пятерочки» дважды.

По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице — «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний.

В мае 2005 г. «Пятерочка»  успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005 г. составил $2,084 млрд. — это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов «Пятерочка» превысило 200 млн. человек. В 2005 г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» (18 магазинов ) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов).

Информация о работе Формирование системы организационных ритуалов