Художественная Культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:41, реферат

Описание работы

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня ни приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

Работа содержит 1 файл

художественная культура.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.  

  Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня ни приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

  Так что понятие "художественная культура" много шире, чем понятие "искусство". И потом, ведь есть искусство, в котором  польза и красота должны быть не отделимы друг от друга. Красивый дом может и не иметь никаких украшений, он может быть прекрасен сам по себе - соотношением своих совсем простых по форме частей. Поэтому в учебнике по художественной культуре мы будем говорить о том, что люди разных народов считали красивым, как они воплощали свои понятия о красоте в самых разных областях жизни и, главное, почему они считали именно это красивым.

  Художественная  культура имеет одно замечательное  отличие от других областей культуры, например, науки и техники. Нам  не придется сегодня строить здания, как их строили в Древнем Египте, или проводить водопровод, как его проводили в Древнем Риме, но скульптуры этих древних стран до сих пор пленяют нас своей красотой, своим совершенством.

  Когда-то Пушкин упрекал непросвещенный, народ  в том, что "печной горшок" ему дороже мраморной статуи: е Но мрамор сей ведь бог, так что же "печной горшок" тебе дороже; ты пищу в нем себе варишь". Кухонная утварь противопоставляется произведению высокого искусства. А сегодня в одном зале художественного музея мраморная статуя Аполлона и керамический сосуд. И трудно нам определить, что красивее - "бесполезная" статуя "полезный" горшок. И такой ли уж бесполезной она была? Ей поклонялись, просили у нее защиты. 

  У каждого  народа - своя культура, а вместе - все  народы мира создали мировую культуру.

  Но не поймите нас превратно- мировая культура - не простая сумма культур равных народов: русская культура, плюс французская, плюс китайская, плюс и так далее, и так далее. Мировая культура - это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ говорит с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И эти языки понятны нам с вами. Если только, конечно, мы научились их понимать. Именно этому - умению понимать родную культуру, ее взаимодействие с мировой культурой посвящен наш учебник. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до того, как началась история нашего народа, наша культура.

  Но как же много можно увидеть сегодня на улицах Москвы, Петербурга, других российских городов из глубокой древности Востока, Греции, Рима. Русская культура - часть мировой культуры: она восприняла лучшее в ее наследии и, как вы увидите в будущем, сама мощно повлияла на нее.

  Никогда не будет забывать, что мы - люди великой культуры, великой страны. Это чувство поднимает человека над обыденностью. Это не высокомерное чувство, которого нужно бояться, это осознанная гордость " за дела предков ", которые никогда не отгораживались от других народов, не стыдились учиться у них, перенимать то, что достойно быть перенимаемым на родную почву, что может на ней прижиться. Гуляя по территории Московского Кремля - этому замечательному символу России, - вы увидите, как много в нем от Востока и Запада, от древности и современности.

  лавная  цель этой книги - научить вас общаться с окружающим миром, с культурной средой. Мы хотим, чтобы вы поняли: стена, кремлевская стена, в которую упирается ваш взгляд, не просто стена - она - окно в мир, в историю, в культуру. И путешествие по этому миру станет для вас интересным и увлекательным.  

Художественная  культура западноевропейских стран времён средневековья.

     Франция.  Интересы феодалов определяли господствующее направление в средневековом искусстве и прежде всего в архитектуре. Со второй половины XII

столетия в Северной Франции появилась архитектура нового, так называемого

готического стиля (XII – XIV вв.). Соборы готического стиля воздвигались

главным образом  в городах, т. е. На территории, ограниченной городскими

стенами. Необходимость  предельной  экономии места в  сочетании со стремлением к

грандиозности во многом определяли конструкцию и  формы готических зданий.

Характернейшей  чертой готического собора являлись столбы, состоявшие из пучка

высоких и стройных колонн, на которые опирались рёбра (невюры) стрельчатых

арок, перекрещивающихся на очень большой высоте. Всё здание, таким образом,

состояло из строительных ячеек (травей) ограниченных четырьмя внутренними

пучками колонн и  имевших особые, выступавшие снаружи  здания столбы

(контрфорсы), которые  через связующие полуарки принимали  на себя значительную

часть тяжести  свода. Поэтому готические соборы в  отличие от соборов романского

стиля на нуждались  в тяжёлых и толстых стенах. Здания стали менее массивными. В

стенах появились  огромные окна со стёклами, разукрашенными яркой живописью по

стеклу (виражи). Многочисленные статуи, каменная резьба и орнаменты  с

растительными мотивами придавали готическим зданиям ещё  большую динамичность.

Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в

других городах.

