Христианское сознание – основа средневекового менталитета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:38, реферат

Описание работы

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль
христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка
культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение
многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех
стран, племен и государств Европы.

Работа содержит 1 файл

Значение христианства для развития европейской культуры.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

   считают  монополизацию военного дела  господствующим  классом.  Война   была

   уделом  рыцарей. Это понятие, обозначавшее  первоначально просто воина,  со

   временем  стало  обозначать  привилегированное   сословие   средневекового

   общества, распространившись на всех светских феодалов.

        На этапе  освоения  племенами   германцев  земель  Западной  Римской

   империи  и начинает образовываться класс   феодалов  -  рыцарей.  До  этого

   времени  крестьянин и воин были неразрывно  связанными  профессиями.  Но  с

   момента  заселения новых территорий  происходит  разделение  крестьянского

   труда  и военной службы. Еще одной  причиной образования  сословия  воинов-

   защитников  была  невозможность  создать   и  содержать   большую   армию.

   Сложившаяся  ситуация требовала, чтобы воин  был хорошо вооружен, обучен  и

   имел  коня. Тяжелая кавалерия - вот  основа армии того времени.  Утяжеление

   вооружения  ставит перед необходимостью  сделать выбор между маневренностью

   и низкой  стоимостью, с одной стороны, и ударной силой, скованностью  -  с

   другой. Одним словом, между войной ''народных  масс'' и войной  ''элиты'',

   судя  по всему, уже в VII веке выбор  был сделан в пользу ''элиты''.

 

        Рост стоимости и значения  оружия, престижа самой военной профессии

   приводил  к  возвышению  тех  среди   свободных,  кто  обладал   богатством,

   выделял  их в отношении остальной массы   населения.  При  этом  социальный

   статус  неимущих резко падал, и они   фактически  оказывались  в   положении

   зависимых  людей,  почти рабов.

        Процесс разделения общества  свободных людей на меньшинство   богатых

   и вооруженных,  и большинство неимущих и безоружных  происходил  таким  же

   образом  и у франков. По обе стороны  Альп в  середине  VIII  века  древнее

   право-обязанность  каждого свободного германца  быть при оружии  постепенно

   исчезает.  ''Народ''  и  ''войско''  уже   не  были   теперь   синонимами.

   Вооружаться  теперь мог только тот, кто  достиг  известного  экономического

   уровня.  Внутри  этой  группы  лишь  небольшая  часть  была  в  состоянии

   обеспечить  себе обладание боевым конем  и тяжелым вооружением.

        Основополагающая роль в период  становления  рыцарства  принадлежит

   экономическому  фактору.  Он  приходит  в   действие  уже в эпоху Карла

   Великого. В это время от  имущественного  ценза  зависит  то,  какой   тип

   оружия  подобает  тому  или  иному   воину.   Разрыв   между   социально-

   экономическими  классами  углубился,  затронув  политические,  военные  и

  юридические сферы. И неизбежно - сферу духовной жизни.

        Тем временем продолжалось возвышение  как тех,  кто  был  достаточно

   богат,  чтобы  вооружаться,  так   и  тех,  кто  вопреки   своему   низкому

   социальному  положению получал от своих  господ  необходимые  средства  для

   приобретения  оружия благодаря каким-то своим  качествам. Возвышались также

   члены  господской свиты, входившие   в  состав  дружины  сеньора.  По  этой

   причине   потерять  благосклонность  господина   или   лишиться   имущества

   означало  для воина деградировать до  уровня безоружного крестьянина.

        Годы, охватывающие период после  смерти Карла Великого и до  ОттонаI

   (X  век),  стали  решающими  в  формировании  рыцарства.  То  были   годы

   беспорядка  и террора, когда не только политическая  власть  или  то,  что

   оставалось  от нее, но  и  элементарное  выживание  большинства  населения

   зависели  от военной  силы.  В  этот  период  становится  безотлагательным

   вопрос  о том, чтобы подчинить эту  силу дисциплине, наделить ее  этическим

   содержанием,  поставить перед ней определенную  социальную цель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научная культура в средние  века.

Христианская  церковь в средние века была  совершенно  равнодушна  к

греческой и  вообще  к  языческой  науке  и  философией.  Главная  проблема,

которую старались решить отцы  церкви,  заключалась  в  том,  чтобы  освоить

знания  «язычников», определив  при  этом  границы  между  разумом  и  верой.

Христианство  было вынуждено соперничать  с  разумом  язычников,  таких,  как

эллинисты, римляне, с иудейской  ученостью.  Но  в  этом  соперничестве  оно

должно  было строго оставаться на библейской основе. Можно  здесь  вспомнить,

что многие отцы церкви имели образование в  области  классической  философии,

по существу своему не христианское. Отцы церкви  прекрасно  осознавали,  что

содержащееся  в  работах  языческих  философов  множество   рациональных   и

мистических систем сильно  затруднит  развитие  традиционного  христианского

мышления  и сознания.

