Формирование и развитие бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………... 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы……………… 7
1.2 Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета…………………………………………………………………………14
1.3 Сбалансированность и механизм регулирования государственного бюджета ………………………………………………….22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………......... 34
2.1 Структура и динамика бюджетной системы Российской Федерации……. 34
2.2 Специфика формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….43
2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….49
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….. 62
3.1 Проблемы и перспективы формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации в кратко - и среднесрочной перспективе……………. 62
3.2 Проблемы формирования и развития бюджетной системы в Российской Федерации долгосрочной перспективе…………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..94

Работа содержит 1 файл

Текст диплома.docx

— 322.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………... 7

1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы……………… 7

1.2 Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета…………………………………………………………………………14

1.3 Сбалансированность и механизм регулирования государственного бюджета ………………………………………………….22

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………......... 34

2.1 Структура и динамика бюджетной системы Российской Федерации……. 34

2.2 Специфика формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….43

2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….49

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….. 62

3.1 Проблемы и перспективы формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации в кратко - и среднесрочной перспективе……………. 62

3.2 Проблемы формирования и развития бюджетной системы в Российской Федерации долгосрочной перспективе…………………………………………. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..94

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении всего времени становления и развития демократического государства с рыночной экономикой в Российской Федерации были приняты и использованы самые разнообразные модели и программы, направленные на повышение качества жизни населения, укрепление национальной валюты, развитие предпринимательства. Но в независимости от того, какой именно была та или иная концепция развития - от экстенсивной до инновационной - опиралась она неизменно на одно, а именно, на средства её исполнения. Такие средства по определению заключены в бюджете государства, что делает его универсальным, долгосрочным и самым надежным инструментом планирования и оценки. Таким образом, многогранность функций и задач бюджетной системы делает её привлекательным объектом для анализа и изучения - данная позиция определяет актуальность дипломной работы.

Вследствие того, что само понятие бюджетной системы активно используется в своей работе финансовыми и экономическими органами правительства, степень изученности данного понятия весьма высока. Наибольший вклад в анализ бюджетной системы России и понимание методов её функционирования внес Поляк Г.Б., автор более 40 монографий и учебников, посвященных государственным и муниципальным финансам. Также следует отметить значительные наработки в этой области Беленчука А.А., Афанасьева М.П., Александрова И.М. Исследованиями перспектив формирования бюджетной системы занимались Швецов Ю.Г., Трифонова О.М., Гусев С.И. Именно поэтому назначение моей работы не состояло в исследовании лишь теоретических вопросов составления и функционирования государственного финансового плана.

Целью дипломной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.

Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

      • рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
      • обозначить функции бюджетной системы, а также структуру государственного бюджета;
      • проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
      • рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
      • отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
      • выдвинуть основные направления совершенствования бюджетной системы России;
      • описать проблемы и перспективы функционирования бюджетного механизма в кратко - и среднесрочной перспективе;
      • дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.

Объектом работы является бюджетная система, её финансовая сторона, а также вообще бюджет как главное средство фискальной политики.

Предметом выступают социально-экономические взаимоотношения, возникающие внутри государственных органов, а также между государственными органами и другими субъектами экономики по поводу составления, контроля, анализа, исполнения бюджета, формирования бюджетной системы и прогнозирования макроэкономических показателей, связанных с федеральными, региональными и муниципальными финансами.

Теоретико-методологической базой исследования являются, в большинстве своем периодические издания, а также статьи в научных сборниках, посвященных финансам государства, так как лишь периодика может предоставить актуальные данные касательно бюджета и бюджетной системы. Также, однако, были использованы учебные пособия - в основном, для теоретического обоснования и закрепления используемых понятий. Основным источником конкретных макроэкономических финансовых показателей является официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

Нормативно-правовой базой выступил Бюджетный кодекс Российской Федерации.

бюджетная система российская бюджет

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы

 

Рассмотрение бюджетной системы, её сущности, невозможно без предварительного анализа термина "бюджет". Нужно отметить, что целенаправленное социально-экономическое развитие государства не может успешно осуществляться без образования различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). "Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления". [1]

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. [8] Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Также большое значение принадлежит социальной функции государственного бюджета. В бюджетах всех промышленно развитых зарубежных стран наблюдается значительный рост затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы: расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и o6ecпечение. Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

  • принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  • принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  • принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  • принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

  1. составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.
  2. формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
  3. с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  4. бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. [11]

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства (обслуживание международного кредита, возврат кредитов, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование государственной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
  2. государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
  3. на современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  4. государственный бюджет играет также немаловажную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной (средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения) и безвозвратной основе.
  5. основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов.
  6. государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
  7. государственный бюджет важен в финансировании общегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований.

Информация о работе Формирование и развитие бюджетной системы РФ