Формирование и развитие бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………... 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы……………… 7
1.2 Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета…………………………………………………………………………14
1.3 Сбалансированность и механизм регулирования государственного бюджета ………………………………………………….22
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………......... 34
2.1 Структура и динамика бюджетной системы Российской Федерации……. 34
2.2 Специфика формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….43
2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации ………………………………………………….49
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….. 62
3.1 Проблемы и перспективы формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации в кратко - и среднесрочной перспективе……………. 62
3.2 Проблемы формирования и развития бюджетной системы в Российской Федерации долгосрочной перспективе…………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..94

Работа содержит 1 файл

Текст диплома.docx

— 322.95 Кб (Скачать)

Подводя итог основным перспективам и направлениям развития бюджетной системы в долгосрочной перспективе, хочется отметить особую значимость реформирования налоговой системы. Важность данного процесса вызвана тем, что налоги способны оказывать как стимулирующее, так и дестимулирующее воздействие практически на все сферы экономики. Будучи крупной статьей доходов, налоги, тем не менее, не должны рассматриваться государством как регулятор, доступный для чрезмерных спекуляций, так как непостоянство налоговой системы способствует расширению теневой экономики. В итоге получается ситуация, когда государство в целях повышения доходной части бюджета чрезмерно повышает налоговые ставки, хозяйствующие субъекты, не желая мириться с завышенным налоговым бременем, отходят от законных форм налогообложения, и в итоге государство, вопреки всем своим ожиданиям и намерениям, недополучает гораздо больше, чем могло бы потерять от недостаточно высоких налогов. Такая ситуация очень быстро может превратиться в циклическую зависимость, когда поочередно используются контрмеры, лишь эскалирующие дефицит бюджета.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Благодаря анализу теоретического и статистического материала, а также использованию ретроспективного метода, мною была выполнена поставленная цель - бюджетная система Российской федерации была рассмотрена с позиций статики и динамики, даны оценки мерам, осуществляемым государством при проведении фискальной политики, выдвинуты гипотезы о развитии бюджетной системы в кратко-, средне - и долгосрочной перспективе. Всё это позволило сделать следующие выводы.

Во-первых, бюджет, а точнее его использование, оказывает влияние на абсолютно все сферы жизни общества, именно поэтому бюджетная система, являясь совокупностью бюджетов различных уровней, представляется центральным звеном финансовой системы государства.

Бюджетная система создается и функционирует при участии большого количества социальных групп и сторон, поэтому ей свойственно наличие большого круга функций, равно как и задач, значимость решения которых невозможно переоценить.

Во-вторых, сбалансированность государственного бюджета играет решающую роль при выявлении ресурсов и запасов, необходимых для исполнения государством своих обязательств. Даже прогрессивная и быстро окупаемая модель инвестирования со стороны государства может быть парализована несбалансированностью бюджета.

В-третьих, нефтегазовые доходы и межбюджетные трансферты в, соответственно, доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации занимают первые строчки, что говорит об экстенсивной концепции экономического роста и нерентабельной деятельности регионов. При положительной динамике существует всё ещё чрезмерная зависимость регионов от дотаций из центра, в то время как федеральный бюджет напрямую зависит от цен и спроса на сырье. Данные факторы делают макроэкономическую ситуацию в стране малоконтролируемой и малопрогнозируемой.

Также следует отметить, что, зачастую, функции бюджета как средства повышения конкурентоспособности отдельного субъекта используются далеко не с той полнотой, с которой таковые изложены в Конституции. Данная ситуация приводит к навязыванию "плановых" интересов, то есть реальная ситуация подстраивается под уже существующий план, а не выступает базисом для его составления.

Проводя аналогии, правомерным будет заметить, что профицитность бюджета государства, равно как и профицитность бюджета любого другого субъекта экономических отношений, напрямую зависит от рентабельности, срока окупаемости и рисковости финансовых вложений. Для России пока не свойственна ситуация, при которой государство инвестировало бы средства в наиболее перспективные или прибыльные сферы экономики, что приводит к нецелевому и неграмотному расходованию бюджетных средств.

Связующим звеном вышеуказанных проблем является далекая от равновесия по параметру "размер ставок - размер поступлений" Налоговая система России. Завышенные налоговые ставки, а также общее количество необходимых к уплате налогов отнюдь не является залогом увеличения поступлений средств в казну, вынуждая предприятия либо признавать себя нерентабельными и закрываться, либо использовать мошеннические схемы ухода от уплаты налогов.

Вышеперечисленные заключения помогли выработать следующие рекомендации по повышению качества функционирования бюджетной системы России. Для начала, баланс бюджета должен проводиться антициклически, а не проциклически, иначе говоря, стоит уйти от использования мер, которые, по сути, являются разными сторонами одного и того же процесса и в долгосрочной перспективе лишь усиливают отрицательные тенденции, и перейти к комплексу мер, действие которых не столь очевидно в краткосрочной перспективе, но способствует невозобновлению рецессии в будущем. К таким мерам можно отнести снижение налогов с период спада и искусственное формирование дефицита.

Далее, необходимо провести целостное изменение модели распределения ресурсов, осуществлять периодические проверки регионов на предмет использования дотируемых средств, тем самым постепенно снижая размер межбюджетных трансфертов и приводя экономику субъектов федерации к состоянию самоокупаемости. Снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме поможет избавиться экономике страны от негативной и необоснованно высокой зависимости от политической и социально-экономической ситуации в странах, импортирующих нефтепродукты. Это возможно при проведении политики, направленной на расширение сферы услуг и активном инвестировании в инновационные проекты.

