Традиции и характерные черты русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Вступая в самостоятельную жизнь, новое поколение, попадая в реальные жизненные условия, соприкасается с опытом взрослых, накопления в навыках, нравственных нормах, обрядах, правилах поведения. Воспринимая данный опыт, новое поколение обогащает его, передает последующим поколениям. В результате происходит развитие и закрепление правил наиболее целесообразных для общества, которые впоследствии становятся традициями.
Национал

Содержание

Введение 3
1. Понятие культуры и традиций 4
2. Традиции народов России 6
2.1. Свадьба в традициях народов России 6
2.2. Масленица - древний русский праздник 10
2.3. Рождество Христово 11
2.4. Христова Пасха 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Культурология. Тема Традиции и характерные черты русской культуры.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                                                          3

1.      Понятие культуры и традиций                                                                                                  4

2.      Традиции народов России                                                                                                                6

2.1.           Свадьба в традициях народов России                                                                      6

2.2.           Масленица - древний русский праздник                                                                10

2.3.           Рождество Христово                                                                                                          11

2.4.           Христова Пасха                                                                                                                        14

Заключение                                                                                                                                      16

Список используемой литературы                                                                                            17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вступая в самостоятельную жизнь, новое поколение, попадая в реальные жизненные условия, соприкасается с опытом взрослых, накопления  в навыках, нравственных нормах, обрядах, правилах поведения. Воспринимая данный опыт, новое поколение обогащает его, передает последующим поколениям. В результате происходит развитие и закрепление правил наиболее целесообразных для общества, которые впоследствии становятся традициями.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.

Традиции имеют определяющее значение в развитии цивилизации. Они дают представление о народе в целом, его характере или о какой-то стороне его бытия. Традиции выступают условием стабильности характера народа, устойчивости его нравственных основ. В них концентрируется тысячелетние духовные искания человечества, народов и отдельных людей. Традиции закрепляют опыт взаимоотношений этноса с природой, социальным окружением.

              В мировой культуре существует множество традиций и обычаев, которые относятся к разным народностям. В данном реферате мы выделим культурно-традиционный аспект русского народа.

 

 

1.      Понятие культуры и традиций

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре.

Культура от латинского «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

С понятием культура тесно переплетается такое понятие как традиции. Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и Т., всегда изустно. Т. передается:

1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий),

2) либо через фольклор.

Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. В начале традиции передавались неосознанно — через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традиции и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. В социологии традиции понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. традиции выполняет ряд культурных функций:

а) устанавливает преемственность культуры,

б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению,

в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей,

г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

2.         Традиции народов России

2.1.           Свадьба в традициях народов России

Свадебные обряды

С древних времен русская свадьба была одним из самых ярких и своебразных ритуалов культуры Руси.

Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен. Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье. Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить. Многоженство также не было редкостью в те времена.

Постепенно религия и быт древних славян усложнялась, появлялись все новые божества и традиции, заимствовались новые обряды. В целом с течением времени нравы становились более мягкими, первобытная дикость уступала место пусть своебразной, но цивилизованности. Похищение невесты еще сохранилось, но стало скорее обрядом, который проходил, как правило, по согласию сторон.

Большинство свадебных традиций, таких как разбрасывание риса или преломление свадебного пирога, уходят корнями в глубокое прошлое.

Свадебные традиции разделяются на несколько этапов. Это досвадебные обычаи, которые включают знакомство, смотрины невесты. Затем в свадебных традициях можно выделить предсвадебную подготовку: сватовство, девичник. Далее традиционно идут свадебные обряды – выкуп невесты, венчание, свадебное гулянье. Но креме этих свадебных традиций, можно вспомнить и более «древние» обычаи. Так, например, очень интересная свадебная традиция передавать обручальное кольцо из поколения в поколение: от матери к дочери или от отца сыну. Кроме этого, свадебные традиции зависят от местности и категории населения. Но общность свадебных традиций и свадебных обрядов разных народов существует.

              В прошлом молодые люди женились очень рано.

Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.

              Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой). Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.