При помощи великолепных готических храмов церковь стремилась внушить народным

массам идеи о  недосягаемой высоте божества, а также  католической церкви, как

его представительнице  на земле, и о ничтожности самого человека. Однако

готическая архитектура  не может рассматриваться лишь сточки зрения того,

насколько удачно она отвечала интересам католической церкви. Готические

соборы свидетельствуют  о громадном трудовом вкусе и  выдающимся художественном

вкусе многочисленных поколений городских ремесленников. Соборы

свидетельствуют и о возросшем техническом мастерстве горожан, непосредственно

связанном с общим  ростом производительных сил во Франции. Уважение, которое

испытывали современники по отношению к архитекторам из ремесленных  цехов,

возводивших готические соборы, нашло своё отражение и в том, что ряд имён

этих архитекторов сохранился до нашего времени и в  том числе имя Виллара из

Оннекура, который  оставил после себя целый альбом чертежей и рисунков,

представляющих  чрезвычайно  большой интерес.

     Англия. В XI – XIII вв. широкое распространение в Англии получило

народное искусство  жонглеров. В англо-саксонских  рукописях, относящихся ещё к

Х веку, встречаются  изображения жонглёров ловко  подбрасывающих шары и ножи,

играющих на смычковом  инструменте подобном скрипке. Жонглёры в Англии, так же

как и в других странах, являлись бродячими актёрами, разыгрывавшими разные

сценки, и в то же время фокусниками, рассказчиками  и певцами, обрабатывавшими

произведения устного  народного творчества и исполнявшими их под аккомпанемент

музыкальных инструментов. В этом отношении жонглеры были преемниками

англо-саксонских певцов музыкантов, так называемых глеоманов и скопов.

Английский язык, развивавшийся постепенно из ряда мастных  диалектов включил в

свой состав некоторое  количество французских слов и выражений, но сохранил свой

грамматический  строй и собственную лексическую  основу. В отличие от

распространенной  в XII – XIII вв. в придворных кругах рыцарской, так называемой

куртуазной литературы, литературы на северофранцузском или на провансальском

языке, народные поэтические  произведения создавались на общенародном английском

языке. К числу  её лучших образцов относятся исторические баллады, особенно

многочисленные  песни и баллады о Робин  Гуде, которые восходят к XIII – XIV вв.

Высокого уровня развития достигло в XI – XIII вв. искусство оформления книг.

Особенно яркими красками, богатством орнамента и  тонкостью письма отличались

миниатюры Винчестерской  школы.

Развитие архитектуры  было отмечено появлением в XI – XII вв. ряда

монументальных  сооружений в романском стиле (соборы в Оксфорде, Винчестере,

Нориче и др.), из которых Оксфордский собор  был построен ещё до нормандского

завоевания. Элементы готики (собор в Дареме) появились  в Англии уже в конце

ХII в. Соборы в Чичестере  и Линкольне, строительство которых началось ещё в

XI веке были  закончены как готические постройки.

Готические сооружения в Англии отличались большей протяжённостью зданий в

глубину и меньшей  высотой, чем на континенте Европы. Соборные башни

(колокольни) и  башни замков занимают в английской готике более

самостоятельное место по отношению к основной части здания, чем в готических

постройках других европейских стран. Для английской готики характерно также

своеобразное пересечение  стрельчатых арок сводов, образующее декоративные,

так называемые веерные узоры. Наиболее яркими образцами английской готики

XIII века являются  соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери, Питерборо и др., а

также Вестминстерское  аббатство в Лондоне.

     Германия. Культура Германии XII – XIII вв. не была единой и однородной.

Она отражала идеологию  различных классов феодального  общества. Важнейшим

памятником культуры господствующего класса в это  время является сохранившаяся в

составленных в  Австрии около 1200 г. списках «  Песнь о Нибелунгах ». В основе «

Песни о Нибелунгах » лежит литературная обработка народных сказаний о событиях,

связанных с нашествием гуннов на Бургундское королевство  в начале V вв. Главный

герой Зигфрид  – знатный и благовоспитанный рыцарь, влюбившийся в сестру

бургундского короля Гунтера – красавицу Кримхильду. В поэме важную роль играет

конфликт между  личными достоинствами Зигфрида и его положением в феодальной

иерархии. В целом  «Песнь о Нибелунгах» в значительно  большей степени отражает

быт германского  рыцарства XII в., чем бургундского племени начала V в.

Кроме «Песни о  Нибелунгах», идеология рыцарства  нашла своё отношение и в

стихотворных романах, наиболее популярным из которых является роман немецкого

поэта Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде, представляющей творческую

переработку аналогичной темы французской рыцарской поэзии. Роман интересен

тем, что Готфрид  изображает  в нём чисто земную любовь и тем самым стремится

освободить рыцарскую  поэзию от господства церковного мировоззрения.

Наряду с романом  возникла и рыцарская лирическая поэзия (миннезанг). Её

представители –  меннезангеры («певцы высокой любви») сами исполняли свои

произведения, которые  затем заучивались наизусть остальными певцами,

переезжавшими из замка в замок. Крупнейшими творцами миннезингера в Германии

были Вальтер  фон дер Фогельвейде (около 1160 – 1230), а так же Гартман фон

дер Ауэ и Вольфрам фон Эшенбах.

В XIII в. в Германии распространилась готическая архитектура. Однако переход

от романского стиля к готике совершался в Германии значительно медленней, чем

во Франции, и этим объясняется наличие большого числя сооружений, построенных

Информация о работе Художественная Культура