Традиции в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:07, контрольная работа

Описание работы

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.
Традиции выполняют две социальные функции:
являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений
осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…..3
1 Традиции и обычаи………………….………… …………………………...………...4
1.1 Род и человек………………………………………………………………..…….…4
1.2 Дружина…………………………………………………………..……………….....6
1.3 Особые люди…………………………………………………………………….…..7
1.4 Правда……………………………………………………………………...………...8
1.5 Месть…………………………………………………………………………………9
1.6 Поединок……………………………………………………………………………10
1.7 Социальная иерархия…………………………………………………………..…..11
2 Основные обряды…………………………………………………………………….13
2.1 Инициация……………………………………………………………...…………...13
2.2 Свадьба……………………………………………………………………………...13
2.3 Похороны…………………………………………………………………………...14
3 Русские праздники………………………………………………………………..….15
3.1 Масленица……………………………………………………………………...…..15
3.2 Пасха Христианская…………………………………………………………..…...16
3.3 Рождество Христово……………………………………………………………….17
3.4 Святки……………………………………………………………………………….19
3.5 Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………...21
Заключение………………………………………...…………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………..………..26

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургский  государственный  университет 
сервиса и экономики
НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ
Кафедра «Общих гуманитарных, математических и  естественнонаучных дисциплин»
Заочное отделение

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Культурология» на тему:

  «Традиции в культуре»

 
 
 

      Выполнила:

      студент 1 курса группы 86.1у

                                                                                      специальности «Экономика и

                                            управление на предприятии» 

                          Николаева Мария Юрьевна

      № зачетной книжки:  _______ 

                                                 

                                                  Проверил: 
 
 
 
 
 
 

Великий  Новгород

2007 г.

     СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение……………………………………………………………………………...…..3

1 Традиции  и обычаи………………….………… …………………………...………...4

1.1 Род и человек………………………………………………………………..…….…4

1.2 Дружина…………………………………………………………..……………….....6

1.3 Особые  люди…………………………………………………………………….…..7

1.4 Правда……………………………………………………………………...………...8

1.5 Месть…………………………………………………………………………………9

1.6 Поединок……………………………………………………………………………10

1.7 Социальная  иерархия…………………………………………………………..…..11

2 Основные  обряды…………………………………………………………………….13

2.1 Инициация……………………………………………………………...…………...13

2.2 Свадьба……………………………………………………………………………...13

2.3 Похороны…………………………………………………………………………...14

3 Русские  праздники………………………………………………………………..….15

3.1 Масленица……………………………………………………………………...…..15

3.2 Пасха  Христианская…………………………………………………………..…...16

3.3 Рождество  Христово……………………………………………………………….17

3.4 Святки……………………………………………………………………………….19

3.5 Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………...21

Заключение………………………………………...…………………………………...25

Список используемой литературы…………………………………………..………..26

 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и  выполняемым функциям. Одними из самых  ярких  и показательных явлений  такого рода являются народные  обычаи и традиции.

     Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности.

     Традиции  – это элементы социального и  культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени.

     Традиции  выполняют две социальные функции:

  • являются средством стабилизации  утвердившихся в данном обществе отношений
  • осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

     Традиции  также производят и воспитательное действие на человека. Они формируют  сложные привычки – определённую направленность поведения. Сложная  привычка – это активная форма  отражения требований жизни. В любой  ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного. Например, традиция творческого отношения к труду побуждает человека к поиску более производительных приемов, способов в новых для него видах производственной деятельности, к глубокому овладению новых для него специальностей.  
 
 

     1 Традиции и обычаи

     1.1 Род и человек

     «Скажи  мне, какого ты рода, и я скажу, кто  ты».

     У нас семья – это отец, мать, один-два ребёнка. Самое большее, есть ещё дедушка с бабушкой и дядя с тётей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье трое детей, она считается многодетной. В древности, во-первых, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, да ещё где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки. Во-вторых, детей рождалось гораздо больше, чем теперь. Ещё в XIX веке, в условиях единобрачия, десять и более детей было обычным явлением. А у язычников, не забудем, богатому и состоятельному мужчине не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить... Представьте себе такой дом, в котором живут четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными... Целое общежитие, и все – родственники! Учёные-этнографы, изучающие жизнь самых разных народов, так и называют подобный родственный коллектив – «большая семья».

     Каждый  человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями, как мы теперь. Он рассматривал себя главным образом как члена рода. Он казался себе частичкой единого тела, единой души. Любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день). Предки – чуры, щуры – хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (знаменитое «чур меня»).

     Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук  такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж, услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В одном люди исстари славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники и задиры: значит, повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного набедокурившего отвечал весь род.

