Христианское сознание – основа средневекового менталитета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:38, реферат

Описание работы

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль
христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка
культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение
многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех
стран, племен и государств Европы.

Работа содержит 1 файл

Значение христианства для развития европейской культуры.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Теология  средневековой Европы  в  поисках  нового  объяснения  мира стала впервые ориентироваться не на простое воспроизведение  уже  известного знания,  а  на  созидание  новых  концептуальных  схем,  которые  смогли  бы объединить столь разные, практически  несоединимые  системы  знания.  Это  и привело, в конце концов, к возникновению новой  пирамиды  мышления  –  форм, процедур, установок, представлений,  оценок,  с  помощью  которых  участники обсуждений    добиваются    взаимопонимания.     Величайшим     изобретением Средневековья   можно   считать    университет    как    принцип    и    как специализированную организацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественная  культура Средневековой Европы.

  Алхимия и астрология.

  Особое  место в культуре средневековья, в системе его знания, занимают алхимия и астрология. Их роль была двойная: с одной стороны, теологически они несовместимы с христианством  и поэтому маргинальны в средневековой культуре; с другой стороны, на эзотерическом уровне они имеют немало точек соприкосновения, что порой приводит к странному симбиозу.

  Похожие отношения складывались у алхимии  и астрологии с вполне рациональными  формами знания и деятельности. Алхимия  и астрология оказали огромное влияние на формирование знаковой среды средневековья.

  Средневековая наука не предложила новых фундаментальных  программ, но в то же время она  не ограничивалась только пассивным  усвоением достижений античной науки. Ее вклад в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени.

  Основной  интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

  В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в  античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.

  В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией. В этой ситуации наука становилась  средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

  Стремление  найти для каждой вещи подходящее место в иерархии бытия четко  прослеживается и в тенденции  к систематизации и классификации  знания 
- занятии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. Очень популярным жанром в научной литературе были сочинения типа энциклопедий. В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.

  Ситуация  в средневековой науке стала  меняться в XII в., когда в научном  обиходе стало использоваться научное  наследие Аристотеля. Тогда наука  столкнулась с теологией и  пришла с ней в противоречие. Разрешением  этого противоречия стала концепция  двойственной истины, то есть признание права на сосуществование “естественного разума” наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью.

  Не  менее важными для становления  современной науки были религиозные  обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь  горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико- дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню Европейское Возрождение.

Романский стиль.

Первым  самостоятельным,  специфически  художественным  европейским

стилем  средневековой  Европы   был   романский,   которым   характеризуются

искусство  и  архитектура  Западной  Европы  примерно   с   1000   года   до

возникновения готики. На первых парах это был  пра–романский стиль.

Архитектура  V–VIII  веков   проста,  за  исключением  зданий   в

Равенне, возведенных по византийским правилам. Здания часто  создавались  из

элементов, изъятых из  старых  римских  построек,  или  декорировались  ими.

Круглые и многоугольные  соборные  церкви,  заимствованные  из  византийской

архитектуры, строились в течение пра-романского периода. Наиболее  известные

и  лучше  всего  проработанные  образцы  этого  типа  –   собор   Сан-Витало

византийского императора Юстиниана  в  Равенне  и  восьмиугольная  дворцовая

капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в  Ай-ля-Капелле.

Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той  эпохи,

требовали громадных зданий, совмещавших в себе как  жилища  монахов,  так  и

часовни, помещения для молитв и  служб,  библиотеки,  мастерские.  Тщательно

проработанные пра-ромаские монастырские комплексы  были  возведены  в  Сент-

Галле, на острове Райхенау и в Монте-Кассино  монахами-бинедиктинцами.

Выдающимся  достижением  архитекторов  романского   периода   была

разработка  зданий с каменными вольтами.

Трудно  говорить  о  романской  скульптуре,  не  касаясь  церковной

архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской  эпохи из кости,  бронзы,

золота  изготавливалась под влиянием византийских  моделей.  Другие  элементы

многочисленных  местных стилей были позаимствованы из ремесел стран  Ближнего

Востока, известных  благодаря  импортированным  иллюстрированным  рукописям,

резным  изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям.

Существующие  образцы романской живописи включают в  себя  украшения

архитектурных памятников, такие как колонны  с  абстрактными  орнаментами,  а

также  украшения  стен.   С   изображениями   висящих   тканей.   Живописные

композиции, в частности повествовательные  сцены  по  библейским  сюжетам  из

жизни святых. Мозаика,  точно  так  же  как  и  живопись,  была  в  основном

византийским  приемом и  широко  использовалась  в  архитектурном  оформлении

итальянских романских церквей.

Пра-романская   и   романская   обработка   металлов   –   широко

распространенная  форма искусства  –  использовалась,  главным  образом,  для

создания  церковной утвари для  религиозных  ритуалов.  Другие  металлические

изделия этого периода – ранние кельтские филигранные ювелирные  украшения  и

серебряные  предметы.  Самым  известным  примером  романского   текстильного

произведения  вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя».

Готическое  искусство и архитектура.

На  смену  романскому  стилю  по  мере   расцветания   городов   и

совершенствования общественных отношений приходил новый  стиль –  готический.

В этом стиле стали исполняться  в  Европе  религиозные  и  светские  здания,

скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие  произведения

изобразительного  искусства  в  течение  второй  половины   средних   веков.

Готическое  искусство возникло во Франции около 1140  года,  распространилось

по всей Европе в течение следующего столетия  и  продолжало  существовать  в

Западной  Европе в течение почти  всего  XV  века,  а  в  некоторых  регионах

Европы  и в XVI веке.

Основным  представителем  и  выразителем  готического  периода  была

архитектура.  Хотя  огромное  число  памятников   готики   были   светскими,

готический  стиль  обслуживал,  прежде  всего,   церковь,   самого   мощного

строителя в средние века, который и обеспечил  развитие этой новой  для  того

времени архитектуры и достиг ее полнейшей  реализации.

Следуя  романским  традициям,  в  многочисленных  нишах  на  фасадах

французских готических соборов размещалось  в  качестве  украшений  громадное

количество  высеченных из камня фигур,  олицетворявших  догматы  и  верования

католической  церкви. Готическая скульптура в XII и  начале XIII века была  по

своему  характеру преимущественно архитектурной.

Средневековая музыка и театр

Средневековая музыка носит  по  преимуществу  духовный  характер  и

является  необходимым составным элементом  католической мессы. Вместе  с  тем,

уже в  раннем Средневековье начинает оформляться  светская музыка.

По иронии истории, театр в форме литургической  драмы был  возрожден

в  Европе  Римской  католической  церковью.  Когда   церковь   искала   пути

расширения  своего влияния, она часто приспосабливала  языческие  и  народные

праздники,  многие   из   которых   содержали   театрализованные   элементы.

Определенные  праздники были знамениты своей  театральностью,  как,  например,

шествие к церкви в вербное воскресенье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Христианское сознание – основа средневекового менталитета