Несмотря на вышеуказанный аспект, стоит, тем не менее, предоставлять регионам больше возможностей в выборе вариантов расходования финансовых средств, включать в прогнозную часть данные, созданные не на уровне центра, а в статистических и экономических учреждениях субъектов федерации.

И в заключение, налоговые ставки следует устанавливать на таком уровне, чтобы малое и среднее предпринимательство имело возможность развиваться даже в кризисные периоды. Тем не менее, их уровень должен обеспечивать запланированный уровень поступлений и формирования доходной части бюджета.

Претворение в жизнь вышеуказанных норм в совокупности с повсеместной реализацией регионами своих конституционных прав в области бюджетного планирования и обновления правовой системы в целях актуализации юридических основ бюджетных инноваций позволит не только исполнять государством свои базовые функции, но и обоснованно планировать расширение целевых федеральных программ.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 31 июля 1998г.]: офиц. текст: действующая ред. - М.: Экзамен, 2009. - 223 с.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 годах // Финансы. - 2009. - №7. - С.3-9.
  3. Агапова, Т.А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России / Т.А. Агапова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2010. - N 3. - С.70-79.
  4. Анисимов, С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов / С.А. Анисимов // Финансы. - 2002. - N 12. - С.31-33.
  5. Анофрикова, Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства / Е.Э. Ановрикова // Вестник НГУ. Сер. Соц. - экон. науки. - 2007. - Т.7, вып.2. - С.172-177.
  6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Высшее образование, 2009. - 455 с.
  7. Болонин, А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе / А.Н. Болонин // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.9-12.
  8. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин; под общей ред. Т.М. Ковалёвой - М.: Кнорус, 2009. - 208 с.
  9. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская - М.: Юрайт, 2010. - 615 с.
  10. Бюджетное устройство в Российской Федерации: учеб. Пособие / под ред. Сидоровича О.А. - М.: Феникс, 2009. - 536 с.
  11. Виницина, В.В. Особенности бюджетной системы России / В.В. Виницина // ЭКО. - 2008. - N 1. - С.120-129.
  12. Вопросы оптимизации расходов региональных бюджетов / А. Лавров, А. Бараховский, Е. Дмитришина, В. Климанов // Экономист. - 2002. - N 11. - С.59-66.
  13. Гавриленков, Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики / Е. Гавриленко // Вопросы экономики. - 2004. - №4. - С.29-31.
  14. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 276 с.
  15. Гурвич, Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие / Е.Т. Гуревич // Экономический вестник. - 2008. - №1. - С.12-15.
  16. Дворкович, А. Государственная финансовая политика в 2010 году / А. Дворкович, Е. Шарипова // Вопросы экономики. - 2010. - №4. - С.22-26.
  17. Джамурзаев, Ю.Д. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становления бюджетного федерализма / Ю.Д. Джамурзаев // Управление экономическими системами. - 2008. - №8. - С.8-12.
  18. Доходы и расходы федерального бюджета [электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://info. minfin.ru
  19. Ергодоева, О.Б. О механизме финансирования программ развития муниципальных социально-значимых организаций // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. URL: http://www.izvestia. isea.ru (дата обращения 24.05.2012).
  20. Казанцев, С.В. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.В. Казанцев // ЭКО. - 2008. - N 11. - С. 19-40.
  21. Казанцев, С.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2008-2010 гг. / С.В. Казанцев // Регион: экономика и социология. - 2007. - N 3. - С.92-102.
  22. Лебеда, Г. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования / Г. Лебеда // Теория и практика управления. - 2005. - №4. - С.14-16.
  23. Митина, Н.Л. Особенности формирования бюджетов городских округов / Н.Л. Митина // Финансы. - 2010. - N 4. - С. 20-24.
  24. Папело, В.Н. Государственные и муниципальные финансы / В.Н. Папело, О.Д. Мельникова, С.Н. Мартынов. - Новосибирск: СибАГС, 2009. - 271 с.
  25. Проскура, Д.В. Особенности формирования информационного пространства в регионах России через распространение телекоммуникационных услуг [Электронный ресурс] / Д.В. Проскура // Теория и практика общественного развития. - 2009. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru
  26. Самаруха, А.В. Реализация антикризисных мероприятий на уровне муниципальных образований [Электронный ресурс] / А.В. Самаруха // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2010. - Режим доступа: http://www.izvestia. isea.ru
  27. Финансовая политика: учеб. Пособие / П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред.П.М. Чорбы - М.: Граница, 2010. - 288 с.
  28. Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Гавриловой А.Н. - М.: "Мнорус", 2007. - 608 с.
  29. Флербе, М. За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния [Электронный ресурс] / М. Флербе // Вопросы экономики. - 2010. - Режим доступа: http://www.vopreco.ru
  30. Шапиро, А.И. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации / А.И. Шапиро, А.В. Евстратов // Вопросы экономики и менеджмента; сб. матер. Всеросс. заочн. науч. - практ. конф. - Новосибирск: 2012. - С.44 - 47.

Информация о работе Формирование и развитие бюджетной системы РФ