Христианские таинства: понятие, виды, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим один из важных видов христианского священнодействия - таинства, раскроем их значение для христианской религии и верующего человека.
Задачи исследования данной темы ориентированы, прежде всего, на подробном исследовании особенностей христианских таинств, истории их появления и выявления их значения.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Введение

     Религия как явление, присущее человеческому  обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные  убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части  населения земного шара. В религии  можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии. С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

     Самой многочисленной мировой религией является христианство. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” в мире к концу XX века было около 2 миллиардов христиан. (Тишков А.В., 1998, с. 421)

     Христианство  возникло в середине I в. н.э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В настоящее время в христианстве существуют следующие основные направления: православие, католицизм, протестантизм.

     Для всех направлений христианской религии  присущи следующие черты:

    1. Единобожие;
    2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);
    3. абсолютная ценность человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, равенство всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать;
    4. полное господство духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
    5. отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю;
    6. воскресение плоти и блаженство воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире; (Свенцицкая И.С., 1989, с. 45)

     Существенную  часть христианской религии составляют священнодействия. Священнодействия включают в себя церковный обряд, богослужение, богомолье, молитва, служба, месса, треба, таинства.

     В данной работе мы рассмотрим один из важных видов христианского священнодействия - таинства, раскроем их значение для христианской религии и верующего человека.

     Задачи  исследования данной темы ориентированы, прежде всего, на подробном исследовании особенностей христианских таинств, истории их появления и выявления их значения.

     Изучение  религиозных верований, их особенностей и традиций занимает особое место в духовной культуре общества. Они включают в свое содержание моральные ценности и установки. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. В современном мире понимание религиозных идей и ценностей способствует социальной интеграции и стабильности общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Христианские  таинства: понятие, виды, значение

     Таинство (лат. Sacramentum) — по учению христианской церкви есть священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия. (Грицанов А.А., Синило Г.В., 2007, с. 543)

     Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли  его ко многим священнодействиям, однако в 12 веке число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. (Аверинцев С.С., 1995, с. 201)

     По  мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям (тайным культовым мероприятиям, посвящённым божествам).

     Таинства  вводились постепенно, с созданием  и укреплением христианской церковной  организации. Причём первоначально  христианская церковь ввела в свой культ всего два таинства — крещение и причащение, так как только о них содержатся прямые упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств, на что указывается в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов.

  Православная церковь проповедует семь таинств. Они  призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.

     Таинство  имеет всегда конкретное обращение  к какому-нибудь человеку для его  спасения. В крещении или венчании, соборовании или покаянии, каждый раз имеется в виду польза отдельного человека, благодатный дар, который необходим для его спасения. Священство имеет главным образом целью не освящение данного человека для его спасения, а посвящение его для служения Церкви, для служения спасения других людей. Всякое таинство совершается Церковью. ( Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., 2005, с. 148)

     Для верующего человека таинства несут  в себе глубокий смысл и огромное значение. В христианской религии  принято считать, что таинства дают человеку Божественную Благодать. Таинство - это необходимое внешнее священнодействие для передачи Божественной благодати, а вера - необходимое условие для совершения таинства. 
 
 
 
 
 
 

Таинство  Крещения

     Слово "крещение" - славянский эквивалент греческого "баптисма" ("погружение"). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, "топят" грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход которого проповедовал Иоанн.

     Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников - священный акт  приобщения к чередованию жизни  и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие.

     Принимая  крещение во имя Христа, человек  не просто "смывает" с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха - умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого". (Библия, 2003, с. 1215)

     Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей  и восприемников - крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

     Крещение  в Православной Церкви и совершается  троекратным погружением с головой  в купель - во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная молитва "отгнания диавола". Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина.

     Перед крещением сам человек или  его крестный должен трижды отречься от сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) свое желание "сочетаться со Христом". Читается Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крестного - духовное просвещение", свет радости.

     В настоящее время подросток или  взрослый человек, желающий принять  крещение в Православной Церкви, должен по меньшей мере прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Cпacителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нем. (Справочник православного человека, 2007, с. 204) 
 
 
 
 
 
 

Таинство  миропомазания

     В практике Православной Церкви с крещением  соединено другое таинство - миропомазание. Помазание освященным миром - ароматным  сложносоставным веществом на основе оливкового масла - восходит к ветхозаветному помазанию елеем (маслом), знаменующему дарование благодати Божией на особое служение.

     В древней Церкви дары Святого Духа подавались через возложение рук  апостолами, а впоследствии - епископами на голову верующего. Со временем возложение рук стало частью таинства священства - рукоположения в священный сан, а для прочих верующих его заменило миропомазание: епископы физически не могли возлагать руки на всех присоединяющихся к Церкви, особенно в отдаленных от центра епархии районах. (Свенцицкая И.С., 1989, с. 79)

     Миро, освященное епископом, "запечатлевает" верующих святостью. Оно как бы оставляет  на них ее печать. Отсюда слова священнослужителя  при помазании миром: "Печать дара Духа Святого". При этом крестообразно  помазуются чело (лоб) - в знак освящения мыслей; очи (глаза) - для освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши - чтобы слышать слово Божие; уста - для освящения речей; руки - чтобы творить дела, угодные Богу; ноги - чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь - для освящения сердца, которое принимает в себя Христа.

     В завершение таинства священник, восприемники и новокрещеный (или новопросвещенный) под молитвенное пение трижды обходят вокруг купели (круг - символ вечности, число "три" знаменует полноту). Таким образом, выражаются вечная сила таинства и духовная радость приобщения к реальности вечной жизни. (Справочник православного человека, 2007, с. 238) 

Таинство  причащения (евхаристие)

     Таинство  причащения, или святой евхаристии (что означает "благодарственная жертва"), занимает важное место в христианском  культе. Приверженцы большинства протестантских течений, отвергающие христианские таинства, тем не менее, сохраняют в своей обрядности крещение и причащение как важнейшие христианские обряды.

     По  христианскому вероучению, обряд  причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом. Памятуя  якобы об этом, церковь и совершает  таинство причащения, которое состоит  в том, что верующие вкушают так  называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приобщились к своему божеству. Однако истоки причащения, как и других обрядов христианской церкви, лежат в древних языческих культах. Совершение этого обряда в древних религиях было основано на наивной вере в то, что жизненная сила человека или животного находится в каком-либо органе или в крови живого существа. Отсюда возникли у первобытных народов верования, что, вкусив мяса сильных, ловких, быстрых животных, можно обрести качества, которыми обладают эти животные.

     В ранних христианских сочинениях не упоминается  об этом таинстве. Некоторые христианские богословы первых веков нашей  эры вынуждены были признавать, что  причащение совершается в целом  ряде языческих культов. Видимо, поэтому введение причащения в христианстве было встречено многими деятелями церкви весьма настороженно.

Информация о работе Христианские таинства: понятие, виды, значение