Сватовство

Раньше жениться на Руси было принято рано. Зачастую молодожёнам было не более 13 лет. Родители жениха выбирали невесту, а молодые люди могли узнать о свадьбе тогда, когда подготовка к ней шла уже полным ходом.

В наше время в большинстве своём семьи образуются по взаимной любви, и право выбора принадлежит молодым, вступающим в брак, поэтому сватовства, как в прежние времена, со сватами, договорами о приданом, задатком и прочими условиями сейчас уже практически не существует.

Но и сейчас по правилам  этикета молодой человек должен прийти в дом невесты и попросить у её родителей выдать девушку за него замуж. И это уже дань традициям — на самом деле жених просит не разрешения, а своеобразного одобрения их союза.

Сговор

По старинной традиции после сватовства следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение. Эта традиция уже канула в Лету, но зато сейчас у нас есть брачный контракт, в котором жених и невеста обговаривают права на имущество и основные правила совместной жизни.   

Девичник и мальчишник

              Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости подруг. Они шли в баню, мылись, а потом причёсывали волосы. Жениха и будущую семейную жизнь невесты было принято изображать в черных красках, так как это символизировало и прощание невесты с подругами и девичьей жизнью, и оберег от порчи.

Мальчишник же — достаточно поздняя традиция. Древнерусский жених шёл в баню один, и обычай предписывал ему, напротив, молчать. Но постепенно мальчишник тоже стал традицией.

Выкуп

Утро свадебного дня раньше начиналось с причитаний невесты и совершения различных обрядов от сглаза в доме жениха, а когда жених со сватами приезжал за невестой, начиналась весёлая церемония её выкупа, которую многие молодожёны любят и по сей день. Подружки задают жениху и его помощнику-свидетелю трудные вопросы, загадывают загадки или просто говорят: «Не отдадим, выручим! Прогоним или пускай выкуп дают». Жених должен ответить на все вопросы, отгадать загадки и дать подружкам денег или конфет. Иногда подружки просто прячут свадебные туфли невесты и требуют дать выкуп и за них.

Застолье

Раньше у входа молодожёнов всегда встречала мать, которая посыпала сына и невестку овсом и пшеном — на оберёг и богатство. Потом родители должны были поподчивать молодожёнов хлебом с солью.  В древности хлеб пекли сами родители. Обычай отламывания или отрезания кусочков хлеба, чтобы погадать, сохранился и по сей день. Раньше гадали на детей — кто первый родится, мальчик или девочка, и на то, как молодые будут распоряжаться своими доходами.

Брачная ночь

Свадебный день завершался проводами молодых на покой, обычно в баню, на сеновал или даже в хлев. Это делалось, чтобы сохранить в тайне место их первой опочивальни и уберечь от сглаза и злых наговоров.

Именно поэтому и сейчас многие пары порой неосознанно стремятся провести первую брачную ночь не дома — в шикарном отеле, на яхте или просто в новой квартире, где никого больше нет.

Раньше муж брал жену на руки и вносил в дом, чтобы обмануть домового: якобы жена — не чужой человек из другого рода, а родившийся младенец.

2.2.           Масленица - древний русский праздник

Масленица – это древний русский праздник. Обычно в этот день холодно и морозно.

Гости праздника и организаторы приняли участие в традиционных масленичных забавах и состязаниях – «петушиных боях» на бревне, беге на ходулях, взятии снежного городка, плясках и хороводах. Особенной популярностью пользовалось состязание по перетягиванию каната и добыча призов с десятиметрового столба. На нынешней Масленице в качестве призов победителям, сумевшим подняться по обледенелому столбу, были предложены традиционные масленичные награды – пара кирзовых сапог 42-го размера, павловопосадский платок и ящик водки (раньше этот приз выглядел как ведро водки).

С завершением масленичных гуляний наступает Великий Пост, который длится до самой Пасхи. Масленица – не вполне христианский праздник, он уходит своими корнями в древнее славянское язычество и разделяет в славянском народном календаре два главных его сезона – зиму и весну. Основной едой Масленицы были и остаются блины (помимо молочных продуктов, рыбы и мяса). Первый блин обычно предназначался умершим – его клали на божницу или слуховое окошко, а иногда отдавали нищим (также на «помин души»). Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления (сковородник, помазок и т.д.) вкладывали в руки чучелу Масленицы: как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы).

