Характерные черты мировой культуры: исторические жанры её развития и функционирования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Термин "культура" в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины XVIII в. Но этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание, улучшение. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.

Термин "культура" изначально многозначен. Столь же многозначно и емко понятие культуры. В значении самостоятельного понятия культура появилась в трудах немецкого юриста второй половины XVII в. С. Пуфендорфа. Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека.
Цель: дать целостное представление о сущности и эволюции мирового культурного процесса.

Содержание

Введение 3

Материальная и духовная культура. 4

Функции культуры 5

Характеристика культуры Древнего Востока. 6

Культура Египта 7

Культура Месопотамии 8

Культура Индии 10

Культура Китая 11

Культура Древней Греции 12

Культура Древнего Рима 13

Культура славянской древности 16

Культура народов Северной Америки 17

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Пензенский государственный университет.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

      Римская архитектура испытала сильное влияние  этрусской и особенно греческой  архитектуры. В своих, сооружениях  римляне стремились подчеркнуть  идею силы, мощи, величия, для них  характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а зданий и  сооружений для практических нужд.

      Римские архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

      Одно  из величайших достижений римской культуры — литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н. э. — 14 н. э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный Августа — Гай Цильний Меценат (?—8 до н. э.), чье имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената — замечательные поэты Вергилий (70—19 до н. э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65—8 до н. э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

      Немного позже творил еще один знаменитый римский поэт — Овидий (43 до н. э.— 18 н. э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» — поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упреков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения:

      В период принципата во многих городах  империи развивается крупное  строительство — создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I—II вв. н. э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей — самый большой амфитеатр Античного мира

      В IV в. начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

      Новые художественные черты яснее всего  выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности [4].

Культура славянской древности

     Древние славяне были людьми ведической культуры.Древнюю славянскую религию правильнее именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» — однокоренное с русским «знать», «ведать». Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня, — верованиям Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

      Сокровища устной культуры — народные песни, сказки, былины, духовные стихи — начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в. К середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев (1826—1871) смог осуществить публикацию сначала сборника «Народных русских сказок» (1855—1864), а затем обобщающего труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). В 1860—1874 гг. выходила в свет десятитомная публикация «Песен, собранных Кириевским», посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского (1808—1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и исторических песен, былин, сказок.

Подвижническую  работу в этом направлении проводили  этнограф П.И. Якушкин (1822—1872), поэт Н.М. Языков (1803—1847), идеолог славянофилов А. С. Хомяков (1804—1860).

      Во  второй половине XIX—XX вв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки.

Почитание женских предков связано с  широким распространением материнских культов. От Франции и до Байкала повсеместно встречаются каменные фигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получивших название палеолитических вечер и служивших атрибутами магии плодородия. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической смысловой нагрузки и символики. Вместе с тем они приобретают некую единую функцию — становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек (Хозяйка Медной горы в сказе Бажова), бабушек, матерей (например, Мать Индии или Матерь Сва, птица покровительница Руси, инкарнация Великой Матери). Женские культы, в какой бы модификации они ни встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: либо они олицетворяют мир любви небесной (Иштар, Астарта, Афродита, Венера, славянская Леля), либо — земной (Гея, Юнона, славянская Мать Сыра Земля).

Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. «Прежде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми  гадааху погани сущи». Обычно, основываясь  на этих словах, написанных в IX в. болгарским монахом-черноризцем Храбром, славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности.

Культура  народов Северной Америки

   Культура  Америки ассоциируется у большей  части читателей либо с небоскребами Манхэттена и статуей Свободы, либо с Диснейлендом и китчем, в лучшем случае — с плясками и пением независимых и гордых индейцев прерий, стреляющих без промаха и не знающих пощады. Но есть и другая Америка — страна провидцев и поэтов, художников и великих интеллектуалов, страна фантастических цивилизаций, в ряде вопросов превосходящих цивилизацию Европы.

   Традиционно считается, что Америка не является областью прародины человечества — там нет и не было архантропов, и заселялась она людьми современного вида через существовавший 28—30 тысяч лет назад сухопутный мост между Аляской и Чукоткой — так называемую Берингию. Именно с этого момента начинается отсчет истории американской культуры.

   Современная академическая наука считает, что  древние обитатели материка принадлежали к протомонголоидной или протоазиатской группе, генетически связанной с  алтайскими, финно-угорскими, сино-тибетскими народами. Это утверждение базируется на лингвистических данных и антропологических  признаках аборигенов — прямые жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров и т. п.

   Ко  времени открытия и завоевания континента европейцами его территорию населяли многочисленные коренные народы. Их общая  численность равнялась примерно 15—20 миллионам. В результате ошибки первых мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию, начиная с XVI в. эти народы стали называться индейцами. Как правило, сами аборигены зовут себя иначе — самоназвания племен в большинстве случаев образованы от местных топонимов.

   Уровень развития населения в различных  частях материка был неодинаков. Среди  безбрежного океана первобытных  племен с их мировоззрением, творчеством  и образом жизни находились островки уникальных культур классового общества Центральной Америки и западной части Южной Америки с их поистине потрясающими достижениями [5].

 

Заключение

     Мировая культура, бесспорно. существует, потому что мир подчиняется течениям, которые определяют его продвижение....

     Наша  общая культура, совокупность общей  религии, литературы, эпос - доказательство существования мировой культуры

     Ведь  она пронизывает все аспекты  человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении  долгосрочных программных целей  демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ  жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через  действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения  людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности по освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности  общества. Гуманистический образ  жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий  уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения  людей и образа их мышления. Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта  деятельности общественного человека 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Арнольдов, А. И. Культурология: наука познания человека и культуры. – М., 2005.
  2. Лотман, Ю. М. Феномен культуры. – Тарту, 2008
  3. Мамонтов, С. П. Основы культурологии. – М., 2004.
  4. . Полипенко, А. А. Культура как система / А. А. Полипенко, И. Г. Яковенко. – М., 2008.
  5. Соколов, О. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л., 2009.

Информация о работе Характерные черты мировой культуры: исторические жанры её развития и функционирования.