Характерные черты мировой культуры: исторические жанры её развития и функционирования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Термин "культура" в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины XVIII в. Но этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание, улучшение. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.

Термин "культура" изначально многозначен. Столь же многозначно и емко понятие культуры. В значении самостоятельного понятия культура появилась в трудах немецкого юриста второй половины XVII в. С. Пуфендорфа. Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека.
Цель: дать целостное представление о сущности и эволюции мирового культурного процесса.

Содержание

Введение 3

Материальная и духовная культура. 4

Функции культуры 5

Характеристика культуры Древнего Востока. 6

Культура Египта 7

Культура Месопотамии 8

Культура Индии 10

Культура Китая 11

Культура Древней Греции 12

Культура Древнего Рима 13

Культура славянской древности 16

Культура народов Северной Америки 17

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Пензенский государственный университет.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

Пензенский  государственный университет

Кафедра ИнОУП 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

Характерные черты мировой культуры: исторические жанры её развития и функционирования.

по дисциплине «культурология» 
 
 
 

Выполнила студентка группы 10ЗВД31

Алёхина Д.В.

Проверил  доцент:

Капезина  Т.Т. 

2010

Содержание

Введение 3

Материальная и духовная культура. 4

Функции культуры 5

Характеристика культуры Древнего Востока. 6

Культура Египта 7

Культура Месопотамии 8

Культура Индии 10

Культура Китая 11

Культура Древней Греции 12

Культура Древнего Рима 13

Культура славянской древности 16

Культура народов Северной Америки 17

Заключение 19

Список используемой литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

    Термин "культура" в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины XVIII в. Но этимология термина «культура» восходит к латинскому culturaобработка, возделывание, улучшение. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.

    Термин "культура" изначально многозначен. Столь же многозначно и емко понятие культуры. В значении самостоятельного понятия культура появилась в трудах немецкого юриста второй половины XVII в. С. Пуфендорфа. Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека.

    Как самостоятельное явление социальной жизни, требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители выделили культуру как явление, которое противостоит естественной среде, естественной природе.

    Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека.

    В конце XIX века немецкий экономист и философ К. Маркс основываясь на материалистическом понимании истории, расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Маркс обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс [1].

    В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура — такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Так возникает теория культурного релятивизма (М.Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек — мир». Мировая культура -  синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций  до наших дней. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.  Своеобразие национальной культуры проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна.

    Цель: дать целостное представление о сущности и эволюции мирового культурного процесса.

Материальная  и духовная культура.

     Культура  очень сложный социальный феномен, имеющий отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура — это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их

    существования. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. Культура сложная многоуровневая система. Необходимо обратить внимание на особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, она диффузна, границы культурных явлений широки и неопределенны. Поэтому деление культуры на виды и роды достаточно условно. Но оно существует, и его необходимо знать. Наиболее известное деление культуры основывается на многообразии человеческой деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную культуры.

    В материальную культуру входят:  культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура.

    Духовная  культура включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру,  нравственную, правовую, педагогическую, религиозную. Художественная культура выступает как особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживание и тому подобное). Художественная культура имеет, как правило, изобразительный характер.

  Функции культуры

    В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора:

    - деятельность общественного человека, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей;

    - возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях;

    - процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.

    В этом диалектическом триединстве основным полюсом сосредоточения творческих сил создающего и потребляющего  культурные ценности человека и одновременно высшим смыслом и целью движения культуры выступает именно развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей и дарований, его духовного мира

    .Сложная  структура культуры определяет  и разнообразие ее функций  в жизни общества. Культура  выполняет  множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций. Необходимо знать основные функции культуры:

    -  человекотворческая или гуманистическая,  — ее справедливо назвать главной или основной, так как все остальные тесно связаны с ней или вытекают из нее. Это функция формирования самого человека, его духовности;

    -  трансляции (передачи) социального  опыта или информационная. Это функция исторической преемственности;

    -  познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;

    -  регулятивная (нормативная) — дает  установки, нормы и правила  поведения. Поддерживается моралью  и правом;

    - семиотическая (знаковая) — дает  возможность овладеть знаковой  системой той или иной культуры, а значит, понимать культуру и  свободно жить в ней. Язык  — важнейший знак культуры. Специфические  языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т. п.;

    - ценностная (аксиологическая) —  формирует у человека вполне  определенные ценностные потребности  и ориентации.

    Нами  рассмотрены лишь основные функции  культуры. Особое внимание следует  обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции.

     Характеристика  культуры Древнего Востока. 

     История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних  цивилизаций у Месопотамии и  Египте (IV - III тыс. до н. э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.

     Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь  там, где были благоприятные природные  условия. Именно благоприятные природные  условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что  именно в долинах рек Тигру, Евфрату  и Нилу сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах  рек Хуанхэ, та Янцзы в Китае, Инду и Гангу в Индии.

     В древних цивилизациях и их культурах  еще много нерозшифрованого, неизученного [1].

     Культура  Египта

     Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІV тыс. до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.

     Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 17—л до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 л до н э). Соответственно выделяют и три  периода в развитии его культуры.

     Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки  культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена  та Микерина, сфинксы фараона Хефрена  в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ  и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет  себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно  необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов.

     Древние египтяне обожествляли природу и  земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись  целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным  среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом  или же тельцом. Фараон считался "сыном  солнца" с этим связанные и  почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение  в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от влады времени  и земной реальности. В скульптурах  он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.

     В Новом Царстве расцвела архитектура  храмов. В то же время широко проводилось  сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре  и Карнаке недалеко от Фив.

     Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных  колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей  краской из золотыми звездами, и  создавалось впечатление, как будто  бы человек вечером в лесу наблюдает  звездное небо.

     Очень интересны росписи гробниц у  Фивах, которые впечатляют своей  пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

     Значительные  достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели  предвидеть затмение солнца, другие явления  природы, особенно периоды разлива  Нила, от которых зависело везение  системы орошения полей.

Информация о работе Характерные черты мировой культуры: исторические жанры её развития и функционирования.