Наиболее важным днем масленичной недели было Прощеное воскресенье, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные обиды. По вечерам в этот день было принято посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были проводы Масленицы, когда зажигался большой костер. К этому дню обычно изготавливали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его в женские одежды, несли через всю деревню. Выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую женщину или девушку, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег. Масленица на Руси обычно заканчивалась в первый день Великого поста –Чистый понедельник, который считался днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины в этот день обычно «полоскали зубы», то есть в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного. В этот день обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

2.3.           Рождество Христово

Рождество Христово - один из самых  светлых  христианских  праздников. Слово "Рождество" произошло  от  староанглийского  "Cristes  maesse"  (англ. Mass of Christ - Месса Христа).

К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником  в  Европе. Святой Николай считался дарителем подарков во многих европейских странах.

На  Руси  Рождество  начали  отмечать  в  Х  веке.  Рождество   всегда отмечалось с особым благоговением.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го  на  7 января по новому  стилю,  католическая  -  25  декабря.  Вечер  6  января  - Рождественский  сочельник,  канун,  навечерне  Рождества,  называемый  также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от «сочиво» -  ритуального кушанья,  обязательного  для  этого  вечера,   приготавливаемого   из   сока миндального, макового с медом и каши из красной  пшеницы  или  ячменя,  ржи, гречихи, гороха, чечевицы,  позже  -  риса.  Сочивом  начиналась  трапеза  в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах,  поминках,  с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая  «кутья»,  была  разной  по составу. Так, рождественскую кутью готовили  постной.  Ее  приготавливали  с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с  добавлением меда и измельченных  ядер  грецких,  лещинных  орехов,  миндаля,  растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу,  или  бабкину  кутью.

В древности был обычай навещать дом, в котором  появился  новорожденный,  а  в числе  даров  приносить  бабкину  кашу  и  бабкины  пироги.  В  отличие   от рождественской  постной  кутьи  бабкину  готовили  «богатой».  На   поминках подавали постную поминальную кутью - сочиво. Кстати,  ржаную  или  пшеничную соломину, стебель и колос в древности называли сочиво. Отсюда,  возможно,  и название кутьи, так  как  старообрядцы,  например,  готовили  ее  только  из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.

В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды  -  в память о звезде Вифлеемской. В церквах в  вечерние  часы  шла  торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу  звезды  дома.  В крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе  читали  вечернюю  молитву, старшие рассказывали  детям  о  рождении  Иисуса  Христа,  о  волхвах,  дары приносящих. Таким образом воспитывалось  в  ребенке  уважение  к  обычаям  и традициям.  Россияне   благоговейно   относились   к   Рождеству   Христову, праздновали его весело,  ярко  и  красиво.  На  улицах  и  площадях  славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам  свертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями  о  рождении  Спасителя. Как правило, к ним присоединялся скрипач.

Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали  участие  в  славлении.  Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома  оскорблением для христославов и неуважением традиций.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества  песни, которые называются колядками. Тому,  кто  колядует,  всегда  кинет  в  мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома  колбасу,  или  хлеб,  или  медный грош, чем кто богат. Поют часто  про рождество Христа; а при конце желают  здоровья  хозяину,  хозяйке,  детям  и всему дому.

Едва ли можно  назвать  другие  столь  веселые  празднества,  как  дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси.  Рождественская елка, детские праздники с долгожданными подарками; гаданья молодых  девушек, превратившиеся в веселую забаву. Девушки выходили  за  ворота  и  спрашивали имя первого встречного мужчины.  Существовало  поверье,  что  будущий  жених будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки  из  поленьев  сооружали  под своей  кроватью  подобие  колодца,  а  укладываясь   спать,   приговаривали: «Суженый, приди по воду». Под подушку клали  гребень,  трижды  приговаривая; «Суженый, ряженый, приди причесать мне голову».