Частичное решение этой  проблемы  было  предложено  в  V  веке  Св.Августином.  Однако  хаос,  наступивший  в   Европе   вследствие   вторжения  германских племен и упадка Западной  Римской  империи,  отодвинул  серьезные дебаты о роли и приемлемости языческой  рациональной  науки  в  христианском обществе на семь столетий и лишь  в  X-XI  веках  после  завоевания  арабами Испании и Сицилии возрождается интерес к  освоению  античного  наследия.  По той же причине христианская культура была теперь  способна  и  к  восприятию оригинальных работ исламских  ученых.  Результатом  стало  важное  движение, включавшее в себя собирание греческих и арабских рукописей,  перевод  их  на латынь и комментирование. Запад получил таким путем не только полный  корпус сочинений Аристотеля, но и работы Евклида и Птолемея.

Появившиеся  в  Европе  с  XII  века  университеты  стали  центрами

научных исследований, помогая  установить  непререкаемый  научный  авторитет

Аристотеля. В  середине  XIII столетия  Фома  Аквинский осуществил  синтез

аристотелевской философии и христианской доктрины. Он  подчеркивал  гармонию

разума  и веры, укрепляя таким  способом  основы  естественной  теологии.  Но

томистский  синтез не остался  без  ответного  вызова.  В  1277  году,  после

смерти  Аквината,  архиепископ  Парижский  признал   непригодными   219   из

утверждений Фомы, содержащихся в его сочинениях. В результате  была  развита

номиналистская  доктрина. Номинализм, который  стремился  отделить  науку  от

теологии, стал краеугольным камнем в переопределении сфер науки  и  теологии

позднее, в XVII веке.

В течение XIII и XIV веков европейские ученые  всерьез  расшатывали

фундаментальные  устои  аристотелевой  методологии  и   физики.   Английские

францисканцы  Роберт  Гроссетест  и  Роджер  Бекон  ввели  в   сферу   науки

математический  и экспериментальный методы, а  также способствовали  дискуссии

о зрении и о природе света  и  цвета.  Их  оксфордские  последователи  ввели

количественные  рассуждения  и  физический  подход  через  свои  исследования

ускоренного движения. За Ла-Маншем, в Париже, Жан  Буридан  и  другие  ученые

детально  разработали концепцию импульса, в то время как Николас Орезм (1330-

1382) предложил   ряд  смелых  идей  в  астрономии,  что  открыло  двери для

пантеизма Николая Кузанского.

Важное  место  в  научной  культуре   европейского   средневековья

занимала   алхимия.   Алхимия   была   посвящена   преимущественно   поискам

субстанции, которая могла бы превращать обычные  металлы в золото  и  серебро

и служить  средством бесконечного продления  человеческой жизни. Хотя ее  цели

и применявшиеся  средства были весьма сомнительны  и  чаще  всего  иллюзорны,

алхимия  была  во  многих  отношениях  предшественницей  современной  науки,

особенно  химии.  Первые  дошедшие  до  нас  достоверные  работы  европейской

алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и  немецкому  философу Альберту  Великому.  Они  оба  верили  в  возможность  трансмутации   низших металлов в золото. Эта идея поражала воображение, алчность многих  людей,  в течение всех средних веков. Они верили, что золото – совершеннейший  металл, а  низшие  металлы  менее  совершенны,  чем  золото.  Поэтому  они  пытались изготовить или изобрести вещество, называемое  философским  камнем, которое совершеннее золота, а потому может быть использовано  для  совершенствования низших  металлов  до  уровня  золота.  Роджер  Бэкон  верил,   что   золото, растворенное в «царской водке» является  эликсиром  жизни. 

  Альберт   Великий был величайшим практическим химиком своего времени. Российский ученый В.  Л.Рабинович проделал блестящий анализ алхимии и показал, что она представляла собой типичное  порождение  средневековой  культуры,  сочетая  магическое  и мифологическое видение  мира  с  трезвым  практицизмом  и экспериментальным подходом.

Самым, пожалуй, парадоксальным  результатом  средневековой  научной

культуры  является  возникновение   на   базе   схоластических   методов   и

иррациональной  христианской догматики новых принципов  познания  и  обучения.

Пытаясь найти гармонию веры  и  разума,  соединить  иррациональные  догмы  и

экспериментальные  методы,  мыслители  в  монастырях   и   духовных   школах

постепенно  создавали  принципиально  новый  способ  организации  мышления  –

дисциплинарный.  Наиболее  развитая  форма  теоретического   мышления   того

времени была теология. Именно теологи, обсуждая проблемы  синтеза  рациональной  языческой философии  и  христианских   библейских   принципов,   нащупали   те   формы деятельности и передачи знаний,  которые оказались наиболее  эффективны  и необходимы для  возникновения  и  становления  современной  науки:  принципы обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и  сегодня. «Диссертация, защита, диспут, звание,  сеть  цитирования,  научный  аппарат, объяснение с современниками с помощью опор  –  ссылок  на  предшественников, приоритет,  запрет  на  повтор-плагиат  –  все  это  появилось  в   процессе воспроизводства духовных кадров, где обет  безбрачия  вынуждал  использовать «инородные» для духовной профессии подрастающие поколения».

Информация о работе Христианское сознание – основа средневекового менталитета