Формирование и развитие бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………... 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы……………… 7
1.2 Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета…………………………………………………………………………14
1.3 Сбалансированность и механизм регулирования государственного бюджета ………………………………………………….22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………......... 34
2.1 Структура и динамика бюджетной системы Российской Федерации……. 34
2.2 Специфика формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….43
2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….49
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….. 62
3.1 Проблемы и перспективы формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации в кратко - и среднесрочной перспективе……………. 62
3.2 Проблемы формирования и развития бюджетной системы в Российской Федерации долгосрочной перспективе…………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..94

Работа содержит 1 файл

Текст диплома.docx

— 322.95 Кб (Скачать)

Получает развитие практика бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования обеспечивается корреляция докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований . Каждая программа предусматривает конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Повышается эффективность управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Обеспечение надежности размещения средств этих фондов остается безусловным приоритетом. В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует расширить состав активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надежных эмитентов. Расширяется практика учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Межбюджетные отношения развиваются на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов.

Налоговая политика, обеспечивая необходимый для выполнения обязательств объем бюджетных доходов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда. Одновременно следует создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование. При определении возможностей, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но, прежде всего, их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы. [21]

Целесообразно учитывать при исчислении налога на прибыль организаций произведенные расходы на цели образования с учетом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций. Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах. В условиях необходимости модернизации экономики требуется либерализация амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе расширение возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования, и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимо совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.

По-прежнему сохраняет актуальность задача внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации поправок, направленных на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов, а сам контроль должен применяться преимущественно к крупным налогоплательщикам и операциям. Должны быть четко определены перечень контролируемых сделок, перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, механизм и методы определения цен для целей налогообложения.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. Прежде всего, необходимо дифференцировать ставки акциза на моторное топливо, имея в виду установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо. Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела, включая глубокую переработку углеводородного сырья.

Безусловное исполнение действующих расходных обязательств, реализация уже принятых решений - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации. Если необходимость или целесообразность таких обязательств утрачена, то изменения в акты, определяющие эти обязательства и их объем, должны вноситься своевременно, до представления проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Для полноценного использования преимуществ трехлетнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в утвержденный бюджет, что позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств. Решения по увеличению действующих или установлению новых расходных обязательств должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений.

Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры. Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда, которая рассматривается в современных условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации как эффективный инструмент обеспечения выполнения государственных обязательств по повышению качества оказываемых бесплатных социальных услуг. Увеличение расходов на реализацию действующих и принятие новых федеральных целевых программ предусматриваются следующим приоритетным направлениям.

Предусматриваются ассигнования на новую крупномасштабную федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы Российской Федерации". В рамках этого направления должна начаться реализация федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (2009-2015)", а также должны быть увеличены ассигнования на реализацию федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".

Второе направление - поддержка современных технологий и инноваций. В его рамках должны быть реализованы федеральные целевые программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг., а также увеличены ассигнования на реализацию Федеральной космической программы. Важнейшими приоритетами должны стать формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного развития. Предусматриваются необходимые средства для проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. На развитие ресурсного потенциала будет направлена федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса". Существенный вклад в развитие регионов также внесут мероприятия по подготовке проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи и форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" во Владивостоке в 2012 г.

Сформированные к настоящему времени принципы и механизмы бюджетного федерализма и финансовых основ местного самоуправления обеспечивают необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности органов публичной власти всех уровней, проведения ими ответственной бюджетной политики и совершенствования управления общественными финансами. Исходя из этого политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов. Ее основной целью является повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета. В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости оказания бюджетных услуг в регионах Российской Федерации при распределении субсидий учитывается уровень бюджетной обеспеченности регионов. [12]

Одновременно поэтапно сокращается доля средств, предусматриваемых в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на компенсационные меры. В условиях существенного роста налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации сохранение существующей доли таких средств на неопределенный срок, по сути, означает снижение финансовой поддержки регионов с объективно низким уровнем бюджетной обеспеченности. Задача внедрения передовых принципов организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях решается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную политику в соответствующей сфере. При оценке качества управления региональными финансами учитывается доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации, формируемая в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Усиливаются стимулы к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. Условиями, обеспечивающими надлежащее качество финансового менеджмента, могут быть расширение бюджетных возможностей для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в которых качество финансового управления не обеспечивает реализацию прав граждан на услуги и гарантии, предоставляемые органами государственной власти. Осуществляется мониторинг и составляется рейтинг качества финансового управления в субъектах Российской Федерации. Для муниципальных образований в субъектах Российской Федерации должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов.

В этих целях продолжается проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов. Таким образом, современная бюджетная политика направлена на повышение результативности условий всей бюджетной системы, включая федеральный, региональные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В целом, все вышеперечисленные направления: развитие и внедрение инноваций, усовершенствование пенсионного и налогового режима, развитие предпринимательства и т.п. - должны коррелировать с одним базовым принципом: бюджетная система как механизм регулирования отношений субъектов экономики должен использоваться во всей той полноте, которая присутствует в его конституционном описании. Ситуация, при которой деятельность "подгоняется" под плановый бюджет, когда муниципальные органы не в силах донести до центра собственные идеи о формировании и исполнении бюджета и, тем более, воплотить их в жизнь, способна парализовать не только осуществление инновационных федеральных программ, но и свести на нет уже существующие наработки и достижения.

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Проблемы и перспективы формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации в кратко - и среднесрочной перспективе

 

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. [30]

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Бюджет 2012-2014 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

Информация о работе Формирование и развитие бюджетной системы РФ