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады,  карнавалы, ряженые,  песни,  пляски,  хороводы.  Наносили  визиты,  принимали   гостей, устраивали смотрины невест.

2.4.           Христова Пасха

На весеннее время приходится главнейший из православных праздников - Пасха (католики более пышно празднуют Рождество). Кроме постоянных, фиксированных праздников, церковью отмечаются еще передвижные - так называемые "пасхального цикла", т.е. связанные с отсчетом времени от Пасхи, которую православные отмечают в первое воскресенье после первого полнолуния по весеннему равноденствию. Начинался этот цикл с масленицы, последней недели накануне Великого поста. Затем следовало Вербное воскресенье за неделю до Пасхи, Страстная неделя, собственно Пасха, Красная горка (первое воскресенье по Пасхе), Преполовение (25-й день по Пасхе - половина срока между нею и Троицей), Вознесение (40-й день по Пасхе), семиковая неделя (7-я после Пасхи), завершающаяся Троицей (50-й день) и следующим за ней Духовым днем.

Сама Пасха празднуется обычно в период между 22 марта/4 апр. и 22 апр./5 мая. Это один из наиболее сакральных моментов года, воспроизводящий (конечно символически), словно некий архетип, воскресение распятого в пятницу Богочеловека Христа. Соответственно, канун этого дня, соотносимый со временем смерти Христа, наиболее благоприятен для активности темных сил. Потому в пасхальную ночь опасались чертей, ведьм и оборотней, которые в это время легко становятся видимы. Самым сакральным считалось время пасхальной службы, когда многое невозможное становится возможным. Легко исполняются любые пожелания на будущее, сказанные тихонько во время службы. Даже вор, если ему удастся незаметно украсть что-либо у молящихся в церкви, получает сверхъестественную гарантию успешного воровства на целый год.

Всем известны пасхальные яйца. Они тоже несут мифологическую символику: яйцо, как и семя, в земледельческой модели мира кодирует не только рождение, но и воскресение - внешне неживое семечко, твердое известковое яйцо вдруг дает начало жизни. Это позволяет соотнести их с образом умершего и воскресшего божества, которое повторяет (или пролагает) путь семени (вниз - в землю, вверх - из земли) или яйца (на землю, в гнездо - и вверх, в рост, а затем - для птицы - в полет). Этот образ неизбежно должен был сблизиться в народном мышлении с умершим и воскресшим Христом (культы умирающих и воскресающих богов хорошо известны и язычеству разных народов: таковы египетский Осирис, вавилонско-сирийский Таммуз, фригийский Аттис, финикийский Адонис, заимствованный античными греками и римлянами). Потому яйцо повсеместно оказалось связанным с праздником Христова Воскресения (хотя церковная легенда поясняет это иначе).

Несомненным остатком язычества был и обряд христосования с покойниками, когда нa Пасху шли на кладбище и оставляли на могилах трапезу - крашеные яйца, хлеб и пиво. Древняя жертва мертвому предку здесь, видимо, приобрела новый смысл: делясь с мертвым радостью воскресения Бога, тем самым выражаешь надежду на конечное воскресение и этого мертвого. Но днем особо активного общения с мертвыми была (и остается) Радуница - суббота пасхальной недели, когда посещение могил родственников было обязательным. "Радуница была праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали... На могилы приносили еду и питье: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т.д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось "мертвым на еду". По могиле катали яйца.

Заключение

              Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Недаром существует пословица: "Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!" Её можно истолковать и шире, применив к целому народу. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своей молодёжи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов. Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения.

Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные ценности жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

             

 

 

 

 

Список используемой литературы:

              Учебники:

1.      Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.;

2.      Культурология. Учебное пособие // Под редакцией доц. Н.Н. Фоми-ной, , доц. Н.О. Свечниковой.- СПб: СПбГУ ИТ-МО, –2008. – 483 с.

Ресурсы Интернета:

1.      http://www.unn.ru;

2.      http://www.countries.ru;

3.      http://www.rodina-portal.ru

2

 

Информация о работе Традиции и характерные черты русской культуры