     В ту эпоху повседневная одежда каждого  человека представляла собой его полный «паспорт». Точно так, как по мундиру военного видно: какое звание имеет, каких наград удостоен, где воевал и так далее. В древности одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, очень много говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и массу других деталей. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести. В древности точно такие же порядки существовали и у нас на Руси. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, провожают по уму». Только не все теперь знают, из каких отдалённых времён явилась эта народная мудрость. Обычно считается, что «по одёжке» видно, богат ли человек и со вкусом ли одевается. На самом деле всё гораздо серьёзней: впервые повстречав человека, «по одёжке» определяли его род и решали, как себя с ним вести.

     В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня – даже самая дальняя, которую мы назвали бы «седьмая вода на киселе» – готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родни. И даже не потому, что родня эта являлась на суд с оружием... Мой род – моя крепость!

     Зато в любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует род, учёные называют традиционным. Если познакомиться с основами древней традиции, окажется, что она совершенно четко нацелена на выживание рода. Никакого «индивидуализма» традиционное общество не признаёт. И, поскольку человечество не вымерло, значит, подобное положение большую часть людей худо-бедно устраивало.

     Традиционное  общество с некоторой натяжкой можно уподобить муравейнику. Природе всё равно, погибнет или будет жить данный конкретный муравей: лишь бы уцелел муравейник. Вот и человеческое общество на определённых этапах своего развития заботится не столько об индивидуальной судьбе отдельного человека, сколько о выживании общества в целом. То есть – рода.

     Что из этого получалось?

     Род, полностью определявший жизнь каждого  из своих членов, временами диктовал им свою непреклонную волю в самых  деликатных вопросах. Например, если два рода, жившие по соседству, решали объединить свои усилия, вместе отправляться на охоту или в море за рыбой, или отбиваться от врагов, – самым естественным казалось скрепить союз родственными отношениями. Если в одном роду был взрослый парень, а в другом – девушка, родственники могли попросту приказать им жениться. И всё! Никакие отговорки не принимались. Подумаешь там, «любит – не любит». Какие мелочи, если речь идет о благополучии рода! Стерпится - слюбится...

     1.2 Дружина

     Человек, оказавшийся в те времена «без роду и племени» – все равно, изгоняли его или он уходил сам – чувствовал себя весьма неуютно. Одиночки неизбежно собирались вместе, и столь же неизбежно их товарищество, поначалу равноправное, обретало внутреннюю структуру, причем по принципу все того же рода.

     Род был и самой первой формой общественной организации, и самой живучей. Человеку, не мыслившему себя иначе как в  роду, непременно хотелось, чтобы рядом  по-прежнему были отец и братья, готовые  прийти на помощь Поэтому предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга – братьями. Пояснить это можно любопытным примером из жизни древней Руси, где в свое время господствовали примерно такие же порядки. Членов дружины такого-то князя наши летописи именуют еще «чадью», то есть в буквальном переводе его «детьми». Воинов князя Василька, например, так и называют «Васильковичами», хотя о физическом родстве нет и речи.

     Рассказывая о родовом обществе, ученые пишут: «Родственниками не рождались». Парадоксальная на первый взгляд фраза означает, что новорожденный, появившийся в данной семье, должен был еще «доказать» свое право быть её членом: над ним совершали вполне определенные ритуалы, по ходу которых должно было выясниться, настоящий ли это человеческий младенец или «подменыш», злой дух в обличье ребенка.

     Надо  ли после этого удивляться, что и воинский «род», в который вступали уже сложившиеся, взрослые люди, подвергал новых членов многочисленным испытаниям?

     А значит, желающим вступить в воинские братство назначался и испытательный срок, и весьма серьезный экзамен. Причем экзамен подразумевал испытание не только чисто профессиональных качеств – ловкости, силы, владения оружием, – но и обязательную проверку духовных качеств, а также мистическое Посвящение.

1.3 Особые люди

     Упомянув о Посвящении, сразу заметим, что в древнейшие времена воинские союзы вообще носили тайный и насквозь мистический характер. Мы теперь отдаленно можем представить нечто подобное, лишь когда речь идет о тайных школах восточных единоборств. В древности же это распространялось на все профессиональные воинские сообщества. Почему так?

     Воины участвуют в сражениях, убивают  и проливают кровь. Человек, убивший  любое живое существо, и в особенности другого человека, «протыкает дырку» между мирами умерших и живых. Дырка эта затягивается в течение какого-то времени, и кто знает, какие злые силы успеют сквозь нее проскочить? Не говоря уже о душах погубленных врагов, которые постараются всячески отомстить убийце, а заодно и всем, кто окажется поблизости. Одним словом, человек, совершивший убийство – пусть даже в бою, сражаясь за свое племя, – неизбежно объявлялся «нечистым».

Информация о работе Традиции в культуре